Как создается тезис вывод доказательство. Определение тезиса, аргумента, демонстрации


Вывод

Когда вы приступаете к аргументации, начните с формулировки тезиса , то есть мысли, которую и надо доказать.

Аргументы логические и психологические

Аргументы (доводы) – это мысли, суждения, приводимые для подтверждения тезиса. В качестве подкрепления аргументов могут использоваться факты, ссылки на авторитетные источники, примеры из жизни, литературы и т.д.

Начиная работу над доводами, сформулируйте два или три утверждения, которые в сумме доказывают справедливость тезиса. После этого подберите к ним иллюстрации – конкретные примеры, подкрепляющие аргумент.

Надо помнить, что аргументация основана на логических доводах, однако она обязательно должна подкрепляться психологическими, то есть не только опираться на соответствие реальной жизни и иметь четкую с точки зрения логики форму, но и влиять на чувства слушателя.

Аргументы
Логические Психологические
Влияют на разум, убеждают через сферу рационального: · факты, не вызывающие сомнения; · выводы науки (в том числе и научные аксиомы); · статистические данные; · законы природы; · положения юридических законов, официальных документов, постановлений и других нормативно-правовых актов; · данные, полученные экспериментальным путём, заключения экспертов и др. Влияют на чувства, убеждают через сферу эмоционального: · личная уверенность или неуверенность пишущего или говорящего; · статистические данные, если они вызывают своей внушительностью и значимостью определённые эмоции; · ссылки на авторитетные источники (высказывания великих людей, афоризмы, пословицы); · примеры, вызывающие эмоции; · показ негативных последствий, которые наступят, если за истину принять антитезис; · цитаты; · прямая апелляция к совести, чувствам, долгу и др.

Аргументы сильные и слабые

Аргументы подразделяются на сильные, обладающие значительной убеждающей силой, и слабые. Сила аргумента – величина относительная; она зависит от тех взглядов и мнений, а также отраженной в сознании картины мира, которые свойственны слушателю. Одни и те же аргументы могут по-разному восприниматься в разных аудиториях. Например, ссылка на Библию вряд ли убедит атеиста, но окажется непререкаемым авторитетом в среде верующих людей. Однако есть доводы, которые практически всегда относятся к сильным: факты действительности, не подлежащие сомнению, законы природы, данные, полученные экспериментальным путём, заключения экспертов, статистические данные, научные аксиомы и т.д. К слабым относят доводы, основанные на личной уверенности или сомнении говорящего, авторитета третьих лиц (в том числе ссылки на мнения известных людей, литературные источники, цитаты). Сила этих доводов тем выше, чем авторитетней в глазах слушателя выглядит говорящий или то лицо, чьи слова цитируются. Лучшей считается аргументация, основанная на сильных доводах, которые подкрепляются слабыми. Например, вы можете доказывать справедливость тезиса с опорой на факты и подкреплять эти доводы собственной уверенностью и высказыванием известного человека, афоризмом или пословицей.

Попробуйте использовать и аргументы «от противного», такие, которые противоречат тезису. При этом, временно согласившись со справедливостью этих доводов, вы можете показать, что последствия принятиях их справедливости будут негативными, нелепыми или даже абсурдными и ужасающими.

Виды аргументации

Расположите аргументы правильно. При восходящей аргументации доводы располагаются так, чтобы их сила постепенно возрастала, самый сильный аргумент ставят последним; при нисходящей , наоборот, «ударный момент» идёт первым, а потом подкрепляется слабыми доводами. Главное – не «прятать» сильный довод в среднюю часть аргументации. Так называемый «закон края» гласит, что лучше запоминается то, что было в начале, и то, что идёт в конце текста или высказывания.

Двойная аргументация – это сочетание доводов «за» и доводов «против», которые доказывают контртезис . Вы можете их привести, не дожидаясь возражения оппонентов, чтобы показать, какие абсурдные последствия наступят, если признать их истинными, или подвергните глубокому анализу, демонстрирующему преимущества вашей позиции.

