История изображения человека в мировом искусстве. Изображение фигуры человека в античном искусстве Античное искусство – это искусство Древней Греции и Древнего Рима

Конспект урока 7 класса 1-ая четверть

по программе под редакцией Б.М. Неменского

Тема года: «Изобразительное искусство в жизни человека»

Цель: Сформировать мировоззренческие позиции о роли искусства в жизни человека

Тема четверти: Изображение фигуры человека и образ человека.

Цель: Воспитание личности, способной ценить красоту человека, его духовного мира

Тема урока: «Изображение фигуры человека в истории искусства»

Цель урока: Формирование культурно-искусствоведческой компетенции в определении канонического изображения фигуры человека.

Задачи урока:

    Воспитание эстетическое отношение к человеку как венцу природы.

    Развитие способностей восприятия красоты фигуры человека в историческом аспекте.

    Формирование представления о красоте человека, выраженной в канонах древних культур.

раскрыть понятие «канон» в изображении фигуры человека;

познакомить с различиями в канонах изображения фигуры человека в культурах Др. Египта, Др. Греции и Рима;

познакомить с этапами рисования фигуры человека по канону Др. Египта

знать понятие «канон» в изображении фигуры человека;

знать различия в канонах изображения фигуры человека в культурах Др. Египта, Др. Греции и Рима;

знать этапы рисования фигуры человека по канону Др. Египта

- уметь рисовать по этапам фигуру человека по канонам Др.Египта;

Владение самоанализом рисунка фигуры человека.

Зрительный ряд: иллюстрации и репродукций произведений искусства различных жанров и периодов с изображением фигуры человека: «Палеологические Венеры», Рельефы и прописи Древнего Египта; Мирон «Дискобол»; Древняя Греция. Статуя первого римского императора Октавиана; Микеланжело «Давид»; Джорджоне «Юдифь»; А.А.Пластов. «Весна» и др.

Литературный ряд: стихотворение о красоте (из интернетсайтов).

Оборудование для учащихся: альбом, графические материалы (на выбор).

Оформление доски: иллюстрации и репродукций произведений искусства различных жанров и периодов с изображением фигуры человека.

Структурообразующие компоненты урока.

    Завязка: 5 минут

    Кульминация: 2 минуты

    Развязка: 30 минут

    Эпилог: 5 минут

    Послесловие: 3 минуты

Ход урока

Проблема в чем?- в чем заключается красота человека и как эту красоту изображали в древних культурах.

Завязка. Выход на проблем урока осуществляется путем создания ситуации вдохновения. Используются методы художественного уподобления, поэтапного открытия, актуализации имеющихся знаний учащихся.

После звонка на урок, приветствия учителя, усаживаю детей за парты и привлекаю их внимание к проблемному содержанию урока. Для этого поэтапно на доске представляю иллюстрации и репродукции произведений искусства различных жанров и периодов с изображением фигуры человека в сопровождении стихотворения о красоте.

Да, красота, – и только красота, –
Спасает нас от гибели позорной…
Она одна осталась непокорной
Тебе, житейская слепая суета!
Ни чувства мелочность, ни мысли нищета, –
Ничто не затемнит ее – нерукотворной;
Нет, ни отравой лжи, ни клеветою черной
Ее не запятнать! Она – всегда чиста.
В природе ль, в жизни ли, в идее ль вдохновенной
Творца-художника, – везде о ней мечта:
Во всем она горит огнем любви нетленной.
Под тяжким бременем своей судьбы креста –
Я перед ней стою, коленопреклоненный.
О, Красота! Святая Красота!..

-«Ребята, перед вами представлены фотографии фигур человека. Считаете ли вы их красивыми? И если да, то по каким критериям?»

Ответы детей: …

Всегда ли фигура человека изображалась таким образом?

Ответ: не всегда.

Кто может вспомнить, как изображались фигуры человека в Древности? По вашему мнению, они красивые?

Ответы детей…

А теперь скажите, в чем заключается проблема урока? В чем заключалась красота человека и как эту красоту изображали в древности?

Кульминация: выход на тему урока, используются методы: актуализации культурно-исторического опыта детей, диалог, метод поэтапных открытий, связи искусства с жизнью, метод визуального подражания.

». Поэтому тема урока звучит…..

Тема урока: Изображение фигуры человека в истории искусства.

Учитель:

Рисунок - важнейшие средство изучения и отображения действительности, первооснова всего реалистического изобразительного искусства. В рисунке художник может выразить всё своё виденье мира: предметного, человеческого, божественного.

- Человек всегда был и остается главной темой в искусстве. Представления о красоте человека, об отношении его к богу, о наиболее существенном в его облике и его действиях менялись в истории искусства.

Давайте посмотрим как!

ОБРАЩЕНИЕ К МУЛЬТИМЕДИЙНОМУ ЗРИТЕЛЬНОМУ РЯДУ.

(показ изображения фигур различных цивилизаций)

Женские изображения эпохи палеолита представляют собой определенную группу так называемых «венер», хотя их анатомия далека от эталонов стройности. Их вырезанные или изваянные изображения отличаются большими размерами груди и ягодиц, по сравнению с которым голова, руки и ноги выглядят маленькими и тонкими.

