Данный курс знакомит учащихся с географией расселения казаков, их бытом и культурой. В курсе раскрывается значение казаков в России. Особое значение придается развитию навыков поиска географической информации, работы с ее различными типами, объяснения и оценивания фактов размещения казаков по территории страны, определению учащимися собственного отношения к быту и культуре событиям казачьего народа. Курс способствует овладением навыками анализа, объяснения, развитием коммуникативной культуры учащихся. Программа обеспечивает взаимосвязь в преподавании курса географии казачества для формирования целостных знаний учащихся о размещении казаков по территории России, и конкретно в Зауралье.
Программа курса «География казачества России» рассчитана на 17 часов.
Цель курса: познакомить с особенностями важнейших центров и районов размещения казаков, их бытом и занятиями.
Задачи курса:
Формировать знания о казачестве как сословии;
Выявление главных центров размещения казачества;
Формирование знаний о казачестве в Кургане;
Формирование знаний о современной роли казачества
Закрепить умения работать с основными средствами географической информации;
Воспитание гражданственности, патриотизма, развитие мировоззренческих убеждений учащихся;
Расширение кругозора учащихся;
Ожидаемые результаты:
Учащиеся должны знать: данный курс дает возможность узнать своеобразие размещения казачества в России; функции Казачьего круга, его традиции, о роли атаманов в современном казачестве, трактовка термина «казак»; Казаки- оренбургских, донские казаки, кавказские казаки и другие. Происхождение и характер духовной культуры Российского казачества; понятие о культуре. Традиции казачества: одежда, жилище, хозяйство, быт, казачества с органами власти, о связях Донского, Кубанского и Уральского казачества; о роли донской интеллигенции в восстановлении этнокультурного наследия донского края, о возрождении культурных традиций.
Учащиеся должны уметь: подбирать литературу по предложенной теме, анализировать ее, показывать различные точки зрения ученых по вопросу о происхождении казачества. Различать символы казачьих общин. Понимать смысл отдельных терминов, при необходимости вводить их в активный словарный запас, работать с картой: правильно показывать границы государства, показывать места казачьих общин. Работать правильно с книгой, делать выводы, объяснять термины, описывать жилище казака, называть элементы одежды донских, оренбургских, кавказских и других казаков, (курень, крепость, струг), составлять описание казачьих обрядов (новогодних, рождественских, свадебных)
По функциональному назначению программа учебного курса отвечает требованиям профильного обучения, так как в школе кадетские казачьи классы.
По степени новизны программа включает новые для учащихся знания, не содержащиеся в базовых программах.
По мотивирующему потенциалу программа содержит знания, вызывающие познавательный интерес учащихся и представляющие ценность для их личностного развития.
По научности содержания в программу включены прогрессивные научные знания и наиболее ценный опыт практической деятельности человека.
Основным типом урока является комбинированный. Предусмотрены так же другие формы уроков: уроки-лекции, беседы, встречи с представителями казачества, просмотр фильмов о казаках, защита творческих работ учащихся.
В курсе раскрывается понятия «казаки», «шалашный атаман», «сечь», «сходка», «скоба», 2оселедец». Географическое расположение казачьих общин, их быт уклад, традиции. Появление казачества. Вольное и служивое казачество. Занятия, общественный строй. Основные принципы казачьего мировоззрения, казачьей нравственности. Права и обязанности казака. Военная структура казаков, создание Донского, Кубанского, Сибирского, Уральского казачьих войск.
I Понятие «казаки» - 1 час
II Днепропетровское казачество -5 часов
2. Запорожские казаки
3. Задунайские казаки
4. Дунайские казаки
5 Азовские казаки
6 Бугские казаки
III Кавказские казаки -3 часа
7 Кавказские казаки
8 Терские казаки
9 Кубанские
IV Донские казаки-1 час
10 Донские казаки
V Уральские казаки -3 часа
11 Оренбургские казаки
12 Зауральское казачество
VI Сибирское казачество -3 часа
13 Забайкальское казачество
14 Амурское казачество
15 Уссурийское казачество
VI (16-17)
п/п | Тема курса | Количество часов | Дата план | Дата факт |
Понятие «казаки» | ||||
Днепропетровское казачество . Запорожские казаки | ||||
Задунайские казаки | ||||
Дунайские казаки | ||||
Азовские казаки | ||||
Бугские казаки | ||||
Кавказские казаки | ||||
Терские казаки | ||||
Кубанские | ||||
Донские казаки | ||||
Оренбургские казаки | ||||
Зауральское казачество | ||||
Забайкальское казачество | ||||
Амурское казачество | ||||
Уссурийское казачество | ||||
Современное казачество, казачий круг | ||||
Обобщающий урок по теме: «География Российского казачества» |
п/п | Раздел курса | Количество часов |
Понятие «казаки» | ||
Днепропетровское казачество | ||
Кавказские казаки | ||
Донские казаки | ||
Уральские казаки | ||
Сибирское казачество | ||
Современное казачество, казачий круг | ||
Всего часов |
Список литературы:
1. Агафонов О. Казачьи войска Российской империи. Калининград, 1995.
2. Баранов А.В. Социальное и политическое развитие Северного Кавказа в условиях новой экономической политики (1921 – 1929 гг.). СПБ., 1996.
3. Бреэре И. Казаки. М., 1992.
4. Василевский В.И. Забайкальское казачье войско. Краткий исторический очерк. М., 2000.
5. Венков А.В. Антибольшевистское движение на Юге России на начальном этапе Гражданской войны. Ростов-на-Дону, 1995.
6. Военная история Отечества с древнейших времен до наших дней. М., 1995., т. 1 – 3.
7. Воскобойников Г.Л. Казачество и кавалерия в русско-турецкой войне 1877 – 1878 гг. М., 1997.
8. Воскобойников Г.Л. Казачество в русско-японской войне (1904 – 1905 гг.). Научная библиотека РГУ. Ростов-на –Дону, 1995.
9. Воскобойников Г.Л. Казачество в Первой мировой войне 1914 – 1918 гг. М., 1994.
10. Воскобойников Г.Л. Казачество и кавалерия в Великой Отечественной войне (1941 – 1945 гг.). М., 1995.
11. Гордеев А.А. История казаков. М., 1991 – 1992, т. 1 – 4.
12. Гордеев А.А. История казачества. М., 2007.
13. Игнатьев Б.Б. Развитие системы управления казачьих войск России в конце XIX – начале XX вв. М., 1997.
14. История казачества Азиатской России. Екатеринбург, 1993 – 1995, т. 1 – 3.
15. Казачество. Энциклопедия/под. ред. А.П.Федотова. М., 2003.
Мининков Н.А. Донское казачество на заре своей истории. Учебное пособие. Ростов-на-Дону, 1992.
16. Оренбургское казачье войско. Культура, быт, обычаи. Челябинск, 1996.
17. Рябов С.И. Донская земля в XVII в. Волгоград, 1992.
18. Скорик А.П. Возникновение Донского казачества как этноса. Новочеркасск, 1992.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение г. Кургана
«Средняя общеобразовательная школа № 24»
Рассмотрено на МО Согласовано Утверждаю
«____» ______2013 «___»_______2013 «___»________2013
Руководитель МО Зам. Директора по Директор школы
Смирнова О. В УВР Ишунина Е.С Максимова Н.П.
_______________ _______________ ______________
Рабочая программа
Учебного курса
По географии
«География Российского казачества»
для 10-11 классов на 2013-2014 учебный год
Макарова Ж.В.
предназначен для учащихся начальных классов казачьей направленности общеобразовательных школ. Программа по истории и культуре кубанского казачества может рассматриваться как самостоятельная дисциплина дополнительного образования или внеурочной деятельности. Содержательное и технологическое наполнение преподавания соответствует возрастным особенностям и строится по общеознакомительному принципу. В основу содержания программы положены нравственные устои казаков, сформулированные в казачьих заповедях, в них объединены основы истории, православославная культура казачества, особенности быта и труда, семейные традиции.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 24
Г.Краснодара
УТВЕРЖДЕНО
решение педсовета протокол № 1
Председатель педсовета
Бугакова М.В.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
элементарного краеведческого курса и
тренинга самосовершенствования «Казачья вольница»
Ступень обучения: начальное общее образование (1-4 классы)
Количество часов 135
Составитель: Кочкина Светлана Николаевна
Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта общего начального образования (приказ Минобрнауки РФ № 373)
2. Пояснительная записка .
К.Д. Ушинский писал, что «прежде, чем перейти к твердой пище, ребенок вскармливается молоком матери, прежде чем учить ребенка любить другие страны и другие народы, надо его научить уважать свою страну и свой народ».
В 2007 и 2008 гг. в посланиях Президента России Федеральному собранию Российской Федерации было подчеркнуто: «Духовное единство народа и объединяющие нас моральные ценности – это такой же важный фактор развития, как политическая и экономическая стабильность… и общество лишь тогда способно ставить и решать масштабные национальные задачи, когда у него есть общая система нравственных ориентиров, когда в стране хранят уважение к родному языку, к самобытной культуре и к самобытным культурным ценностям, к памяти своих предков, к каждой странице нашей отечественной истории. Именно это национальное богатство является базой для укрепления единства и суверенитета страны, служит основой нашей повседневной жизни, фундаментом для экономических и политических отношений».
Важнейшей целью современного отечественного образования и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России.