Вывод в аргументации

Завершите аргументацию выводом, который напрямую связан с тезисом. Но если тезис – это лишь возможно справедливая мысль, которую ещё предстоит доказать, то вывод – это мысль доказанная, в справедливости которой теперь трудно сомневаться.

Стройная аргументация характеризуется не только силой и правильным расположением доводов, чёткостью сформулированных тезиса и вывода, но и их правильным соотношением, а также наличием переходов.

Активизация слушателей

Подготовка выступления включает и выбор средств, с помощью которых вы можете снять равнодушное отношение, включить слушателей в диалог, то есть активизировать аудиторию.

Интерес к выступлению не возникнет сам собой. Его можно «включить» с помощью следующих приёмов.

1. Аудиовизуальные приёмы , как статические (графики, таблицы, рисунки, схемы), так и динамические (видеоматериалы и т.п.). Известно, что эта группа приёмов даёт до 20% усвоения информации, концентрирует внимание слушателей, снижает утомляемость.

Правила применения наглядности 1. Если наглядный материал не является существенно необходимым для пояснения или возбуждения интереса к речи в целом, то применение его бессмысленно. 2. Не выставляйте ничего заранее, лучше делать это в нужный момент. Как только наглядные пособия станут ненужными, их лучше убрать. 3. Не показывайте материалы, которые не будут всем видны. 4. Схемы и таблицы должны быть удобочитаемы, компактны. Самыми эффективными являются графики с разноцветными прямоугольниками разной высоты и круговые диаграммы. 5. Обязательно комментируйте то, что изображено на таблицах и графиках. 6. Говорите, обращаясь к слушателям, а не к пособиям. 7. Если слушатели разглядывают предложенное вами пособие, сделайте паузу и дайте им закончить. 8. Демонстрировать предмет следует, держа его на уровне плеч.

Психологические приемы :

· Ещё до начала выступления вы можете увлечь аудиторию с помощью рекламы : попробуйте выставить стенды с агитацией или развесьте слоганы, анонсируйте своё выступление.

· Примените приём создания неожиданного эффекта – шоковую терапию, то есть создайте неожиданный эффект, начните с парадокса. Это позволит быстро захватить внимание аудитории и сосредоточивать его на нужных говорящему аспектах.

· Моделируйте типичное мнение по обсуждаемому вопросу, показывайте его неразумность, несовременность, несостоятельность, то есть используйте прием «чучело оппонента». Критикуйте стереотипы, но не унижайте и не топите их носителей!

· Используйте вопросно-ответный ход , то есть стройте речь в виде вопросов и ответов наних. Это хорошо структурирует речи и помогает даже зазевавшимся вникнуть в суть происходящего и присоединиться к вам в любой момент.

· Задайте проблемный вопрос , то есть такой, на который нельзя дать однозначный ответ. Выслушайте варианты ответа и дайте свой.

· Остановите на 5 – 10 секунд речь, сделайте психологическую паузу , дайте слушателям немного времени для осмысления какого-либо выделенного положения речи или поставленного вопроса.

· Используйте сходства между объектами в некотором отношении, примените приём аналогии.

· Повторите несколько раз самую важную идею, но каждый раз при этом обогащайте высказывание новой информацией, т.е. используйте спираль .

· Двигайтесь от абстрактного к конкретному, от общего к частному, приводите «живые» примеры, близкие вашим слушателям, – это называется ступенчатым способом развертывания тезиса.

· Высвечивайте противоположности, применяйте антитезы – это называется контрастным способом изложения материала.

· Активизируя слушателей, вы можете перевести морально-дисциплинарый и эмоционально-эстетический мотив слушания в интеллектуально познавательный, снять равнодушное отношение, углубить уровень понимания предмета речи.

ТЕМА 6

Подготовка и проведение презентации

Что определяет успех вашей презентации?

Знания? Опыт? Талант?

Несомненно, но есть еще одна, наиболее важная, составляющая успеха – тщательная подготовка.