«Венера Виллендорфская» (Вена, Музей естественной истории). "Венеры- эпохи палеолита получили название «толстушек» ("брюхатых") за морфологические характеристики их ягодиц. Подчеркнутая тучность, прежде всего в области живота и груди, то есть в органах, связанных с материнством, не соответствует видимому реализму, но отражает мысль о плодовитости и символизирует репродукционную функцию женщины

«Венера Лоссельская», называемая еще Дама с рогом», барельеф на известняковой скале (размер - 42 см), хранящийся в Музее Аквитании (Бордо, Франция).

Она изображена в фронтальной плоскости и в типичной для «венер» манере: с объемным выделением тазобедренной части тела. В поднятой вверх и в сторону руке женщина держит рог. Ее голова повернута к рогу, а волосы спадают в противоположную сторону. Другая рука лежит на животе и направлена в сторону лобка. Наличие рога подтверждает мысль о том, что эта «венера» представляет собой символ плодородия. Рога, фрагментарные изображения которых свидетельствуют о присутствии животного - как гарантии обилия пищи - имеют здесь конкретное значение. Корпус тела четкое прорисован с ясным изображением больших отвисших фудей, выпуклого живота и максимально уменьшенных ног, похожих на некие неопределенные дополнения.

Несмотря на фронтальное положение тела, голова-профиль, лишенная черт лица, - признак, указывающий на отсутствие индивидуальной характеристики, - сообщает фигуре некое подобие движения.

Вы наверняка уже что-то из этого видели, а что-то для вас ново.

(возвращение к необходимому слайду).

ОБОБЩЕНИЕ УЧИТЕЛЕМ:

Искусство древнего мира строилось и держалось на определённых канонах.

Канон - свод правил и законов, которыми должен был руководствоваться художник при построении рисунка.

Египет - Искусству в древнем Египте отводилась необычайно важная роль: оно должно было стать мостом между преходящим и вечным. Другими словами, произведение искусства должно стать нетером, местом встречи божественного и земного. Существует мнение, что скульптура, рельефы и фрески изображали не портрет человека, а его Ка - высшая, невидимая часть человека, одним из аспектов которого является идеальный образ. Древнеегипетское искусство исключало одушевление и увековечивание старости, болезни, смерти и несовершенства мира, передавая лишь истинный, совершенный облик предмета, человека, вселенной. Ка, как двойник человека, живущий в невидимом мире, отвечал за него перед богами.

Египетские мастера не просто воспроизводили внешность, которую воспринимает физический глаз, а воспроизводили то, что их духовные глаза давали понять о природе человека и вселенной.

    Формы головы лучше всего видны в профиль, так они и показаны. Но глаз мы всегда мысленно видим анфас. Соответственно профиль лица дополняется изображением глаза анфас. Верхняя часть тела, плечи и грудь, наиболее полно воспринимаются с фронтальной позиции, поскольку так видны сочленения рук с корпусом. Но кисти рук и ступни хорошо обрисовываются только при виде сбоку. Все это объясняет, почему фигуры людей в египетском искусстве выглядят такими странно плоскими и словно искривленными. Кроме того, египетским художникам было затруднительно представить обе ступни так, как они видны с одной позиции. Они предпочитали четкий контур, очерчивающий большой палец и подъем стопы. Так что обе ступни изображались с одной, внутренней стороны, словно у человека, как на этом рельефе, две левых ноги. Это не значит, что египтяне думали, будто человеческие существа имеют такую наружность. Они просто следовали методу, позволявшему запечатлеть все, что в фигуре человека представлялось существенным. По-видимому, строгость формальных предписаний как-то связана с магическими функциями изображений. Иначе как бы мог человек с «укороченной» или «отрезанной» рукой принимать и приносить дары мертвым?

    В скульптуре все сидящие фигуры держат руки на коленях; мужские тела окрашивались в более темный цвет, чем женские.

Греция - В греческом мире всё для людей понятно и просто. Соответственно, в греческой модели мира космос, несмотря на свою величественность, был понятен и доступен. Боги в такой модели мира были хоть и высшими существами, но вполне доступными для общения. Более того, боги даже обладали понятными для человека слабостями. Человек был уверен, что похож на богов, и с этим связывалась идея свободного владения пространством и временем. Именно поэтому в античной Греции процветали различные виды искусства, включая пространственные: архитектура, скульптура, вазопись. Человек идеализировал себя.

Античное искусство Греции и Рима показывает красоту физически совершенного человека. В образе юноши-атлета воплощены черты прекрасного и гармонически развитого человека, в котором красота физически тренированного тела сочетается с нравственной чистотой и духовным благородством. Энергичным, мощным движением левого плеча вперед он приготовился к метанию диска. При этом он испытывает колоссальную физическую нагрузку, но внешне остается спокоен и сдержан. Создается впечатление, что скульптора интересует не столько физическое усилие атлета, сколько его волевая сосредоточенность и сила духа.