Ребёнок школьного возраста наиболее восприимчив к эмоционально-ценностному, духовно-нравственному развитию, гражданскому воспитанию. В то же время недостатки развития и воспитания в этот период жизни трудно восполнить в последующие годы. Пережитое и усвоенное в детстве отличается большой психологической устойчивостью
3. Общая характеристика курса.
Элементарный краеведческий курс и тренинг самосовершенствования «Казачья вольница» предназначен для учащихся начальных классов казачьей направленности общеобразовательных школ. Программа по истории и культуре кубанского казачества может рассматриваться как самостоятельная дисциплина дополнительного образования или внеурочной деятельности. Содержательное и технологическое наполнение преподавания соответствует возрастным особенностям и строится по общеознакомительному принципу. В основу содержания программы положены нравственные устои казаков, сформулированные в казачьих заповедях, в них объединены основы истории, православославная культура казачества, особенности быта и труда, семейные традиции.
Целями программы являются:
создание условий для реализации потребностей общества в воспитании духовно богатой личности с высокими нравственными устоями и активной гражданской позицией;
воспитание учащихся на духовных и нравственных основах казачества, возрождение духовных, исторических и патриотических традиций Кубанского казачества.
Для достижения данных целей предполагается решить следующие задачи:
Приобщить младших школьников к нравственным устоям культуры предков;
Помочь детям раскрыть для себя смысл высших нравственных ценностей Православия, которые неукоснительно соблюдались казаками, способствовать их укоренению в детском уме и сердце;
Дать учащимся твердые ориентиры добра в образцах выдающихся личностей истории казачества;
Способствовать развитию интереса к истории своего края;
Воспитать любовь и уважение к Родине, ее народу, культуре, языку, святыням;
Ввести детей в круг основных православных традиций, показать их связь с жизнью казаков, искусством, творчеством.
В результате освоения предметного содержания курса у учащихся предполагается формирование универсальных учебных действий (личностных, познавательных, регулятивных, коммуникативных), позволяющих достигать предметных , метапредметных и личностных результатов» .
4. Описание места курса в учебном плане
Согласно учебному плану МОУ СОШ № 24, всего на изучение курса «Казачья вольница» в начальной школе выделяется 135 часов, из них в 1-м классе - 33 часа (1 ч. в неделю, 33 учебные недели); по 34 часа во 2-х, 3-х и 4-х классах (1 ч. в неделю, 34 учебные недели в каждом классе).
5. Описание ценностных ориентиров содержания курса
Россия, наш многонациональный народ и гражданское общество, семья, труд, искусство, наука, религия, природа¸ человечество. Соответственно этому и определяются базовые национальные ценности – основные моральные ценности, приоритетные нравственные установки, существующие в культурных, семейных, социально-исторических, религиозных традициях многонационального народа Российской Федерации, передаваемые от поколения к поколению и обеспечивающие успешное развитие страны в современных условиях;
– патриотизм – любовь к своей малой Родине - Кубани, своему народу, к России, служение Отечеству;
– гражданственность – закон и порядок, свобода совести и вероисповедания, правовое государство;
– социальная солидарность – свобода личная и национальная, доверие к людям, институтам государства и гражданского общества, справедливость, милосердие, честь, достоинство;
– человечество – мир во всем мире, многообразие культур и народов Кубани
– наука – ценность знания, стремление к истине, научная картина мира;
– семья – любовь и верность, здоровье, достаток, уважение к родителям, забота о старших и младших, забота о продолжении рода;
– труд и творчество – уважение к труду, творчество и созидание, целеустремленность и настойчивость;
– представление о вере, духовности, религиозной жизни человека, толерантности;
– искусство и литература – красота, гармония, духовный мир казачества, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие, этическое развитие;
– природа – эволюция, родная земля, заповедная природа, планета Земля, экологическое сознание;
Базовые ценности должны лежать в основе уклада школьной жизни, определять урочную, внеурочную и внешкольную деятельность детей.
6. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса
Результатами изучения курса «Казачья вольница» является формирование следующих УУД:
Личностные УУД
У ученика будут сформированы:
- Внутренняя позиция на уровне положительного отношения к школе
- Устойчивый учебно-познавательный интерес к новым общим способам решения задач;
- Адекватного понимания причин успешности/неуспешности деятельности
- Компетентности в реализации основ гражданской идентичности в поступках и деятельности
- Способности к решению моральных дилемм на основе учета позиций партнеров в общении, ориентации на их мотивы и чувства
- Установки на здоровый образ жизни и реализации ее в реальном поведении и поступках
- Осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на искусство как значимую сферу человеческой жизни.
Регулятивные УУД :
По окончании изучения курса ученик научится:
- Определять цель деятельности с помощью учителя и самостоятельно.
- Принимать и сохранять учебную задачу.
- Планировать
- Обнаруживать и формулировать нравственную проблему .
- Высказывать свою версию разрешения проблемы.
- Различать способ и результат действия.
- Работая по предложенному плану, использовать необходимые средства.
Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога.
- Определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем.
Средством формирования этих действий служит технология оценивания коммуникативных достижений.
- Контролировать свою деятельность, оценивать свои действия, вносить коррективы в их выполнение
- Адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей.
Познавательные УУД :
- Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения исследовательских работ в ходе проектной деятельности. Находить и использовать учебную литературу, энциклопедии, справочники (включая и электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе Интернете.
- Делать предварительный отбор
- наблюдать и делать самостоятельные выводы .
- Записывать и фиксировать
- Осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме.
- Осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
- Осуществлять синтез как составление целого из частей
- Устанавливать аналогии.
- Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей в изучаемом круге явлений или поступков;
Коммуникативные УУД :
- оформлять
- Слушать и понимать речь других людей.
Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог) и технология продуктивного чтения.
- Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.
- Формулировать собственное мнение и позицию.
- Договариваться и приходить к общему мнению.
- Контролировать действия партнёра
- Адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности.
- Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
- Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Средством формирования этих действий служит работа в группах.
Программа «Казачья вольница» рассчитана на 4 года и реализуется во внеурочной деятельности учащихся 1-4 классов.
Программа включает в себя следующие разделы:
Люби труд и не бездействуй.
Служи верно России и казачеству. Внутренний мир человека: общее представление о человеческих свойствах и качествах. Человек- член общества. Взаимоотношения с другими людьми. Культура общения с представителями разных национальностей, социальных групп: проявление уважения, взаимопомощи, умение прислушиваться к чужому мнению. Ценностно-смысловое содержание понятий «Родина», «Отечество», «Отчизна», «Малая родина». Кубань- частица России. Знакомство казачьими заповедями. Понимание их содержания. Место, где мы живем. Тимашевский район, станица Медведовская. Моя улица, мой дом, мои соседи. Береги свою семью и служи ей примером. Уважай старших, чти старость. Духовно-нравственные ценности в семейной культуре народов России и Кубани. Семья- самое близкое окружение человека. Имена и фамилии членов семьи. Оказание посильной помощи взрослым. Распределение обязанностей в казачьей семье. Забота о детях, престарелых и больных – долг каждого человека. Сам погибай, а товарища выручай. Честь и доброе имя для казака дороже жизни. Держись православия- веры наших предков. Поступай по обычаям казачьего народа. Кубанская традиционная культура. Фольклор. Пословицы, поговорки, заклички. Песни, потешки. Сказки. Люби труд и не бездействуй. |
8. Тематическое планирование | ||||||
Тематическое планирование | Количество часов | Характеристика деятельности обучающихся |
||||
1 кл. | 2 кл. | 3 кл. | 4 кл. | |||
На основе содержания казачьих заповедей дается общее представление о человеческих свойствах и качествах. Человек - член общества. Взаимоотношения с другими людьми. Культура общения с представителями разных национальностей, социальных групп: проявление уважения, взаимопомощи, умение прислушиваться к чужому мнению. Ценностно-смысловое содержание понятий «Родина», «Отечество», «Отчизна», «Малая родина». Кубань- частица России. Знакомство казачьими заповедями. Понимание их содержания. Место, где мы живем. Тимашевский район, станица Медведовская. Моя улица, мой дом, мои соседи. Исследовательская работа: 1кл.Почему так назвали улицу, на которой я живу? 2кл.Легенды края казачьего.3кл. Тимашевцы – гордость Кубани. 4кл. Верные сыны Кубани. | Раздел 1. Служи верно России и казачеству Страна, где мы живем. Россия – страна многонациональная. Кубань- край казачий. Верность Родине. Казаки- патриоты своей Родины. Казаки равны в правах. Тимашевский район. Достопримечательности района. Музей семьи Степановых (Экскурсия). ст. Медведовская. История основания станицы и её названия. Моя улица. Мой дом. Мои соседи. | Осознавать внутреннюю позицию на уровне положительного отношения к школе. Слушать и понимать речь других людей. Познакомиться и обсудить правила общения и поведения в школе и следовать им. Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика). Доносить свою позицию до других людей: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (в форме монолога или диалога). Практическая работа: осуществлять поиск необходимой информации для выполнения исследовательских работ. Находить и показывать территорию России, её государственную границу на карте. Моделировать ситуации, касающиеся отношения школьников к представителям других народов, их языкам, традициям, религиям. Показывать местонахождение Москвы и Краснодара на карте России. Объяснять символический смысл основных изображений Государственного герба России и Кубани , узнавать его среди гербов других стран. Прослушивать, декламировать (петь) гимн РФ, Кубани. Знакомство казачьими заповедями. Обсуждение и понимание их содержания. |