Эффективная презентация

Успешная презентация – один из самых действенных инструментов карьерных достижений и финансового благополучия. Эффективные техники проведения презентаций становятся все более востребованными в деятельности политиков, бизнесменов, руководителей всех уровней. Только подумайте: несколько минут вашей блестящей презентации для руководства организации могут не только окончательно решить судьбу упорной работы последних месяцев, но и помочь вам продвинуться по карьерной лестнице. Люди, умеющие доходчиво и убедительно доносить свои мысли до окружающих, будут востребованы всегда. В некоторых странах детей еще в школе обучают навыкам презентации. К сожалению, в наших школах пока нет таких обязательных программ. Зато есть люди, обладающие природным талантом делать блестящие презентации, правда, их единицы. Что делать всем остальным? К счастью для всех нас, этому искусству можно научиться. Уверенное поведение, магнетическое удержание внимания слушателей, оригинальные техники, делающие презентацию яркой и запоминающейся, - все эти обязательные составляющие презентации при желании легко осваиваются. Необходимо только ваше осознанное стремление к получению нужных знаний и умений.

Теперь ответьте для себя на простые вопросы: что такое презентация, какую презентацию можно считать эффективной. Ответов на эти вопросы можно найти множество, в этом вы легко убедитесь, пролистав имеющуюся литературу. Само слово «презентация» подразумевает представление новой информации, продукции, услуг, проектов. Смысл любой презентации – добиться заинтересованного отношения к представляемому новшеству со стороны собравшейся аудитории. Именно на нее и будет направлена воздействующая сила вашей презентации. Мы считаем, что эффективная презентация – это запоминающееся информационное шоу, способное эффективно воздействовать на аудиторию и мотивировать её к определённым дальнейшим действиям.

Теперь поговорим о том, что нужно сделать, чтобы ваша презентация была эффективной.

«Вывод Тезис Опровергающая Обратные доказательства Антитезис При поддерживающей аргументации ученик приводит доводы, подтверждающие тезис автора...»

Аргументация может быть поддерживающей и опровергающей. Вот примерная схема построения таких рассуждений:

Поддерживающая:

Прямые доказательства

Опровергающая

Обратные доказательства

Антитезис

При поддерживающей аргументации ученик приводит доводы, подтверждающие тезис автора текста.

Пример 1. Тезис: милосердие свойственно только тем, кто способен действовать

Фрагмент сочинения

Позиция автора бесспорна. Действительно, способность сострадать требует душевных сил, действенной помощи, и только по-настоящему добрые и отзывчивые люди пронимают чужую боль, беду как свою и спешат помочь, чем могут. О таких, как они, мы узнаем из рассказа Б.Екимова «Продажа». После развала Советского Союза мать и дочь, как и многие другие, стали беженцами из Таджикистана. Они оставили родной дом, спасаясь от грабежей и убийств. В поезде эти женщины стали свидетелями того, как пьяная мать продавала свою трехлетнюю дочь. Спасая девочку, беженки отдали пьянице все свои скудные сбережения, зато ребенок обрел настоящую семью.

Мы часто говорим о чувстве милосердия, но кто из нас способен взять на воспитание чужих детей, причем нескольких, как это сделали семьи, о которых недавно шла передача по телевидению? Или приютить чужие семьи, чьи дома разрушены войной или стихийными бедствиями?

Да, добрый совет может дать нуждающемуся в нём каждый из нас, но только активная помощь в тяжелых жизненных ситуациях становится проверкой человека на одно из самых главных свойств души – способности к милосердию. Согласие с мнением автора можно изложить по-разному:



не думаю, что у кого-то вызовет возражение авторское мнение о том, что…

При опровергающей аргументации ученик подбирает два аргумента, опровергающие истинность

Пример 2. Тезис: В деревнях люди нравственнее, чем в городах

Во-первых, нравственные качества человека не зависят от того, где он живет, тут дело в нём самом, в его жизненных намерениях. Например, Егор Полушкин, лесник из повести Б.Васильева «Не стреляйте в белых лебедей», деревенский житель, безусловно, честный и добрый человек, готовый в любую минуту прийти на помощь любому. Но ведь его сосед, Федор Ипатыч Бурьянов, тоже сельчанин, однако это бессовестный и бесчестный хапуга.