Статуя Октавиана Августа выполнена римским скульптором в 27г.до н.э.

Тщедушный и болезненный первый римский император Октавиан изображается атлетически сложенным, «богоподобным человеком». Скульптор сумел запечатлеть своеобразный тип лица и характерную прическу императора, подчеркнуть его решительность и целеустремленность.

«Давид» Микеланджело – величественный и прекрасный юноша, исполненный беспредельной отваги, решимости, благородства. Он спокоен, однако чувствуется его готовность приложить все усилия борьбы со злом, для победы справедливости. Это подлинный монумент героической личности, человеку, духовно и физически совершенному. Микеланджело ваяет свою скульптуру из мрамора. Большая глыба камня имела дефекты, в ней были трещины, и никто не верил в то, что из громады можно что-либо сделать. Но художник взялся за работу, тщательно продумал будущий пластический образ, и смог «извлечь» из мраморного монолита великий немеркнущий образ

Микеланджело «Страшный Суд». На наших глазах происходит мировая катастрофа. Люди захвачены ангельской вестью о наступлении Страшного суда в разгар своих обыденных занятий. Но Провидение неумолимо: справа лавиной низвергаются в ад грешники, их подгоняют ангелы, тащат за собой демоны. Слева возносятся в рай праведники. Мускулистый Иисус беспощаден и непреклонен в своем гневе, что скорее напоминает античного бога-громовержца, воплощающего возмездие. Одна лишь Богоматерь скорбно поникла, сочувствуя страданиям людей, но не имея права помочь им.

На камне у источника сидит святой Ворфоломей. Его глаза пылают огненной угрозой. В руке святой держит собственную кожу, которую некогда содрали с него противники христианства. На этой коже Микеланджело изобразил свое лицо, искаженное неимоверными страданиями. Художник подчеркивает, что он сам - здесь и сейчас - мучается не менее, чем грешники на Страшном суде. Красота У Микеланджело проникнута страданием и состраданием.

Джорджоне «Юдифь». Написанная в первые годы XVI столетия «Юдифь» утверждает идеал Высокого Возрождения, который нашел выражение в картине через внутреннюю раскрепощенность композиции, размеренность изобразительных форм, красоту и утонченность женского образа, певучесть линейных и красочных сочетаний.

«Она прекрасна и необычна – Юдифь Джорджоне, пишет искусствовед А.Варшавский. _ Освободить родной город от нависшей над ним грозной опасности вызвалась красавица Юдифь. С головой предводителя вражеских войск Олоферна возвращается она в отчий дом. Враги дрогнули, когда на городской стене будет выставлена голова Олоферна, и вечно будут славить подвиг юной красивой вдовы, ее самопожертвование, ее удачливую удаль сограждане, те, кого спасла она от чужеземного ига, может быть, от смерти.

Уже все позади. Уже все свершилось. И задумчиво глядит на отрубленную голову вражеского полководца Юдифь.» В этом одухотворенном образе есть все: нежность и достоинство, кротость и сожаление, внутренняя сила и обаяние.

Развязка : выход на сотворчество учеников и учителя в изобразительной деятельности, используются методы: визуального подражания, аналитического сопоставления образца и изображаемого рисунка.

Критерии оценки учебного рисунка:

    соблюдение египетского канона в рисунке (степень соответсвия);

    завершенность выполненного рисунка.

    наличие введенных элементов, присутствующих культуре Др. Египта

Мы рассмотрели с вами основные каноны изображения человека. Я предлагаю вам научиться рисовать египтянина вместе со мной (используется педагогический рисунок на доске).

Учитель на доске показывает основные этапы изображения фигуры человека по канонам Др.Египта. Во время работы учитель оказывает посильную помощь учащимся.

Эпилог: выставка и анализ детских графических работ. Используются методы: стимулирования индивидуальных высказываний, адекватной самооценки,

ВОПРОС: Глядя на ваши работы, как вы думаете, кто из вас смог приблизиться больше всех к египетскому канону.

Критерии оценки деятельности ребёнка на уроке:

    активность ребёнка в обсуждении проблемы;

    отношение к учебно-творческой деятельности;

    мастерство;

    качество детской продукции.

Обобщение и вывод по проведению и освоению тему на уроке

Послесловие: домашнее задание:

Подобрать репродукции изображений фигуры человека Др. Греции и Рима и сравнить изображение с древнегреческим.

Человек в искусстве остается главной темой. Художники и скульпторы передают различные образы человека. Портрет человека – это отражение внутреннего мира, настроения отдельного лица. Однако, с течением времени люди меняются, а значит, меняется и искусство изображения человека


Скульптура VI – начала V века до н.э. Скульптура VI – начала V века до н.э. В эпоху Древней Греции мастера-скульпторы чаще всего изображали молодых атлетов с прижатыми к телу руками и выдвинутыми вперед ногами. Греческие скульпторы многое заимствовали из Древнего Египта, греческие скульптуры создавались по египетским канонам, которые оказывали огромное влияние на развитие искусства в Древней Греции








Скульптура первой половины V в. До н.э. Скульптура первой половины V в. До н.э. В это время мастера изображали атлетов – победителей Олимпийских игр. Великим ваятелям поручалось воспевание героического образа доблестного и сильного гражданина как надежного защитника древнегреческого города-полиса.