||||
Духовно-нравственные ценности в семейной культуре народов России и Кубани. Семья- самое близкое окружение человека. Имена и фамилии членов семьи. Оказание посильной помощи взрослым. Распределение обязанностей в казачьей семье Забота о детях, престарелых и больных – долг каждого человека Исследовательская работа:1 кл. Моя семья. 2кл. Моя бабушка (Мой дедушка) 3кл. Моя фамилия. 4кл. Составление схемы родословного древа. | Раздел 2. Береги свою семью и служи ей примером. Уважай старших, чти старость. Моя семья. Мои родители. Дедушки и бабушки. Семейные традиции в казачьей семье. Обязанности детей в казачьей семье Воспитание мальчиков и девочек. Семейные праздники. День матери-казачки. Родословная. | 4ч. | Слушать и понимать речь других людей. Выбирать в учебной игре оптимальные формы поведения во взаимоотношениях с одноклассниками, друзьями, взрослыми. Извлекать необходимую информацию из дополнительных источников знаний, обсуждать полученные сведения по данной теме. Сопровождать обсуждение иллюстративным материалом. |
|||
Ценность дружбы, согласия, взаимопомощи. Понятия «дружба», «товарищество». Правила взаимоотношений между друзьями, одноклассниками. Моделирование и обсуждение ситуаций, возникающих между сверстниками. Практическая работа: 1кл. Портрет моего друга; 2кл. Творческая работа «Мой лучший друг»; 3 кл. Моделирование ситуаций, их обсуждение. 4 кл. | Раздел 3. Сам погибай, а товарища выручай. Дружба и товарищество. Мои друзья. Друг познается в беде. | 3ч. | 3ч. | 3ч. | 3ч. | Оценивать лучшие черты характера, представленные в образе идеального человека в культуре народов своего края. Формирование внутренней позиции на уровне положительного отношения к товарищам. Рассказывать о своем друге. Осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме. Перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные выводы . Записывать и фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ. |
Обсуждение и раскрытие содержания двух заповедей: Честь и доброе имя для казака дороже жизни. Будь примером для всех, по тебе судят обо всем казачестве. Основные памятные даты и знаменательные события в истории казачества. Освоение кубанской земли. Охрана и защита границ России. Подвиги казаков во время Великой Отечественной войны. Героические поступки наших земляков мирное время. Исследовательская работа: 3,4 кл. «Победа деда - моя победа», «Наши земляки- герои войны (труда)» | Раздел 4. Честь и доброе имя для казака дороже жизни. Будь примером для всех, по тебе судят обо всем казачестве. Основные памятные даты и знаменательные события в истории казачества. Освоение кубанской земли. Охрана и защита границ России. Подвиги казаков во время Великой Отечественной войны. Герои войны –наши земляки. Героические поступки наших земляков мирное время. Подвиги наших земляков. Создание журнала «Боевые пути земляков». Тимашевцы – герои ВОВ. Экскурсия на аллею героев в г. Тимашевск. Подвиг семьи Степановых. Экскурсия в музей Степановых. Исследовательский проект. | 6ч. | 7ч. | 7ч. | Доносить свою позицию до других людей оформлять свою мысль в устной и письменной речи (в форме монолога или диалога). Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условия её реализации. Рассказывать по результатам экскурсии в музей о прошлом и настоящем родного края, о местах исторических событий, памятниках истории и культуры родного края. Участвовать посильно в охране и уходе за памятниками своей станицы. Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения исследовательских работ в ходе проектной деятельности. Находить и использовать учебную литературу, энциклопедии, справочники (включая и электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе Интернете. |
|
Уважительное отношение к религии своего народа и народов, населяющих нашу страну, край. Изучение православных традиций в казачьих семьях. Православные храмы. Правила поведения в храме. Посещение храма. Исследовательская работа: «Православные праздники»: 1 кл. Рисунки, поделки к праздникам, 2 кл. Обрядовые песни, прибаутки. 3, 4 кл. Проектная деятельность. | Раздел 5. Держись православия- веры наших предков . Православная вера- основа кубанской семьи. Православные традиции казачества. Православные святыни Кубани. Храмы. Правила поведения в храме. Посещение храма. Православные праздники: Рождество Христово. Пасха. Троица. | 6ч. | 6ч. | 6ч. | 6ч. | Адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности. Работа в группах. Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика). Совместно договариваться о правилах общения и поведения в храме. Устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям Делать предварительный отбор источников информации для решения задачи. Перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные выводы . |
Кубанская традиционная культура. Фольклор.Пословицы, поговорки, заклички.Песни, потешки.Сказки. Игры казачат. Воспитание воина с раннего детства. Значение игр в воспитании казачат. Игры для девочек, для мальчиков. Исследовательская работа: «Кубанский фольклор»: 1 кл. Пословицы, поговорки, заклички , обрядовые песни, прибаутки, потешки.2 кл. Игры казачат. 3кл. Проект «Казачья сказка», 4 кл. «Старая сказка на новый лад» или «Казачья ярмарка» (по выбору) | Раздел 6. Поступай по обычаям казачьего народа . Кубанская традиционная культура. Фольклор. Пословицы, поговорки, заклички. Песни, потешки. Сказки. Игры казачат. | 3ч. | 3ч. | 3ч. | 3ч. | Принимать и сохранять учебную задачу. Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условия её реализации. Обнаруживать и формулировать нравственную проблему. Работать по предложенному плану , использовать необходимые средства. |
Значение труда в жизни человека и общества. Значение труда для казачьей семьи. Традиционная одежда. Казачье жилище, двор, хозяйство. Занятия людей на Кубани. Древние и современные ремесла. Исследовательская работа: 1 кл. «Моя мама на работе», 2кл. « Профессии родителей»,3 кл. « Занятия людей на Кубани», 4 кл. « Древние(современные) ремесла» | Раздел 7. Люби труд и не бездействуй. Труд кормит, а лень портит. Традиционная одежда. Казачье жилище, двор, хозяйство. Занятия людей на Кубани. Древние и современные ремесла. Профессии родителей. | 5ч. | 5ч. | 5ч. | 5ч. | Оценивать вклад своих земляков, соотечественников в сохранение российского историко- культурного наследия. Подготавливать небольшие сообщения о традициях казачества. Записывать и фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ. Осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме. Устанавливать аналогии. Строить логическое рассуждение , включающее установление причинно-следственных связей в изучаемом круге явлений или поступков. |
9.Материально-техническое обеспечение курса «Казачья вольница»
Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения | Количество | Примечание |
Библиотечный фонд | ||
Научно-популярные, художественные книги для чтения (в соответствии с основным содержанием курса) Детская справочная литература (справочники, атласы, энциклопедии) Методические пособия для учителя | ||
Печатные пособия | ||
Административная и физическая карты Краснодарского края. Портреты выдающихся людей Кубани. Иллюстративные материалы (альбомы, комплекты открыток, календари знаменательных дат) | ||
Компьютерные и информационно-коммуникативные средства | ||
Мультимедийные инструменты и образовательные ресурсы, соответствующие содержанию обучения. | ||
Технические средства обучения | ||
Аудиторская доска с набором приспособлений для крепления карт и таблиц Экспозиционный экран Персональный компьютер Мультимедийный проектор | ||
Экранно-звуковые пособия | ||
Видеофильмы по содержанию курса Аудиозаписи |
Мостовский район станица Хамкетинская
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
основная общеобразовательная школа №24 станицы Хамкетинской
муниципального образования Мостовский район
УТВЕРЖДЕНО
решением педагогического совета
Председатель __________Т.В.Назаренко
Рабочая программа по внеурочной деятельности
Образовательная программа духовно-нравственного направления
(тип программы: ориентированные на достижение результатов определённого уровня/по конкретным видам внеурочной деятельности)
Кружок
(кружок, факультатив, научное объединение и пр.)
«История кубанского казачества»
(наименование)
5 лет
(срок реализации программы)
10-15 лет
(возраст обучающихся)
Следникова Алла Михайловна
Пояснительная записка.
Изменения в общественной жизни современной России повлекли за собой необходимость пересмотра как самой структуры образования, так и тематики изучаемых проблем.
В богатейшей истории нашей Родины история казачества, пожалуй, один из самых интересных и менее изученных сюжетов. Само слово «казак» овеяно многими историческими легендами. Народные предания и былины ставят казаков вровень с богатырями. Самого популярного героя русского эпоса – Илью Муромца в былинах называют казаком. О казаках написано немало. Казачью тему разрабатывали корифеи отечественной истории Н.М. Карамзин, С.М. Соловьев, В.О.Ключевский. Она вдохновляла писателей и поэтов от А.С. Пушкина и Л.Н. Толстого до М.А. Шолохова. Оценку роли казачества в истории России подчеркивает фраза Л.Н.Толстого: «Граница родила казачество, а казачество создало Россию». А между тем, как недостаточно, в сущности, мы знаем об истории казачества!
Профессиональные историки спорят о том, откуда взялся термин «казак». В массовом же сознании представление об истории казачества весьма фрагментарно. Это относится как к истории казачества вообще, так и к истории казаков Кубани.
История казачества в прошлом не являлась предметом глубокого, всестороннего анализа; лишь отдельные ее аспекты нашли отражение в научной литературе. Между тем интерес к истории казачества возрастает по мере того, как ширится возрождение казачества. Мы являемся свидетелями того, как считавшееся давно похороненным российское казачество возрождается и крепнет. Согласно решению Войскового Сбора Кубанского казачьего войска от 22 ноября 2003 г. ХХI«Об основных направлениях деятельности Кубанского казачьего войска», среди таковых были признаны военно-патриотическое воспитание казачьей молодежи, возрождение и сохранение исторических, культурных и духовных традиций кубанского казачества.