Во-вторых, нынешняя ситуация, сложившаяся во многих деревнях, свидетельствует как раз об ином: работы нет, народ спивается, деградирует. Прежние нравственные ценности – труд на земле, любовь к ней, семья – утрачиваются. Молодежь уезжает в города в поисках работы и лучшей жизни, рубль и в городе, и в селе становится основным критерием оценки достоинства человека. Об этом пишут в газетах, говорят на телевидении.

Думается, что нравственность народа во многом зависит лишь от особенностей нашего времени. Когда люди теряют цель и смысл в жизни, постепенно утрачиваются и лучшие человеческие качества.

Я считаю, что не совсем справедливо утверждение автора о том, что…

Думаю, что дискуссионным является утверждение автора о том, что…

Вызывает сомнение тезис о том, что…

Откровенно говоря, я не могу согласиться с точкой зрения автора и т.п.

1-й аргумент (потому что, так как)…

2-й аргумент

Как можно ввести аргументы в изложение собственной позиции?

1. С помощью слов и словосочетаний

обратимся к (факту, воспоминаниям кого-либо, научным данным и т.п.)

достаточно привести такой пример…

это можно доказать следующим образом…

подтверждением сказанному может служить следующий аргумент…

вспомним о…

стоит обратиться к…

свидетельством этого служит такой (случай, пример, эпизод произведения и т.д.)

данную мысль можно обосновать еще одним (примером, фактом, аргументом и т.п.)

приведу еще один пример, доказывающий актуальность поставленной проблемы

докажем важность данной проблемы с помощью…

убедительным доказательством справедливости высказанной мысли может служить…

в этом легко убедиться, обратившись к…

подобная ситуация…

и вот почему:…

вот отчего…

и это понятно:…

и еще одна история (факт, свидетельство очевидцев и т.п.) и т.д.

2. С помощью вводных слов и словосочетаний

во-первых.., во-вторых.., в-третьих… (Обратите внимание: в этом случае должен быть вывод!)

например

допустим

по свидетельствам кого-либо

предположим

по утверждению кого-либо

3. С помощью придаточной части сложноподчиненного предложения (придаточное предложение причины), используя союзы

потому что

оттого что

благодаря тому что

в связи с тем что

в результате того что

поскольку и т.д.

Разберем некоторые примеры неудачной аргументации.

Пример. Тезис: технический прогресс не должен опережать нравственное развитие человечества.

Фрагменты сочинений

Как и в давние времена, новое всегда кажется человеку опасным. Для слабого человеческого тела опасным может стать почти любой предмет, а мы без страха пользуемся электричеством и бытовой химией. Поэтому грядущего не стоит бояться. Аргументы не соотносятся с тезисом.

Во-первых, история знает немало примеров, когда научные открытия в руках безнравственных людей оборачивались против человечества: например, атомная бомбардировка Хиросимы и Нагасаки. Во-вторых, современный техногенный мир начинает разрушать иммунитет каждого из нас. Второй аргумент никак не связан с тезисом.

достаточно спорна. Например, японцам нет равных по количеству изобретений, а поэтому они уже почти на полстолетия опередили всё человечество: японская техника ценится во всем мире. Приведенный пример не соотносится с тезисом и не является аргументом

Думается, что нравственное развитие человека тоже будет идти бурными темпами, и в этом ему помогут кино, телевидение, интернет. Книги, конечно, тоже оказывают воспитательное влияние. В них мы можем найти ответы на многие волнующие вопросы. Без книги немыслима никакая научно-техническая революция. Рассуждение не соотносится

с тезисом; логические ошибки, бедная речь.

Моя подруга очень устала от НТР. Она забросила компьютер, ушла в секту и там стала потом её главарем. А её предки оказались брошенными на произвол судьбы. А ведь они её воспитывали, учили! Нужно было просто её не баловать, не позволять играть в компьютерные игры. А так им светит одинокая старость. Подмена тезиса. Автор сочинения уходит от тезиса, рассуждая

о роли воспитания. Есть речевые («главарь», повтор слов), этические ошибки (жаргонные слова «предки», «светит»)Я разделяю позицию автора. Мне было бы очень интересно жить в далеком грядущем. Ведь наверняка там будут такие чудеса, о которых мы сейчас можем только мечтать! Завидую людям грядущего!