Пифагор, статуя Гиацинт, V век до н.э. Герой Гиацинт, любимец Аполлона, был случайно убит богом Солнца, метнувшим диск во время гимнастических состязаний. Из капель его крови вырос прекрасный цветок, и Пифагор постарался передать определенное действие в своей скульптуре – юный герой наблюдает за летящим диском.


Пифагор, статуя Кифаред, V век до н.э. Статуя демонстрирует умение автора преодолевать плоскостность и фронтальность архаической скульптуры в объемном изображении сидящего музыканта. Фигура отличается монументальной лаконичностью форм и своеобразия замкнутостью композиционного построения.


Мирон, статуя Дискобол, V век до н.э. Мирон – один из лучших мастеров Древней Греции. Афинский скульптор отличался удивительным даром передачи человеческой красоты. Его статуя Дискобол поражает своей грандиозностью. Образ дискобола выглядит естественном и настоящим. Мирон – первый скульптор древности, изобразивший человека в движении.


Поликлет, статуя Дорифор, V век до н.э. Вторым крупнейшим скульптором был Поликлет. Именно Поликлет в классический период воплотил образ прекрасного и доблестного гражданина полиса. В своих статуях мастер старался передать совершенные пропорции человеческого тела, исходя из математических вычислений.


Поликлет, статуя Дорифор, V век до н.э. Мастер очень тонко передал пластику здорового мускулистого тела. Человек изображен в готовности к действию, светится жизненной силой. Юноша стоит так, будто вся тяжесть тела направлена на одну ногу, а вторая немного согнута, словно в мерном шаге. Склоненная и повернутая к правому плечу голова создает впечатление непринужденной задумчивости. Красота человеческого тела раскрывается в пропорции упругих ног и мощных объемов груди и плеч.


Пракситель, статуя Афродита Книдская, V век до н.э. Одним из интересных скульпторов Древней Греции является Пракситель. Этот скульптор выполнял работы в мраморе, именно благодаря этому он умело создавал мягкую игру светотени в своих работах. Его скульптураАфродита Книдская пользовалась громкой славой. Статуя отличается благородство, изяществом, страстной и в то же время девственной грацией. Именно в ней Пракситель первым изобразил всю красоту женского тела


Лисипп, статуя Геракл в борьбе со львом, V век до н.э. Творчество скульптора Лисиппа тоже уникально. Лисипп стремился к созданию образу идеального человека. Из всех его работ больше всего поражает скульптура Геракла со львом. Здесь красота человеческого тела передана в напряжении мышц. Лев изображен в динамике, поза задыхающегося льва неустойчива, а человек напротив, держится твердо и уверенно, открыто демонстрируя красоту и силу своего идеального тела.



Изображение человека в древней культуре Египта. Изображение человека в искусстве Древней Греции: красота и совершенство конструкции идеального тела человека.

Художники и скульпторы передают свое отношение к миру при помощи определенных образов. Изо­бражая человека, мастер показывает нам свои представления о красоте. Однако эти представления менялись с течением вре­мени, и подтверждение этому - древние памятники искусства.

С течением времени люди меняются, а значит, меняется и искусство изображения человека. Давайте посмотрим, каким образом изображался человек в эпоху Древней Греции.

Скульптура VI - начала V в. до н. э.

Если мы посмотрим на иллюстрации с изображением скульп­туры эпохи Древней Греции, то заметим, что тогда мастера чаще всего изображали молодых атлетов с прижатыми к телу руками и выдвинутыми вперед ногами. Выбранная поза была неслучай­ной. Греческие скульпторы, создавая свои произведения искусств, многое заимствовали из Древнего Египта. Так. этот образ полно­стью соответствовал египетским скульптурным канонам, которые оказывали огромное влияние на развитие греческого искусства. Канон - это свод правил, господствующих в искусстве какого-ли­бо периода или направления, а также определенное произведение, служащее образцом. Считается, что канон - это «закон и мера прекрасного».

В VI-V вв. до н. э. греческие мастера обращались и к другому виду скульптуры, который имел название «кора», т. е. «девушка». Богини, изображенные в эпоху архаики, напоминают смертных красавиц, их фигуры пронизаны женственностью и лиризмом.

Скульптура первой половины Vв. до п. э.

В это время мастера обычно изображали атлетов - победи­телей Олимпийских игр. Именно эта тема оставалась ведущей в искусстве пластики в течение всего века. Небольшая бронзовая фигурка юноши, приготовившегося к прыжку, является образ­цом скульптуры начата V в. до н. э. Великим ваятелям поруча­лось воспевание героического образа доблестного и сильного гражданина как надежного защитника древнегреческого горо­да - полиса.