В ряде общеобразовательных учреждений Краснодарского края функционируют классы казачьей направленности, в учреждениях дополнительного образования детей работают кружки, которые посещают школьники, интересующиеся историей Кубанского казачьего войска. Поэтому изучение истории казачества в школах Кубани представляется достаточно актуальным.
Учащиеся - это будущее нашей малой родины, и ОНИ должны знать историю, культуру и традиции кубанского казачества.
Богатая культура российского казачества, в том числе казачества кубанского, представляет особый интерес и возможность активно изучать и культивировать в практической деятельности традиции исторически сложившейся казачьей системы духовно-нравственного, патриотического и физического воспитания. В условиях благоприятного развития нашего Кубанского края изучение истории и культуры казачества является важной составляющей воспитания и образования молодежи Кубани: именно на здоровых и крепких традициях можно построить и сформировать достойное современное общество.
Цели курса - способствовать формированию образовательного пространства, воздействующего на развитие личности патриота Кубани на основе изучения исторически сложившихся традиций кубанского казачества и методов духовнонравственного, психологического, гражданского и военно-патриотического воспитания.
Предлагаемый курс строится на сочетании проблемного и конкретно-исторического принципов. Программа содержит как теоретическое осмысление, так и необходимый фактический материал. Настоящий курс призван реализовать в практической деятельности школ Краснодарского края принципы государственной политики и общие требования к содержанию образования, сформулированные в Законе об образовании:
воспитание гражданственности и любви к Родине;
защита системой образования национальных культур и региональных культурных традиций в условиях многонационального государства;
формирование у учащихся картины мира, адекватной современному уровню знаний;
формирование мировоззренческой, нравственной культуры;
гуманизация и гуманитаризация процесса образования.
Поэтому задачами курса являются:
1. Формирование у кубанских школьников и молодежи познавательного интереса к истории и традициям казачества.
2. Изучение бытовых и духовных традиций и правил поведения казаков; совершенствование физического и психологического здоровья учащихся на примере исторически сложившихся традиций казачества.
3. Укрепление связей с казачьей семьей в профилактике социального поведения детей и подростков.
Преподавание «Истории кубанского казачества» в классах казачьей направленности и учреждениях дополнительного образования детей предполагает, как минимум, три условно выделяемых уровня познавательной работы учащихся (в реальной педагогической практике они органически связаны друг с другом, составляют единое «поле» познавательной деятельности школьников):
1) получение учащимися «готовых» знаний со слов учителя;
2) самостоятельное приобретение знаний, обеспечивающее условия для более активной познавательной работы учащихся (школьники в процессе учебного исследования делают «открытия для себя», то есть фактически открывают заново уже известные факты и события прошлого, явления и закономерности окружающей жизни);
3) углубленный исследовательский поиск, представляющий научный интерес (ученики фактически выступают в роли «юных ученых» - исследователей). Наиболее эффективная форма организации этого уровня познавательной работы учащихся - проектная деятельность, которая осуществляется членами кружков.
Преподавателю необходимо четко различать и держать в поле зрения все эти уровни, видеть их различия и связи, пути перехода от элементарных форм работы к более сложным (от V к IX классу). Это важное условие эффективного использования настоящей программы в процессе формирования основных компетенций учащихся в результате изучения курса.
Одна из главных задач учителя - на материале курса формировать основные компетенции учащихся, к которым относятся:
1) ключевые интеллектуальные умения:
а) постановка проблемы;
б) работа с информацией (поиск, анализ, организация, обобщение, представление, передача);
в) планирование работы;
г) выдвижение и проверка гипотез, проектирование процессов и явлений;
д) рассуждение: вынесение и аргументация суждений, выявление или указание их границ;
е) оценка (самооценка) и коррекция;
2) универсальные способы деятельности, способы познания и взаимодействия,
3) базовые структурообразующие знания, общее представление о системе знаний,
4) социальный опыт;
5) адекватная самооценка собственной (освоенной) системы знаний.
Комплекс используемых педагогом и учащимися приемов и методов зависит от возраста школьников, уровня их подготовки, цели занятия, задач проводимой работы.
В планировании учебных занятий должны сочетаться лекции учителя, экскурсии в музеи, сообщения учащихся, их самостоятельная работа с книгой и документами, практикумы с широкой организацией обучения на основе диалога. Именно изучение данного курса (в силу его доступности, непосредственной близости к учащимся) предоставляет большие возможности для групповых исследований, диспутов, дискуссий. В частности, возможно сочетание письменных источников и свидетельств современников (использование так называемой «устной истории»; сегодня, в условиях демократизации всех сфер общественной жизни, открываются в этом плане большие возможности). Не менее значимой представляется выработка в процессе диалога нравственной оценки событий, деятельности человека в истории. Это важно в сельской школе и школах «малых городов», где сама обстановка многолетнего проживания нескольких семейных поколений казаков в данной местности способствует бережному отношению к традициям, сохранению вертикальных семейных связей. При этом значимой представляется выработка в процессе диалога нравственной оценки событий и деятельности человека в истории.
Целесообразно проведение экскурсий и осмотров памятников истории и культуры кубанского казачества, «круглых столов» И т.п. Занятия могут проводиться на базе государственных и общественных музеев, архивов и книгохранилищ с привлечением старожилов и актива местных казачьих организаций, а также ученых и краеведов. Особое внимание следует уделить организации и функционированию школьных музеев, которые должны стать главной базой практической деятельности школьников, изучающих историю кубанского казачества.
В рамках дополнительного образования детей целесообразна экспедиционная деятельность школьников; при этом тематика экспедиций, связанная с изучением истории и традиций кубанского казачества, может быть различной. Экспедиционный поиск предпочтительно проводить совместно с казачьей организацией, местным музеем, государственным архивом, отделением фонда культуры, обществом охраны памятников истории и культуры, военкоматом Т.д. В целом принципиальная схема экспедиционного поиска выглядит следующим образом:
1) изучение публикаций, ранее собранных и дополнительно найденных архивных источников, воспоминаний;
2) сбор экспедиционными группами и отрядами нового материала на местах, в ходе экспедиции;
3) изучение и систематизация собранного материала;
4) практическое использование: подготовка учащимися сообщений и докладов, оформление альбомов, выставок, музейных экспозиций, небольших статей для местной газеты, выступлений по радио и телевидению и Т.д. В процессе поиска составляются именные, исторические и географические указатели, карты, схемы и Т.п.
Залог успеха в работе по настоящей программе в том, чтобы занятия были пронизаны творческим началом, инициативой учащихся, исследованиями, эмоциональным накалом; чтобы ученики постоянно обращались к различным методам раскрытия того или иного явления, учились участвовать в диалоге, откровенно обсуждать события прошлого и настоящего, извлекать уроки и делать выводы из событий истории кубанского казачества, активно участвовать в возрождении и обновлении прогрессивных культурных традиций казаков Кубани.
Общая характеристика факультатива
Программа данного курса рассчитана на учеников основной школы, обучающихся на базе учреждений дополнительного образования детей или в общеобразовательных школах (классах казачьей направленности) по программам дополнительного образования. Настоящая программа является первой частью программного комплекса для учащихся учреждений дополнительного образования детей или классов казачьей направленности общеобразовательных школ. Программа по истории кубанского казачества предусматривает обучение школьников V - IX классов указанных категорий в объеме 34 часов в каждом классе в течение учебного года (один раз в неделю).
Предлагаемый к изучению курс включает две части, соответствующие возрастным возможностям учащихся; при этом авторы учли их взаимосвязь с базовыми предметами школьной программы - историей России и кубановедением. Первая часть курса (для учащихся V - VII классов) дает общее представление о кубанском казачестве и в значительной мере посвящена изучению традиций и войсковых праздников кубанского казачества. Это объясняется тем, что в указанных классах в рамках общеобразовательных про грамм школьники изучают историю России с древнейших времен до конца ХVIII века. Вторая часть программного материала, адресованного учащимся VIII - IX классов, охватывает собственно историю кубанского казачества, включая его предысторию и современный этап возрождения Кубанского казачьего войска и казачьих традиций. На уроках базовых дисциплин в это время изучается история страны и нашей малой родины XIX - начала ХХI веков.
Описание места факультатива в учебном плане
Внеурочная деятельность «История кубанского казачества» изучается на ступени основного общего образования в качестве внеурочной деятельности в 5–9 классах в общем объеме 170 часов, – 1 час в неделю.
Количество часов в неделю | Всего за год |
|
ИТОГО |
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса
Предполагается, что результатом изучения истории кубанского казачества в основной школе является развитие у учащихся широкого круга компетентностей - социально-адаптивной (гражданственной), когнитивной (познавательной), информационно-технологической, коммуникативной.
К важнейшим личностным результатам изучения истории кубанского казачества в основной школе относятся следующие убеждения и качества:
осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности;
освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека;
осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе;
понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность.
Метапредметные результаты изучения истории кубанского казачества в основной школе выражаются в следующих качествах:
способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность - учебную, общественную и др.;
владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой и развернутый план, тезисы, конспект, формулировать и обосновывать выводы и т. д.), использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях;
способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат и др.);
готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении и др.