Отсутствует аргументация; суждения не выполняют функцию доводов, подкрепляющих правоту заявленного тезиса.

Нравственный прогресс идет не синхронно с прогрессом науки и техники. Изобретение паровоза или компьютера еще не означает революции в нравах. Этический облик грядущего человечества представляется смутно. Не разграничиваются аргументы.

Подобных ошибок не будет, если учащиеся поймут, что высказывание приобретает функцию аргумента только тогда, когда оно доказывает или опровергает истинность или ложность тезиса.

Похожие работы:

«Художественные средства изображения в Слове. Автор Слова использует самые разнообразные художественные средства изображения: гиперболы, метафоры, сравнения, контрасты, эпитеты, олицетворение. Необъятность Русской земли подчеркивается им одновременностью действия в разных ее концах: девицы поют на Дунае, льются голоса через море до Ки...»

«12 октября в нашей гимназии прошел конкурс, посвященный дню переводчика. В этом конкурсе активное участие приняли 11 классы. Им было предложено перевести с английского языка одно из красивейших стихотворений на различную тематику. В связи с этим...»

«Аннотация Данная курсовая работа посвящена исследованию особенностей перевода оценочных высказываний. Курсовая работа состоит из двух частей: теоретической и практической. В первой части рассматриваются теоретические о...» водой)жетоныплакат со словом-паролем (буквы написаны заранее вразброс). Ход состязания Ведущий.Ребята! Какой праздник сегодня отмечает наша страна?Кого поздравляют в этот день?У кого из вас дедушка или баб...» А.В., члены комиссии: Ратникова И.П., Павлов Е.А., Жийяр М.В., Кротова Т.А., Ас...»

2017 www.сайт - «Бесплатная электронная библиотека - интернет материалы»

Материалы этого сайта размещены для ознакомления, все права принадлежат их авторам.
Если Вы не согласны с тем, что Ваш материал размещён на этом сайте, пожалуйста, напишите нам , мы в течении 1-2 рабочих дней удалим его.

Тема .Тезис и доказательство.

Цель урока:

1. Актуализация знаний учащихся, полученных на прошлых уроках (типы текстов, особенности текстов описания, повествования, рассуждения).

2. Формирование навыков в составлении текста-рассуждения.. Развитие устной и письменной речи.

3. Привитие любви к русскому языку.

1. ТЕЗИС – то, что надо доказать.
2. ДОКАЗАТЕЛЬСТВО – аргументы.
3. ВЫВОД - итог рассуждения.
Пословицы о маме.
1. Птица рада весне, а дитя - матери.
2. Сердце матери лучше солнца греет
2. Ближе матери друга нет.
3. Материнская молитва со дна моря достаёт.
4. С матерью жить – ни скуки, ни горя не знать.

Раздаточный материал :
Текст №1

Текст 2:
Текст 3:

Ход урока

I. Повторение пройденного о типах речи.

Учитель. Какие вы знаете типы речи?
Ученик. Я знаю три типа речи: описание, повествование, рассуждение.
Учитель. Что такое описание?
Ученик. Описание - это текст, в котором названы признаки предмета (объекта речи). Описание отвечает на вопрос какой?
Учитель. Что такое повествование?
Ученик. Повествование - это тип речи, при помощи которого описываются события в их временной последовательности. Повествование отвечает на вопрос что произошло?

Учитель. Что такое рассуждение?
Ученик. Рассуждение - это тип речи, при помощи которого излагается, разъясняется, отрицается или подтверждается какая-либо мысль. Рассуждение отвечает на вопрос почему?
Работа в группах.

Учитель. Прочитайте тексты.
1 группа.

Текст 1:
На солнце нельзя было смотреть. Лохматыми, ослепительными потоками оно лилось с вышины. По синему-синему небу плыли облака, словно кучи нерастаявшего снега. По краям они золотились, разбрасывая по небу искорки. (А. Толстой)

2 группа.
Текст 2:

Никита распахнул дверь и сел на крыльцо. К самым ногам подкатился ручеек, коснулся ног и побежал дальше по своим делам. Никита осторожно опустил в его воды кораблик-щепку и долго смотрел ему вслед. А потом резко встал, улыбнулся солнышку, ручейку. Боль отступила, и в душе запело стозвоном: “Весна пришла!” (А. Толстой)

3 группа.