Скульптура Мирона

Одним из лучших мастеров Древ­ней Греции является Мирон. Афин­ский скульптор отличался удивитель­ным даром передачи человеческой красоты. Наиболее известная его работа - «Дискобол» поражает своей грандиозностью

Обратите внима­ние. как мастер изобразил внешность человека. Образ дискобола выглядит естественным, настоящим. Мирон - первый скульптор древности, изобра­зивший человека в движении.

К другим произведениям Миро­на относится скульптурная группа «Афина и Марсий»

Скульптура Поликлета

Вторым крупнейшим скульптором V в. до н. э. был выдаю­щийся ваятель Поликлет. Главной темой его творчества также служил человек, атлет-победитель. Именно Поликлет в класси­ческий период воплотил образ прекрасного и доблестного гра­жданина полиса, волновавший скульпторов древности. В своих статуях Поликлет старался передать совершенные пропорции че­ловеческого тела, исходя из математических вычислений. Древние приписывали скульптору прославленное сочинение, носившее название «Канон». Поликлет строил строго продуманную систему

соотношений всех частей статуи. Одной из самых прославленных статуй того времени по праву считается его «Дорифор» - юноша, несущий копье.

Взгляните на эту статую: как тонко пе­редана пластика здорового мускулистого тела. Человек изображен в готовности к дей­ствию, светится жизненной силой. Юноша стоит так, будто вся тяжесть тела направле­на на одну ногу, а вторая немного согнута, словно в мерном шаге. Склоненная и повер­нутая к правому плечу голова создает впе­чатление непринужденной задумчивости. Красота человеческого тела раскрывается в пропорции упругих ног и мощных объемов груди и плеч. В древности самого «Дорифора» иногда называли «каноном Поликлета», считая, что мастер создал статую для того чтобы другие художники пользовались ею к ак моделью.

Скульптура Фидия

Цицерон о Фидии: «Когда он создавал Афину и Зевса, перед ним не было земного оригинала, которым он мог воспользоваться. Но в его душе жил тот прообраз красоты, который и воплощен им в материи. Недаром говорят о Фидии, что он творил в порыве вдохновения, который возносит дух надо всем земным, в котором непосредственно виден божественный дух - этот небесный гость, по выражению Платона»,

Выдающимся представителем древнегреческой скульптуры V в. до н. э. является Фидий, великий мастер зрелой классики. Под его руководством было выполнено оформление Парфенона - центрального здания афинского Акрополя. Внутри храма распо­лагалась известная скульптура Афины-Девы, созданная Фидием из золота и слоновой кости. Вторая скульптура Афины находилась перед святилищем и была выполнена из бронзы. Эти произведения поражают своей естественностью.

Скульптура Праксителя

Этот скульптор выполнял работы в мраморе, именно благодаря этому он умело создавал мягкую игру светотени в своих образах. Взгляните на его статую «Афродита Книдская» (рис. 3). Эта рабо­та пользовалась громкой славой. Статуя отличается благородством, изяществом, страстной и в то же время девственной грацией. Именно в ней Пракситель пер­вым изобразил всю красоту женского тела.

Творчество JIucunna

Творения этого мастера также инте­ресны. Лисипп стремился к созданию об­раза идеального человека. Замечательна его статуя «Апоксиомена» - атлета, очищающего тело скребком. Скульптура имеет довольно сложное построение, в ней отражены все законы пропорции.

Поражает своей красотой группа скульптур с изображе­нием подвигов Геракла. Самая знаменитая из них - «Геракл в борьбе со львом». Красота человеческого тела передана в напряжении мышц. Противники изображены в ди­намике, поза задыхающегося льва неустойчива, а человек, напротив, держится твердо и уверенно, открыто демон­стрируя красоту и силу своего идеального тела.

Таким образом, античное искусство было направлено на то, чтобы показать зрителю красоту физически совершен­ного человека.

Цель урока:

1. Познакомить учащихся с процессом работы художника над изображением человека

2. Развивать навыки овладения техникой рисования

3. Воспитывать мотивацию к учебной деятельности

4. Учить выполнять рисунок карандашом

Скачать:


Предварительный просмотр:

ТЕМА: «ИЗОБРАЖЕНИЕ ФИГУРЫ ЧЕЛОВЕКА И ОБРАЗ ЧЕЛОВЕКА В ИСТОРИИ ИСКУССТВА»

Цели:

  1. познакомить учащихся с процессом работы художника над изображением человека;
  2. развивать навыки овладения техникой рисования;
  3. воспитывать мотивацию к учебной деятельности;
  4. учить выполнять рисунок карандашом.
  5. научить изображать пропорции человека с натуры и по представлению

Оборудование: наглядное пособие: 1) «Великие художники. Леонардо Да Винчи» 2) «Великие художники. Микеланджело» 3)схема1, схема2

План урока.

  1. Беседа рисунке, о канонах изображения человека.
  2. Постановка художественной задачи.
  3. Образец педагогического рисунка.
  4. Практическое выполнение.
  5. Подведение итогов.

Ход урока.

I. Организационный момент.

Проверка готовности к уроку.