Предметные результаты изучения истории кубанского казачества учащимися 5-9 классов включают:
овладение целостными представлениями об историческом пути народов своей страны и своего края,человечества как необходимой основой для миропонимания и познания современного общества;
способность применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и современности;
умения изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников, раскрывая ее социальную принадлежность и познавательную ценность;
расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний личностей и народов в истории своего края и человечества в целом;
готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников своего края и страны
Класс | Рабочая программа |
|
34 |
||
Тема 6. Итоговое занятие | ||
| Тема 1. Традиционное снаряжение и оружие кубанских казаков | 34 |
| ||
Тема 3. Воинский мир кубанского казачества | ||
Тема 4. Выдающиеся кубанские атаманы | ||
Тема 5. Герои кубанского казачества | ||
Тема 6. Итоговое занятие | ||
Тема 1. Историки кубанского казачества | 34 7 |
|
Тема 2. Духовный наставник и просветитель черноморских казаков КВ. Россинский | ||
Тема 3. Казачьи регалии и символы | ||
Тема 4. Казачье зарубежье | ||
Тема 5. Возрождение кубанского казачества | ||
Тема 6. Итоговое занятие - презентация | 2 |
|
| Тема 1. Вводное занятие | 34 |
Тема 2. Казачество как исторически сложившаяся этносоциальная общность людей на географическом пространстве России | ||
Тема 3. Первые казаки на Кубани | ||
Тема 4. Запорожцы - предшественники черноморского казачества | ||
Тема 5. Образование Черноморского казачьего войска | ||
Тема 6. Переселение Черноморского казачьего войска на Кубань | ||
Тема 7. Донское казачество и Кубань | ||
Тема 8. Линейное казачество Кубани | ||
Тема 9. Социальный состав казачества и социальные противоречия в Черномории | ||
Тема 10. Военно-административное устройство черноморского и линейного казачества | ||
Тема 11. Казаки и горцы: поиски компромисса | ||
Тема 12. Черноморцы в Отечественной войне 1812 г | ||
Тема 13. Казаки Кубани в войнах России 20 - 50 - х гг. XIX в. | ||
Тема 14. Казаки в военных действиях XIX века на южных рубежах России | ||
Тема 15. Экономическое развитие Черноморского казачьего войска и линейного казачества Кубани | ||
Тема 16. Екатеринодар - войсковой город черноморских казаков | ||
Тема 17. Великие русские писатели о казаках | ||
Тема 18. Выдающиеся атаманы, военачальники и администраторы Черноморского и Линейного казачьих войск | ||
Тема 19. Православие в жизни казаков. Кирилл Россинский | ||
Тема 20. Культура черноморского и линейного казачества | ||
Тема 21. Знаменитые летописцы кубанского казачества | ||
| Тема 1. Вводное занятие | |
Тема 2. Образование Кубанского казачьего войска | ||
Тема 3. Окончание Кавказской войны и колонизации Закубанья | ||
Тема 4. Экономическое развитие кубанского казачества в 1860 -1917 гг. | ||
Тема 5. Культура казачества в 1860 -1917 гг. | ||
Тема 6. Во главе войска стоявшие... | ||
Тема 7. Кубанское казачество в русско-турецкой войне 1877 - 1878 гг. и военные действия в Средней Азии | ||
Тема 8. Революция 1905 - 1907 гг. и кубанское казачество | ||
Тема 9. Участие кубанских казаков в русско-японской и Первой мировой войнах | ||
Тема 10. Казачество Кубани в революционных событиях 1917 г. и Гражданской войне | ||
Тема 11. Эмиграция части казаков. Их жизнь и положение в зарубежье | ||
Тема 12. Казачество в 1920 - 1930-е годы | ||
Тема 13. Казачество в Великой Отечественной войне | ||
Тема 14. Возрождение кубанского казачества | ||
Тема 15. Кубанское казачество на современном этапе | ||
Тема 16. Итоговое занятие | ||
5 класс (34 часа)
Тема 1. Вводное занятие. Предмет и задачи курса «История кубанского казачества» (4 часа)
Что такое казачество, кто такой казак? Происхождение казачества. Казачьи войска дореволюционной России, территория их расселения. Казачество прошлое и современное: общее и особенное.
Тема 2. Православие как источник духовности казачества (8 часов)
Религиозные традиции запорожских и донских казаков. Кавказ - место раннего появления христианства. Православная Тмутаракань. Православие у адыгов. Византия и генуэзские миссионеры. Казаки - старообрядцы на Кубани в XVH в. Особенности религиозного сознания черноморских переселенцев. Черноморское духовенство. Духовная жизнь линейных станиц.
Влияние церкви на духовное и нравственное состояние казачества. Епархиальное управление Кубанской областью. Борьба с расколом и сектантством. Святые обители.
Вера в народной жизни. Святой угол. Православный календарь. Паломничество и почитание святых мест. Станичный храм. Станичный батюшка. Вера и верование.
Традиционные религиозные праздники и обряды кубанского казачества. Рождество. Колядование. Щедрование. Посевание. Крещение Господне. Святки. Масленица. Прощеное воскресенье. Великий пост. Вербная неделя. Страстная неделя. Сретение. Благовещенье. Пасха. Провода. Вознесение. Троица. Воздвиженье. Покров (Покрова). Престольные/храмовые праздники.
Войсковые праздники. День благоверного князя святого Александра Невского. Святая Екатерина - покровительница Екатеринодара. Святыни и обряды казачества. Родильно-крестильный обряд. Проводы на службу. Свадебный обряд. Похоронно-поминальный обряд.
Тема 3. Казачьи традиции, народные знания и фольклор (7 часов)
Народные знания. Народная метеорология. Народные представления об устройстве вселенной. Народная ветеринария. Традиционная медицина.
Казачье декоративно-прикладное искусство. Традиционные художественные ремесла и промыслы. Художественная ковка. Изготовление оружия. Гравировка. Прядение и ткачество. Вышивка. Гончарное дело. Лозоплетение. Роспись. Войсковая живопись.
Казачий музыкальный фольклор. Этапы формирования кубанской казачьей музыкальной традиции. Особенность жанровой системы кубанского музыкального фольклора. Воинские жанры народных песен Кубани. Историческая песня. Обрядовые песенные жанры. Свадебный фольклор. Неприуроченные жанры фольклора: плясовые песни, припевки, частушки. Казачьи пляски. Казачий язык - диалекты и говоры.
Тема 4. Культура физического воспитания казачества (6 часов)
Физическое воспитание казачьей молодежи в семье и общине (станице). Народные игры кубанского казачества. Физическое воспитание в учебных заведениях. Боевая и физическая подготовка в казачьих войсках. Искусство рукопашного боя и верховой езды. Система выживания. Казачий Спас.
Тема 5. Материальная культура кубанского казачества (7 часов)
Землевладение и землепользование на Кубани. Войсковые земли. Паевый надел. Станицы и хутора. Усадебная земля и полевой надел как основа хозяйственной деятельности казаков.
Поселения и традиционные жилища казаков. Сечь. Кош. Станица. Хутор. Курень. Хата. Турлук. Саман. Землянка. Баз. Погреб. Амбар. Летняя кухня. Казачьи городки. Зимовники. Майдан.
Традиционная одежда кубанских казаков. Шаровары. Рубаха. Косоворотка. Сорочка. Зипун. Платье. Юбка. Кофта. Украшения. Черкеска. Бурка. Башлык. Бешмет. Папаха.
Традиционная система питания на Кубани. Лепешки. Каша. Курник. Вареники. Рыбные блюда. Молочные продукты. Блюда из овощей и фруктов. Борщ. Мясные блюда. Студень (холодец). Сало. Напитки. Квас. Кисель. Узвар (взвар). Брага.
Тема 6. Итоговое занятие (2 часа)
Экскурсия в храм или музей, возможно подведение итогов экспедиции, проведенной в течение учебного года
6 класс (34 часа)
Тема 1. Традиционное снаряжение и оружие кубанских казаков (6 часов)
Экипировка казака и верховой лошади. Эволюция огнестрельного оружия казаков. Холодное оружие. Шашка. Сабля. Кинжал. Пика. Подготовка военного снаряжения к службе в армии.
Тема 2. Образование Кубанского казачьего войска (4 часа) Формирование кубанского казачества. Южнорусский и украинский компоненты формирования казачества Кубани. Запорожцы - предшественники Черноморского войска. Черноморское войско: запорожцы, малороссийские казаки, переселенцы из Полтавской, Черниговской и Харьковской губерний, отставные солдаты. Черноморцы как мореходы, всадники, пластуны. Донцы - предшественники Кавказского линейного казачьего войска. Линейные казаки: хоперцы, южнорусские однодворцы, донцы. Новая Линия. Казачество Закубанья. Объединение черноморцев и линейцев. Формирование самосознания и самоназвания: кубанские казаки. Кубанское казачье войско. Н.И. Евдокимов - первый атаман Кубанского казачьего войска.
Тема 3. Воинский мир кубанского казачества (7 часов) Казак как прирожденный воин. Военная служба казачества в дореволюционной России. Разведка. Охрана границ. Кавалерийская служба. Пластуны: от стрелков - разведчиков до «царицы полей». Участие казачества в охране границ и военных действиях императорской России.
Воинские народные знания. Воинский фольклор. Воинские обряды. Полковое / батальонное самосознание.
Тема 4. Выдающиеся кубанские атаманы (8 часов)
С. И. Белый, З.А. Чепега, А.А. Головатый, ФЯ. Бурсак, А.Д. Безкровный, Н.И. Евдокимов, Г.А. Рашпиль, Н.Н.Кармалин, М. П. Бабыч: их жизнь и деятельность во славу казачества, на благо Войска.