Текст 3:
Самое лучшее время года - весна. Тает снег, солнышко греет ласково, приветливо. Просыпается земля, пробуждается природа. Все цветет и ликует! Весну нельзя не любить!: Это рассуждение, так как в начале текста есть утверждение, затем его доказательство и вывод

К какому типу речи относится каждый из этих текстов?
Ученик. Первый текст относится к описанию.
Учитель. Почему относится к описанию?
Ученик. Потому что здесь описываются лохматые, ослепительные потоки солнца, синее небо, по которому плыли облака и к ним можно задать вопрос какой?
Учитель. К какому типу речи относится второй текст?
Ученик. Второй текст относится к повествованию.
Учитель. Почему к повествованию?
Ученик. Потому что здесь рассказывается о том, как Никита распахнул дверь, сел на крыльцо, потом опустил кораблик в ручеёк и долго смотрел ему вслед, а потом резко встал и улыбнулся солнышку и к этим словом можно задать вопрос что делал?.
Учитель. К какому типу речи относится третий текст?
Ученик. Этот текст относится к рассуждению, в начале текста есть утверждение, затем его доказательство и вывод.

II. Объяснение нового материала.

Учитель. Сегодня мы с вами будем готовиться писать сочинение – рассуждение о маме. Из скольких частей состоит сочинение-рассуждение?
Ученик. Сочинение-рассуждение состоит из трёх частей: тезиса, доказательства и вывода. Учитель. Что такое тезис?
Ученик. Тезис – это основная мысль текста, которую нужно доказать.
Учитель. Что такое доказательство?
Ученик. Доказательство – это примеры, доказывающие основную мысль текста.
Учитель. Что такое вывод?
Ученик. Вывод – это заключение рассуждения.
Учитель. Любите вы свою маму и за что вы её любите?
Ученик. Мама - самый светлый, самый лучший и дорогой для каждого из нас человек, который подарил нам жизнь.
Ученик. В трудную минуту мы всегда зовем на помощь маму.
Ученик. Она раньше всех встает, позже всех ложится.
Ученик. Мама заботится о нас, радуется и горюет вместе с нами.
Учитель. Какие пословицы сложили народы мира, говоря о маме, о материнской любви?
Ученик. Материнская ласка конца не имеет.
Ученик. Всякой матери свое дитё мило.
Ученик. Птица рада весне, а дитя - матери.
Ученик. Ближе матери друга нет.
Ученик. Сердце матери лучше солнца греет.
Ученик. Материнская молитва со дна моря достаёт.
Ученик. С матерью жить – ни скуки, ни горя не знать.
Учитель. У текста рассуждения есть особенные слова, которые помогают связать части рассуждения.
При составлении тезиса можно применить эти слова:
- Докажем это…
- Это можно доказать так…
- Почему и вот почему…
- Это объясняется следующим образом
При доказательстве:
- Во-первых,…
- Во-вторых,…
- В-третьих,…
- Допустим…
При выводе:
- Итак,…
- Обобщим сказанное,…
- Таким образом,…
- Следовательно,...

Отработка структуры текста - рассуждения.
Текст
Мама – самое священное слово на земле! Человек рождается и умирает с этим словом. Хлебороб благодарно произносит: "Спасибо, кормилица-мать". Солдат, смертельно раненный, шепчет:" За Родину-мать!" Все самые дорогие святыни названы и озарены именем матери.

Учитель. Прочитайте текст, выделите три основные части и вставьте специальные слова.

Работа по опорным карточкам
Части рассуждения Примеры
1. Тезис . Мама - самое священное слово на земле. Это можно доказать так.
2.Доказательства .