II. Сообщение темы урока. Общие сведения о рисунке.

Рисунок - важнейшие средство изучения и ото бражения действительности, первооснова всего реалистического изобразительного искусства. Владение рисунком необходимо ху дожникам всех специальностей: графикам, живописцам, скульпто рам, архитекторам, оформителям. Оно необходимо и инженеру, и географу, и врачу. Сегодня на уроке вы начнете постигать технику выполнения рисунка, мы познакомимся с правилами построения лица и человеческого тела.

III. Изучение нового материала.

Изображение человеком самого себя в виде схематичных наскальных рисунков, скульптур, высеченных из камня и кости, появилось значительно раньше, чем сформировалось сознательное представление о художественном творчестве. Осознание человеком самого себя как личности и обращение к художественному творчеству было величайшим событием, не имеющим себе равных в истории человечества по тем возможностям, которые в нем были заложены. Задолго, до появления письменности наши предки нашли возможность рассказать нам очень многое о своем образе жизни, о климате и фауне, о своей гармоничной связи с природой.

Во все эпохи человек был и остается главной темой в изобразительном искусстве. Но несомненно гимном человеку, его духовной и физической красоте стало античное искусство. В образах олимпийских богов и мифологических героев эллины прославили совершенного человека, в котором физическая красота атлетического тела сочетается с духовным благородством и нравственной чистотой. Никто не смог достигнуть такого совершенства в изображении фигуры человека, как греки. Образы их богинь, наделенных неземной красотой, стройных и мускулистых богов при всей их идеальности жизненны и естественны.

Стремление к изображению человеческой фигуры идеальных пропорций продолжилось и в искусстве Возрождения. Всем своим творчеством Микеланджело утверждал мысль о величии человека и красоте человеческой фигуры и мастерски передал это в статуях Давида и Моисея. Все выдающиеся мастера прекрасно знали строение тела человека, и надо отметить, что из всего того, что рисует художник, самым сложным является фигура человека. В большинстве произведений искусства изображен человек. Более того, он часто является главным композиционным элементом картины, поэтому художник не может быть мастером своего дела, если не научится рисовать людей с натуры и без натуры. Принцип рисования фигуры человека ничем не отличается от работы над другой моделью, т.е. вначале нужно определить самую верхнюю и самую нижнюю точки фигуры, чтобы модель уместилась на листе бумаги. Далее необходимо правильно расположить фигуру, определив ее положение по отношению к горизонтальной плоскости, на которой стоит модель, и положение ее в пространстве по отношению к вертикали. Для этого нужно определить положение центральной осевой линии, идущей вдоль позвоночника и определяющей положение торса. Очень часто в рисунках начинающих художников стоящая фигура производит впечатление падающей. Происходит это от того, что перпендикуляр, опущенный из центра тяжести тела, находится вне ступеней его ног. Если фигура стоит, ни на что не опираясь, то этот перпендикуляр должен проходить в пределах ступней или между ними. Только при таком условии стоящая фигура будет производить впечатление устойчивости.

Начинающие художники также часто допускают ошибки в основных пропорциях: то голова слишком велика или мала по отношению к туловищу, то короткие ноги, то длинные руки или шея, как у "жирафа", туловище, как у "слона" и т.п. Для облегчения работы в построении фигуры человека, художники определили основные пропорции (канон), взяв за единицу измерения какую-то часть тела, например, голову. У человека высокого роста обычно нижняя часть тела (от лобка до следка) равна верхней (от темени до лобка); у людей среднего и низкого роста верхняя часть фигуры несколько больше нижней, так как рост людей изменяется главным образом за счет длины ног; размер головы у высоких людей откладывается по длине тела 8 раз, у людей среднего роста --7,5 раза, а у людей низкого роста -- 7 раз; у стоящего человека опущенные руки с вытянутыми пальцами достигают половины бедра, если стоящий человек раскинет руки в стороны, то расстояние между кончиками пальцев правой и левой рук будет равно его росту. Указанные пропорции не являются точной формулой, которой должен пользоваться рисующий, не обращая внимания на модель. Каждый человек, как и всякое творение природы, индивидуален, уникален и неповторим, понять и увидеть это можно только будучи наблюдательным.

IV. Практическая работа.

Задание.

Используя предложенные схемы рисунков, вам нужно выполнить серию набросков с натуры. В своей работе вы можете пользоваться карандашами разной твердости.

Во время выполнения практической работы учитель делает целевые обходы:

1) Контроль организации рабочего места;

2) Контроль правильности выполнения приемов рисунка;

3) Оказа ние помощи учащимся, испытывающим затруднении;

V. Итог урока.

1. Выставка работ учащихся.