Тема 5. Герои кубанского казачества (7 часов)
Подвиг защитников Ольгинского куреня во главе с полковником Л. Тиховским (1810 г.). Подвиг казаков сотника А.А. Гречишкина (1829 г.). Казачество в Крымской войне: герои обороны Севастополя. Подвиг казаков сотника Е. Горбатко (1862 г.). Казаки - освободители Болгарии. На сопках Маньчжурии. Есаул В.Д. Гамалий и его знаменитый рейд в годы Первой мировой войны. Военный летчик В.М. Ткачев. Елена Чоба. Казаки - герои Великой Отечественной войны. А.Е. Берлизов – герой Приднестровья.
Тема 6. Итоговое занятие (2 часа)
Казак - доблестный защитник Родины. Воинские традиции
кубанского казачества и современность (встреча с представителями казачества).
7 класс (34 часа)
Тема 1. Историки кубанского казачества (7 часов)
Я.Г. Кухаренко, И.Д. Попко, ПЛ. Короленко, Е.Д. Фелицын,
Ф.А. Щербина, В.А. Голобуцкий. Их деятельность по изучению истории кубанского казачества.
Краеведческая деятельность на Кубани. Изучение истории казачества краеведческими организациями Кубани. Кубанский областной статистический комитет (1879 - 1917 гг.). Общество любителей изучения Кубанской области (1897 - 1932 гг.). Кубанское общество любителей изучения казачества на Кубани(1911-1917 гг.).
Тема 2. Духовный наставник и просветитель черноморских казаков К.В. Россинский (3 часа)
Кто такой К. В. Россинский: происхождение и становление личности. К. В. Россинский - войсковой священник. Просветительская деятельность К. В. Россинского и его духовное наследие.
Тема 3. Казачьи регалии и символы (6 часов)
Что такое регалии? Состав казачьих регалий, их назначение.
Символы атаманской власти. Булава. Пернач. Насека. Бунчук. Прапор. Знамена. Печать. Герб. Грамоты. Гимн.
Судьба казачьих регалий.
Тема 4. Казачье зарубежье (6 часов)
Гражданская война и трагедия казачества. Эмиграция казаков. Страны расселения. Жизнь за рубежом. Вторая мировая война и вторая волна эмиграции. Лиенцевская трагедия. Современное положение казачества за рубежом.
Тема 5. Возрождение кубанского казачества (10 часов)
у истоков казачьего возрождения. Кубанский казачий клуб.
Учредительный съезд кубанского казачества (1990 г.). Образование Кубанской казачьей Рады, Всекубанского казачьего войска, Кубанского казачьего войска. Организационная структура войска. В.П. Громов - атаман Кубанского казачьего войска. Деятельность Кубанского казачества на современном этапе. Основные функции и направления деятельности казачьих обществ на Кубани. Первичное казачье общество (станичное, городское, хуторское). Кубанское казачье войско: атаман, состав, деятельность.
Тема 6. Итоговое занятие - презентация (2 часа)
Ты, Кубань, ты наша Родина (представление родителям и казачьей общественности материалов, собранных в результате исследовательской, экспедиционной деятельности; выставка экспонатов, собранных учащимися или созданных ими в процессе занятий и т.п.).
8 класс (34 часа)
Тема 1. Вводное занятие (1 час)
Цели и задачи курса. Ознакомление учащихся с тематическим планом и литературой, необходимой для изучения курса.
Ознакомление с методикой подготовки и проведения практических занятий и самостоятельной работы учащихся. О подготовке докладов (рефератов) по отдельным темам. Например, о подвигах казаков Л. Тиховского, А. Гречишкина, Е. Горбатко; о кубанских историках - казаках Я.Г. Кухаренко, И.Д. Попко, ПЛ. Короленко, Е.Д. Фелицыне, Ф.А Щербине; военачальниках и атаманах АА Головатом, З.А Чепеге Г.А Рашпиле, Ф.А Круковском, НЛ. Слепцов е и др.; об истории своей семьи, малой родины - населенного пункта, культуре и традициях кубанского казачества. Ознакомление учащихся с методикой подготовки и проведения викторины по изучаемому курсу.
Тема 2. Казачество как исторически сложившаяся этносоциальная общность людей на географическом пространстве России (2 часа)
Проблема происхождения казачества Летописи, былины и другие источники материалов о казаках. Казачество в трудах В.Н. Татищева, Н.М. Карамзина, С.М.Соловьева, В.О. Ключевского. Вольные и служилые казаки. Казачьи войска дореволюционной России. Черноморское казачество в трудах советского историка В.А Голобуцкого. Разработки по истории казачества в новейшее время.
Тема 3. Первые казаки на Кубани (1 час)
Появление на Кубани казаков - раскольников атамана Петра Мурзенко. Основание первых городков. Восстание К. Булавина. Побег на Кубань казаков Игната Некрасова и создание кубанской казачьей общины. Взаимоотношения с Россией и Крымским ханством. Уход некрасовцев в Турцию. Иммиграция из Турции в Россию.
Тема 4 . Запорожцы - предшественники черноморского казачества (2 часа)
Образование Запорожской Сечи. Военно-административное устройство Запорожья. Военно-политическая организация запорожского казачества. Развитие скотоводства и промыслов (рыболовство и др.). Социальные противоречия. Борьба запорожцев против агрессии Крыма и Турции. Походы к Стамбулу. Запорожцы и Мазепа. Разгром Запорожской Сечи войсками Петра 1 в 1709 г. Алешковская Сечь. Возвращение запорожцев в Россию и образование Сечи Новой в 1734 г. Запорожцы и «Колиивщина» (1768 г.). Запорожцы и восстание Емельяна Пугачева. Ликвидация Запорожской Сечи (1775 г.). Судьба последнего кошевого атамана Запорожья Петра Калнишевского. Задунайская Сечь. Запорожская Сечь глазами Н.В.Гоголя: исторические факты и творческий вымысел.
Тема 5. Образование Черноморского казачьего войска (1 час)
Проект А. Головатого о преобразовании Запорожского казачьего войска. Начало русско-турецкой войны 1787 - 1791 гг. и образование Войска верных казаков запорожских. Участие казаков в русско-турецкой войне. Черноморская казачья флотилия и ее военные действия. Штурм о. Березань и Измаила. Первыйкошевой атаман черноморского казачьего войска Сидор Белый. Вопрос об отводе земли для Черноморского казачьего войска.
Тема 6. Переселение Черноморского казачьего войска на Кубань (2 часа)
Депутация казаков во главе с А. Головатым в Петербург с прошением об отводе земель на Кубани. Осмотр кубанских земель отрядом М. Гулика. Грамота Екатерины 11 о даровании земель. Поход гребной флотилии Саввы Белого к Тамани. Прибытие остальных партий переселенцев. Основание Екатеринодара и 40 куренных селений. Войсковое правительство и вступление в силу «Порядка общей пользы» - своеобразного устава об управлении войском.
Тема 7. Донское казачество и Кубань (1 час) Формирование донского казачества. Донские казаки на службе государства Российского. А.В. Суворов на Кубани. Участие донских казаков в процессе присоединения Прикубанья к России. Служба донцов на Кубани в 1790-е гг. Волнения донских полков и их побег на Дон. Расправа над мятежниками. Расселение донцов на Кубани. Образование Кубанского конного линейного войска и его служба России.
Тема 9. Социальный состав казачества и социальные противоречия в Черномории (1 час)
Казачья старшина и «серома». Порядок отбывания воинской службы на кордоне. Беглые и крепостные в Черномории. Криминальная ситуация в Черномории и борьба казаков за правопорядок. Персидский поход. А. Головатый - несостоявшийся атаман Черноморского войска. Замена выборности атаманов назначением царя. «Персидский бунт».
Тема 10. Военно-административное устройство черноморского и линейного казачества (2 часа)
Административное устройство Черномории и Кавказского линейного казачьего войска: общее и отличия. Войсковое правительство и Войсковая канцелярия, их состав и функции. Куренные (станичные) атаманы. Повинность и внутренняя служба казаков. Положения о Черноморском (1842 г.) и Кавказском линейном казачьем войске (1845 г.) - основные документы, регламентировавшие их внутреннее устройство и служебные задачи.
Тема 11. Казаки и горцы: поиски компромисса (1 час) Первые контакты черноморцев с горцами. Встречи А. Головатого с горскими князьями. Куначество как форма побратимства. Прием горских детей в казачьи школы. Взаимопомощь вовремя эпидемий и неурожаев. Взаимодействие культур. «Меновые дворы» как действенная форма товарообмена и сближения горцев и казаков. Адыгские просветители и их роль в сближении народов Кубани.
Тема 12. Черноморцы в Отечественной войне 1812 г. (1 час)
Черноморские казачьи формирования в русской армии. Участие в Бородинском и других сражениях. Военачальники и героивойны: А.Ф. Бурсак, А.Д. Безкровный, Н.с. Заводовский и др. Участие черноморцев в заграничном походе русской армии и взятии Парижа 19 марта 1814 г.
Тема 13. Казаки Кубани в войнах России 20 - 50 - х гг. XIX в. (2 часа)
Персидские походы. Русско-турецкая война 1828 - 1829 гг. и участие в ней казаков. Черноморцы А.Д. Безкровного во взятии крепости Анапа. Крымская война 1853 - 1856 гг. Участие черноморских пластунов в обороне Севастополя. Линейцы в боевыхействиях на территории турецкой Армении. Оборона Тамани.