Схема1 Схема2


  • Изображение фигуры человека
  • в истории искусства
  • В рамках этого вида искусства изображения человека встречаются особенно редко. Изредка можно увидеть человеческие изображения- менее реалистичные, чем изображения животных, - в резьбе или в форме статуэток и крайне редко на рисунках. Как мужские, так и женские фигуры изображены обнаженными. На последних в некоторых случаях видны украшения. Если на мужских фигурах четко прорисованы черты лица (глаза, рот), то на женских это встречается гораздо реже: только на голове Венеры Брассемпуйской (Грот-де Пап, Франция) прорисованы нос и брови.
«Венеры» эпохи палеолита
  • Женские изображения указанной эпохи представляют собой определенную группу так называемых «венер», хотя их анатомия далека от эталонов стройности. Их вырезанные или изваянные изображения отличаются большими размерами груди и ягодиц, по сравнению с которым голова, руки и ноги выглядят маленькими и тонкими.
  • «Венера Виллендорфская» (Вена, Музей естественной истории). "Венеры- эпохи палеолита получили название «толстушек» ("брюхатых") за морфологические характеристики их ягодиц. Подчеркнутая тучность, прежде всего в области живота и груди, то есть в органах, связанных с материнством, не соответствует видимому реализму, но отражает мысль о плодовитости и символизирует репродукционную функцию женщины
Рельефные человеческие изображения: Венера Лоссельская
  • «Венера Лоссельская», называемая еще Дама с рогом», барельеф на известняковой скале (размер - 42 см), хранящийся в Музее Аквитании (Бордо, Франция).
  • Она изображена в фронтальной плоскости и в типичной для «венер» манере: с объемным выделением тазобедренной части тела. В поднятой вверх и в сторону руке женщина держит рог. Ее голова повернута к рогу, а волосы спадают в противоположную сторону. Другая рука лежит на животе и направлена в сторону лобка. Наличие рога подтверждает мысль о том, что эта «венера» представляет собой символ плодородия. Рога, фрагментарные изображения которых свидетельствуют о присутствии животного - как гарантии обилия пищи - имеют здесь конкретное значение. Корпус тела четкое прорисован с ясным изображением больших отвисших фудей, выпуклого живота и максимально уменьшенных ног, похожих на некие неопределенные дополнения.
  • Несмотря на фронтальное положение тела, голова-профиль, лишенная черт лица, - признак, указывающий на отсутствие индивидуальной характеристики, - сообщает фигуре некое подобие движения.
Древнеегипетские рельефы и изображения.
  • Формы головы лучше всего видны в профиль, так они и показаны. Но глаз мы всегда мысленно видим анфас. Соответственно профиль лица дополняется изображением глаза анфас. Верхняя часть тела, плечи и грудь, наиболее полно воспринимаются с фронтальной позиции, поскольку так видны сочленения рук с корпусом. Но кисти рук и ступни хорошо обрисовываются только при виде сбоку. Все это объясняет, почему фигуры людей в египетском искусстве выглядят такими странно плоскими и словно искривленными. Кроме того, египетским художникам было затруднительно представить обе ступни так, как они видны с одной позиции. Они предпочитали четкий контур, очерчивающий большой палец и подъем стопы. Так что обе ступни изображались с одной, внутренней стороны, словно у человека, как на этом рельефе, две левых ноги. Это не значит, что египтяне думали, будто человеческие существа имеют такую наружность. Они просто следовали методу, позволявшему запечатлеть все, что в фигуре человека представлялось существенным. По-видимому, строгость формальных предписаний как-то связана с магическими функциями изображений. Иначе как бы мог человек с «укороченной» или «отрезанной» рукой принимать и приносить дары мертвым?
  • В скульптуре все сидящие фигуры держат руки на коленях; мужские тела окрашивались в более темный цвет, чем женские.
  • Художники древнего Египта изображали людей по канонам.
  • КАНОН – свод правил и законов, которыми должен был
  • руководствоваться художник при построении рисунка, -
  • регламентировал в Древнем Египте своеобразный критерий красоты
Античное искусство Греции и Рима Античное искусство Греции и Рима Античное искусство Греции и Рима показывает красоту физически совершенного человека. В образе юноши-атлета воплощены черты прекрасного и гармонически развитого человека, в котором красота физически тренированного тела сочетается с нравственной чистотой и духовным благородством. Энергичным, мощным движением левого плеча вперед он приготовился к метанию диска. При этом он испытывает колоссальную физическую нагрузку, но внешне остается спокоен и сдержан. Создается впечатление, что скульптора интересует не столько физическое усилие атлета, сколько его волевая сосредоточенность и сила духа.
  • Античное искусство Греции и Рима показывает красоту физически совершенного человека. В образе юноши-атлета воплощены черты прекрасного и гармонически развитого человека, в котором красота физически тренированного тела сочетается с нравственной чистотой и духовным благородством. Энергичным, мощным движением левого плеча вперед он приготовился к метанию диска. При этом он испытывает колоссальную физическую нагрузку, но внешне остается спокоен и сдержан. Создается впечатление, что скульптора интересует не столько физическое усилие атлета, сколько его волевая сосредоточенность и сила духа.