Тема 14. Казаки в военных действиях XIX века на южных рубежах России (2 часа)
Борьба за Северный Кавказ: причины и задачи. Черноморская и Кубанская кордонные линии. Методы их обороны казаками. Военно-хозяйственная деятельность казаков на Старой и Новой линиях. Подвиг защитников Ольгинского кордона во главе с полковником Тиховским (1810 г.). Бой казаков на берегу р. Степной Зеленчук под руководством сотника А. Гречишкина (1829 г.). Героическая оборона поста (у ст-цы Неберджаевской) казаками сотника Е. Горбатко (1862 г.). Казаки в последних наступательных операциях Кавказской войны.
Тема 15. Экономическое развитие Черноморского казачьего войска и линейного казачества Кубани (2 часа)
Землепользование и землевладение. Переход от вольно-захватной формы землепользования к общинно-передельной. Хуторская система хозяйства. Особенности использования наемных работников. Скотоводство и земледелие. Рыболовство и промыслы. Развитие торговли. Ярмарки. Открытие меновых дворов для горцев.
Тема 16. Екатеринодар - войсковой город черноморских казаков (1 час)
Вопрос о времени основания города. Выбор места. Первый городничий. Планировка улиц. Административное устройство и организация городской власти. Экономическое развитие города. Культурный облик города. Культовые объекты города. Город и природная среда (р. Кубань, Карасун, парки и т.д.). Связи Екатеринодара с внешним миром.
Тема 17. Великие русские писатели о казаках (2 часа)
Бытовые сцены из жизни Запорожской Сечи в повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба». А.с. Пушкин на Кубани, его оценка черноморских казаков. М.Ю. Лермонтов и Кубань. Казаки в произведениях М.Ю. Лермонтова. ЛЯ. Толстой о роли казаков в создании России. Повести ЛЯ. Толстого «Казаки» и «Хаджи - Мурат».
Тема 18. Выдающиеся атаманы, военачальники и администраторы Черноморского и Линейного казачьих войск. (2 часа)
З.А Чепега - его жизнь и деятельность. АА Головатый - необычная биография войскового судьи. Г.А Рашпиль - политик и администратор. Ф.А. Круковский - боевой атаман казаков - линейцев. н.п. Слепцов - неустрашимый генерал.
Тема 19 . Православие в жизни казаков. Кирилл Россинский (1 час)
Православие в жизни запорожских и донских казаков. Кавказ - место раннего распространения христианства. Черноморцы и православие. Войсковые церкви. Черноморское духовенство. Влияние церкви на духовное и нравственное состояние казаков. Войсковые праздники и войсковые святыни. Первые монастыри на Кубани. Старообрядчество. Кирилл Россинский и его роль в духовном воспитании и просвещении черноморцев.
Тема 20 . Культура черноморского и линейного казачества (3 часа)
Традиционно-бытовая и профессиональная культура казачества. Влияние южнорусской и украинской традиций на формирование культуры кубанских казаков. Топонимика. Одежда. Облик кубанских поселений. Обычай коллективного строительства домов. Типы хат и строений. Семейные праздники и обряды (свадьбы и т.п.). Календарные праздники. Песенно-музыкальныетрадиции. Войсковой певческий и войсковой музыкальный хоры(1811 г.). Фольклор. Церковь и казачьи традиции. Зодчество, возведение православных храмов. Домашнее и школьное образование. Воспитание. Книжное дело. Открытие библиотек. Высшее образование: казаки-воспитанники Петербургского, Харьковского, Ставропольского и Оренбургского юнкерских казачьих училищ.
Тема 21. Знаменитые летописцы кубанского казачества (3 часа)
Я.Г. Кухаренко и А.М. Туренко - первые историки Черноморского казачьего войска. И.Д. Попко (1819 - 1893) - исследователь военного и гражданского быта черноморцев. П.П. Короленко (1834 - 1912) - краевед и архивариус войскового архива Кубанского казачьего войска. Е.Д. Фелицын (1848 - 1903) - историк, археолог, статистик, основатель краеведческого музея Кубани. Ф.А. Щербина (1849 - 1936) - выдающийся историк и общественный деятель Кубани. Ознакомление с наиболее интересными работами кубанских историков.
9 класс (34 часа)
Тема 1 . Вводное занятие (1 час)
Цели и задачи курса. Ознакомление учащихся с тематическим планом и литературой, необходимой для изучения курса, с методикой подготовки и проведения практических занятий. Подбор докладчиков по отдельным темам (по выбору учителя и учащuxся). Информация о подготовке и проведении конкурса на лучшее сочинение по истории кубанского казачества
Тема 2 . Образование Кубанского казачьего войска (2 часа) Указ императора Александра II об образовании Кубанского
казачьего войска. Административное устройство и управление войском. Н.И. Евдокимов - первый атаман Кубанского казачьего войска. Земельные функции войска, их реализация станичными обществами. Воинская повинность кубанского казачества. Привилегии и обязанности кубанских казаков.
Тема 3. Окончание Кавказской войны и колонизации Закубанья (2 часа)
Пленение Шамиля в 1859 г. и активизация военных действий на Северо-Западном Кавказе. Прибытие на Кубань Александра II и утверждение плана покорения Западного Кавказа. Наступление против горских племен. Переселение горцев в Турцию. Окончание Кавказской войны, начало заселения Закубанья казаками и другими поселенцами.
Тема 4. Экономическое развитие кубанского казачества в 1860 -1917 гг.
Тема 5. Культура казачества в 1860 -1917 п. (2 часа) Традиционная народная культура. Религия и верования (православие, старообрядчество). Праздники и обряды. Фольклор и народные знания. Жилища, одежда. Кубанский казачий хор. Атрибуты и символы. Просвещение. Наука. Народная медицина. Художественная культура. Литература (В.С. Вареник, В.с. Мова-Лиманский, Г.В. Добро скок, Н.Н. Канивецкий и др.).
Тема 6 . Во главе войска стоявшие... (2 часа)
О жизни и деятельности наиболее известных атаманов Кубанского казачьего войска. Ф.Н. Сумароков - Эльстон - военачальник и администратор. Его вклад в развитие образования казаков. Н.Н. Кармалин и его влияние на культурную жизнь казачества. Я.Д. Малама и его забота о благополучии казаков. М.П. Бабыч - «ридный Батько» казаков, почетный старик г. Ейска и 38 казачьих станиц и хуторов.
Тема 7 . Кубанское казачество в русско-турецкой войне 1877 -1878 ГГ. и военные действия в Средней Азии (2 часа)
Участие казаков в Хивинском походе 1873 г. Мобилизация казаков на русско-турецкую войну. Балканский театр военных действий: 2-й кубанский полк и 7-й пластунский батальон. Взятие крепости Ардаган. Оборона Баязета и Шипкинского перевала. Участие в штурме и взятии Карса. Отражение турецких десантов в Абхазии.
Хивинский поход. Участие в Ахалтекинской экспедиции 1881 г. и штурм крепости Геок-Тепе. Бои с афганцами в 1885 г. на р. Кушке.
Тема 8. Революция 1905 - 1907 п. и кубанское казачество (1 час)
Начало революции. Отношение казаков к происходившим событиям. Охрана царя Собственным Его Императорского Величества конвоем. Привлечение казаков для борьбы с революционными выступлениями и охраны общественного порядка. Волнения казаков 14, 15 и 17-го пластунских батальонов. Восстание казаков 2-го Урупского полка. Объявление Кубанской области на военном положении. Созыв Кубанской казачьей Рады и ее решения.
Тема 9. Участие кубанских казаков в русско-японской и Первой мировой войнах (2 часа)
Бои на сопках Маньчжурии. Конный рейд генерала П.И. Мищенко.
Кубанские казачьи формирования на фронтах Первой мировой войны. Казаки на Западном и Кавказском фронтах. Подвиги и награды. Рейд сотни есаула В.Д. Гамалия по вражеским тылам.
Казачья «кавалерист - девица» Елена Чоба. Воздушный ас кубанский казак В.М. Ткачев.
Тема 10 . Казачество Кубани в революционных событиях
1917 г. и Гражданской войне (3 часа)
Свержение царского правительства. Комиссар Временного правительства кл. Бардиж. 1 съезд Кубанской войсковой Рады и создание войскового правительства. Избрание атаманом Кубанского казачьего войска полковника А.П. Филимонова. Законодательная Рада. «Ледяной» поход генерала Л.Г. Корнилова. Екатеринодар в руках красных. Взятие Екатеринодара армией А.И.Деникина. Создание Кубанской армии. «Самостийники» и «единонеделимцы». Отъезд делегации Кубани в Париж на мирную конференцию. Расправа деникинцев с делегатами. Взятие Екатеринодара Красной армией. Новороссийская трагедия. Сдача Кубанской армии в Адлере. Зеленые - сторонники третьего пути.
Тема 11 . Эмиграция части казаков. Их жизнь и положение в зарубежье (2 часа)
Кубанцы в Крыму в армии генерала П.Н. Врангеля. Эвакуация на о. Лемнос (Греция). Выборы кубанского войскового атамана В.Г. Науменко. Переезд казаков в Сербию. Расселение казаков по другим странам. Организация казачьих землячеств, хуторов и станиц. Общественно-политическая и культурная жизнь за рубежом. Судьба казачьих регалий.