  • Статуя Октавиана Августа выполнена римским скульптором в 27г.до н.э.
  • Тщедушный и болезненный первый римский император Октавиан изображается атлетически сложенным, «богоподобным человеком». Скульптор сумел запечатлеть своеобразный тип лица и характерную прическу императора, подчеркнуть его решительность и целеустремленность
Скульптуры эпохи Возрождения: Микеланджело Буонаротти Микеланджело скульптура «Давид»
  • «Давид» Микеланджело – величественный и прекрасный юноша, исполненный беспредельной отваги, решимости, благородства. Он спокоен, однако чувствуется его готовность приложить все усилия борьбы со злом, для победы справедливости. Это подлинный монумент героической личности, человеку, духовно и физически совершенному. Микеланджело ваяет свою скульптуру из мрамора. Большая глыба камня имела дефекты, в ней были трещины, и никто не верил в то, что из громады можно что-либо сделать. Но художник взялся за работу, тщательно продумал будущий пластический образ, и смог «извлечь» из мраморного монолита великий немеркнущий образ
Микеланджело «Страшный Суд»
  • На наших глазах происходит мировая катастрофа. Люди захвачены ангельской вестью о наступлении Страшного суда в разгар своих обыденных занятий. Но Провидение неумолимо: справа лавиной низвергаются в ад грешники, их подгоняют ангелы, тащат за собой демоны. Слева возносятся в рай праведники. Мускулистый Иисус беспощаден и непреклонен в своем гневе, что скорее напоминает античного бога-громовержца, воплощающего возмездие. Одна лишь Богоматерь скорбно поникла, сочувствуя страданиям людей, но не имея права помочь им.
  • На камне у источника сидит святой Ворфоломей. Его глаза пылают огненной угрозой. В руке святой держит собственную кожу, которую некогда содрали с него противники христианства. На этой коже Микеланджело изобразил свое лицо, искаженное неимоверными страданиями. Художник подчеркивает, что он сам - здесь и сейчас - мучается не менее, чем грешники на Страшном суде. Красота У Микеланджело проникнута страданием и состраданием.
Портретная живопись Джорджоне Джорджоне «Юдифь»
  • Написанная в первые годы XVI столетия «Юдифь» утверждает идеал Высокого Возрождения, который нашел выражение в картине через внутреннюю раскрепощенность композиции, размеренность изобразительных форм, красоту и утонченность женского образа, певучесть линейных и красочных сочетаний.
  • «Она прекрасна и необычна – Юдифь Джорджоне, пишет искусствовед А.Варшавский. _ Освободить родной город от нависшей над ним грозной опасности вызвалась красавица Юдифь. С головой предводителя вражеских войск Олоферна возвращается она в отчий дом. Враги дрогнули, когда на городской стене будет выставлена голова Олоферна, и вечно будут славить подвиг юной красивой вдовы, ее самопожертвование, ее удачливую удаль сограждане, те, кого спасла она от чужеземного ига, может быть, от смерти.
  • … Уже все позади. Уже все свершилось. И задумчиво глядит на отрубленную голову вражеского полководца Юдифь.»
  • В этом одухотворенном образе есть все: нежность и достоинство, кротость и сожаление, внутренняя сила и обаяние.
Рафаэль «Сикстинская мадонна»
  • Раздвинувшийся занавес открывает нам простую и одновременно величественную фигуру женщины, несущей на руках младенца. Взгляд матери устремлен на зрителя и вместе с тем в даль, прозревая свои будущие страдания и подвиг Сына Божия царица Небесная исполнена сознания великого и горестного предназначения – она несет своего Сына людям как искупительную жертву. Иисус на ее руках – не просто несмышленое дитя, это серьезный мальчик, во взгляде которого тоже можно прочесть предощущение собственной судьбы. Мадонна шествует по облакам, но ее босые ноги и на этом мягком небесном покрове выглядят трогательно и беззащитно. Идеальность и человечность, уравновешенность композиции и ощущение движения, простота и возвышенность – все это взаимодействует, обогащая друг друга
Леонардо да Винчи «Мадонна с цветком"
  • Крупные фигуры матери и младенца даны в условном пространстве кельи, оживленном лишь холодным пятном зеленоватого неба в окне. Золотым сиянием освещены лица матери – совсем еще юной Марии – и маленького Иисуса. Лицо Мадонны ласковое, шаловливое – она протягивает Сыну цветок и любуется тем, как Он изучает его с не по-детски серьезным выражением лица Белые цветы на темно-зеленом стебле служат связующим элементом между матерью и младенцем. Присмотревшись, мы видим в четырехлепестковых цветах мотив креста – будущего распятия.
Леонардо да Винчи «Мадонна Лита"
  • Уравновешенность композиции – две крупные фигуры между двух окон – создает ощущение долговременного радостного покоя. Холодным ясным светом вылеплен чистый лоб Мадонны, ее мягкая чуть печальная полуулыбка и глаза, устремлены вниз, на Сына. С удивительным реализмом, живостью, теплотой написаны вьющиеся рыжевато-золотистые волосы Иисуса. Взгляд божественного ребенка устремлен на зрителя с недетской печалью и прозрением.
  • Да, человек – главная тема в искусстве.
  • В каждой исторической эпохе было
  • понимание красоты по своему,
  • но в этом разнообразии есть что-то общее….