Тема 12 . Казачество в 1920 -1930-е годы (3 часа) Окончание Гражданской войны и политика большевиков по отношению к казачеству. Борьба с бело-зеленым движением. Землеустройство в 1923 - 1927 гг. Курс на коллективизацию станицы. Раскулачивание. Расказачивание. Голод на Кубани на рубеже 1932 - 1933 годов. «Черные доски». Выселение казаков, репрессии. «Большой террор».
Тема 13 . Казачество в Великой Отечественной войне (2 часа)
Нападение немецко-фашистских захватчиков на СССР. Запись кубанских добровольцев на фронт. Кубанский Фонд обороны страны. Формирование 17-го Кубанского кавалерийского казачьего корпуса. Бой казаков под станицей Кущевской. 4-йгвардейский кавалерийский корпус в боях за Родину. 9-я пластунская дивизия.
Станицы Кубани под властью оккупантов. Кубанские части в составе вермахта. Трагедия Лиенца.
Тема 14. Возрождение кубанского казачества (3 часа)
от студенческого кружка к Кубанскому казачьему клубу.
Большой учредительный круг казаков России (июнь 1990 г.). Учредительный съезд кубанских казаков (окт. 1990 г.). Кубанская казачья Рада. Атаман в.п. Громов. Альтернативные казачьи организации. Трудности возрождения. Создание Кубанского казачьего войска. Закон «О реабилитации репрессированных народов» (1991 г.) и другие законы, имеющие отношение к казачеству. Краевой закон «О реабилитации кубанского казачества»(1995 г.). Утверждение Устава Кубанского казачьего войска. Помощь терским казакам, участие в военных действиях в Приднестровье и Абхазии. Включение казаков в государственный реестр.
Тема 15. Кубанское казачество на современном этапе (3 часа)
Возвращение к традициям. Создание станичных самодеятельных коллективов. В.Г. Захарченко - художественный руководитель Кубанского казачьего хора, композитор, ученый фольклорист. Публикации казачьих песен и материалов фольклорных экспедиций. Анапский детский фестиваль «Казачок». Фестивали казачьих коллективов в станице Тульской. Тиховские, липкинские и другие поминовения. Научно-исследовательский центр традиционной культуры под руководством Н.И. Бондаря. Современная художественная литература о кубанском казачестве (В.И. Лихоносов, А.Д. Знаменский, И.Ф. Варавва, в.п. Бардадым и др.). Казачество в современной реалистической живописи (Г.Т. Квашура).
Тема 16 . Итоговое занятие (2 часа)
Прошлое, настоящее, будущее кубанского казачества (круглый стол с представителями казачества и деятелями культуры Кубани).
Тематическое планирование с определением основных видов деятельности
(5 класс)
Характеристика основных видов деятельности ученика (на уровне учебных действий) |
||||
Тема 1. Вводное занятие. Предмет и задачи курса «История кубанского казачества» | ||||
Что такое казачество, кто такой казак? | Уметь определять особенности изучения прошлого, знать и давать характеристику основным периодам истории. Знать основные исторические периоды, уметь характеризовать их содержание, умение работать с линией времени Выработка умений работать с картой, атласом, электронным приложением. |
|||
Происхождение казачества. Казачьи войска дореволюционной России, территория их расселения. | ||||
Казачество прошлое и современное: общее и особенное. | ||||
Казаки в устном народном творчестве, художественной литературе и искусстве. | ||||
Тема 2. Православие как источник духовности казачества | ||||
Религиозные традиции запорожских и донских казаков. Кавказ - место раннего появления христианства. | Исследовать несложные ситуации из жизни человека и общества, раскрывающие значимость религии в наше время и в прошлом. Выявлять позитивные результаты учения, опираясь на примеры из художественных произведений Оценивать собственное умение учиться и возможности его развития. Выявлять возможности практического применения получаемых в школе знаний Использовать элементы причинно-следственного анализа при характеристике социальных связей младшего подростка с одноклассниками, сверстниками, друзьями. Иллюстрировать примерами значимость религии для человека. |
|||
Православная Тмутаракань. Православие у адыгов. Византия и генуэзские миссионеры. | ||||
Влияние церкви на духовное и нравственное состояние казачества. | ||||
Епархиальное управление Кубанской областью. Борьба с расколом и сектантством. Святые обители. | ||||
Вера в народной жизни. Святой угол. Православный календарь. | ||||
Традиционные религиозные праздники и обряды кубанского казачества. Рождество. | ||||
Войсковые праздники. День благоверного князя святого Александра Невского. Святая Екатерина - покровительница Екатеринодара. | ||||
Святыни и обряды казачества. Родильно-крестильный обряд. Проводы на службу | ||||
Тема 3. Казачьи традиции, народные знания и фольклор | ||||
Казачьи заповеди и традиции, их популяризация и выполнение. Воспитание в казачьей семье. | ||||
Народные знания. Народная метеорология. Народные представления об устройстве вселенной. | ||||
Казачье декоративно-прикладное искусство. Традиционные художественные ремесла и промыслы. | ||||
Художественная ковка. Изготовление оружия. | ||||
Казачий музыкальный фольклор. Этапы формирования кубанской казачьей музыкальной традиции. | ||||
Особенность жанровой системы кубанского музыкального фольклора. | ||||
Воинские жанры народных песен Кубани. Историческая песня. Обрядовые песенные жанры. | ||||
Тема 4. Культура физического воспитания казачества | ||||
Физическое воспитание казачьей молодежи в семье и общине (станице). | Развивать следующие универсальные учебные действия: умение учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; умение формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности; умение адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности; умение работать в группе Создавать условия для развития универсальных учебных действий: умения взаимодействовать в группе, умения работать с различными информационными источниками, умения осуществлять поиск информации в Интернете, умения презентовать свои работы по определённой теме |
|||
Народные игры кубанского казачества. | ||||
Физическое воспитание в учебных заведениях. | ||||
Боевая и физическая подготовка в казачьих войсках. | ||||
Искусство рукопашного боя и верховой езды. | ||||
Система выживания. Казачий Спас. | ||||
Тема 5. Материальная культура кубанского казачества | ||||
Землевладение и землепользование на Кубани. Войсковые земли. | Развивать следующие универсальные учебные действия: умение учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; умение формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности; умение адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности; умение работать в группе Создавать условия для развития универсальных учебных действий: умения взаимодействовать в группе, умения работать с различными информационными источниками, умения осуществлять поиск информации в Интернете, умения презентовать свои работы по определённой теме |
|||
Паевый надел. Станицы и хутора. | ||||
Усадебная земля и полевой надел как основа хозяйственной деятельности казаков. | ||||
Скотоводство. Лошадь в жизни казака. Корова - кормилица. Казачьи промыслы. Рыболовство. Охота. | ||||
Поселения и традиционные жилища казаков. Сечь. Кош. Станица. Хутор. Курень. Хата. Турлук. | ||||
Традиционная одежда кубанских казаков. Шаровары. Рубаха. Косоворотка. | ||||
Традиционная система питания на Кубани. Лепешки. Каша. Курник. Вареники. Рыбные блюда. Молочные продукты. | ||||
Тема 6. Итоговое занятие | ||||
Традиции кубанского казачества и современность. | Создавать условия для развития универсальных учебных действий: умения взаимодействовать в группе, умения работать с различными информационными источниками, умения осуществлять поиск информации в Интернете, умения презентовать свои работы по определённой теме |
|||
Экскурсия в храм или музей, возможно подведение итогов экспедиции, проведенной в течение | ||||
Итого |
Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательной деятельности
5 класс: учебник « История кубанского казачества», 5 класс,
6 класс: учебник « История кубанского казачества», 6 класс, .Н.Ратушняк, О.В.Ратушняк, Краснодар: Традиция, 2009
7 класс: учебник « История кубанского казачества», 7 класс, .Н.Ратушняк, О.В.Ратушняк, Краснодар: Традиция, 2009
8 класс: учебник « История кубанского казачества», 8 класс, .О.В.Матвеев, Краснодар: Традиция, 2009
9 класс: учебник « История кубанского казачества», 9 класс, .Н.Ратушняк, О.В.Ратушняк,
Краснодар: Традиция, 2011
Интернет-ресурсы:
Единая коллекция Цифровых образовательных ресурсов .
http: //school-collection.edu.ru-Всемирная история в Интернете
Наглядные пособия:
Плакаты:
1.Регалии и реликвии.
2.Кубанское казачье войско сегодня. Липкинские поминовения.
3. Кубанское казачье войско сегодня. Чамлыкские поминовения.
4. Кубанское казачье войско сегодня. Основные направления деятельности Кубанского казачьего войска
5.Основные вехи истории Кубанского казачества
6.Форма кубанских казаков
Планируемые результаты обучения и усвоения содержания курса.
Предлагаемый курс строится на сочетании проблемного и конкретно-исторического принципов. Программа содержит как теоретическое осмысление, так и необходимый фактический материал. Настоящий курс призван реализовать в практической деятельности школ Краснодарского края принципы государственной политики и общие требования к содержанию образования, сформулированные в Законе об образовании.
По окончанию курса История кубанского казачества учащиеся научатся:
гражданственности и любви к Родине;
защите национальных культур и региональных культурных традиций в условиях многонационального государства;
видеть картину мира, адекватной современному уровню знаний;
формировать мировоззренческую, нравственную культуру;
Проявлять интерес к истории и традициям казачества.
изучать бытовые и духовные традиции и правила поведения казаков; совершенствовать физическое и психологическое здоровье на примере исторически сложившихся традиций казачества.
укреплять связь с казачьей культурой.