1.Во-первых, человек рождается и умирает со словом мама.
2.Во-вторых, хлебороб благодарит землю матушку. Называет её кормилицей.
3.В-третьих, раненый солдат, умирая, шепчет: «За Родину-мать»

3. Выводы. Таким образом, все самые дорогие святы-
ни названы и озарены именем матери.
Учитель. Применять в тексте специальные слова вы научились.
Попробуйте, применяя слова и языковые обороты, написать сочинение- рассуждение о маме. В своём сочинении вы можете использовать пословицы
о маме

Домашнее задание. Написать сочинение-рассуждение по теме «При солнышке тепло, а при матери добро».

Алгоритм работы с текстом


  • внимательно прочитать текст не менее трех раз

  • определить тип и стиль речи

  • определить тему текста (о чем?)

  • выделить проблему (вопрос, волнующий автора)

  • определить идею (зачем написан текст, над чем заставляет задуматься)
Проблема (греч. problema – задача, задание) – вопрос, поставленный автором в тексте и требующий разрешения.

Рассуждение в публицистическом стиле


  • Такой текст подчиняется определенным законам композиции (тезис, доказательства, вывод), поэтому особое внимание обратите на первый и последний абзацы текста.

  • В первом абзаце обычно сформулирован основной вопрос (проблема) текста. В тексте может быть не одна проблема, нужно сформулировать только одну проблему и работать только по ней.

  • Внимательно прочитайте первый абзац и сформулируйте вопрос, над которым автор размышляет. Помочь сформулировать этот вопрос вам может
(1)Формулирование проблемы

  • Опорное слово – первый вопрос – второй вопрос – клише
(2)Переходим к комментарию

  • Комментарий1) пояснения к какому-либо тексту, его толкование, изъяснение; 2) Рассуждения, пояснительные замечания по поводу чего-либо ;

  • Комментарий – это самый трудный компонент сочинения. Он может быть текстуальным и концепционным.

  • Текстуальный должен объяснять текст, следовать за автором в раскрытии проблемы.

  • Концепционный – это интерпретация проблемы, указание и объяснение её актуальности. Здесь больше свободы, но в этом и трудность.

  • Целесообразнее выбрать текстуальный комментарий.

  • Комментарий должен содержать рассуждение, пояснительное замечание, толкование проблемы . Самое главное – чтобы не было пересказа , а цитирование было уместным.
(3)Формулируем позицию автора

  • Позиция автора отношение автора к проблеме, его ответ на поставленный вопрос, основная мысль текста.

  • Перечитайте текст и найдите авторский ответ на поставленный вами вопрос. Обратите внимание на последний абзац текста или несколько последних предложений. Возможно, именно там вы сможете прочитать, как автор относится к поставленной проблеме. Сформулируйте её своими словами , подтвердив их цитатой из текста.
Проблема – вопрос, позиция автора – ответ.

(1-2-3 = работа с текстом)

(4)Выражаем своё отношение к проблеме


  • После того как сформулирована позиция автора , необходимо выразить свое мнение по данной проблеме, соглашаясь с позицией автора или оспаривая её. Перечитайте еще раз проблемный вопрос. Ваша позиция должна содержать ответ на этот вопрос! Даже соглашаясь с автором, еще раз сформулируйте свою позицию иными фразами . От точности формулировки, расставленных смысловых акцентов будет зависеть аргументация.
Позиция автора – согласен / не согласен – моя позиция

(5)Приводим аргументы


  • Аргумент – доказательство, убеждение, довод. Вы должны доказать правильность своей позиции , приведя определенные аргументы.

  • Аргументов должно быть два . Лучше, если оба доказательства будут взяты из художественных произведений . Или в качестве второго аргумента можно использовать факты из общественной жизни, истории, политики, искусства, биографии известных людей.
Аргументация моей позиции:

Литературный аргумент и/или фактический аргумент

(6)Работа над выводом


  • Последней частью работы должен стать вывод , где необходимо еще раз вернуться к поставленной проблеме (перечитайте проблемный вопрос ) и записать вывод, который должен соответствовать данной проблеме.

Схема сочинения-рассуждения (Часть С) на ЕГЭ:

Ι. Вступление: Запомните: проблема (чего?)

1. В тексте, предложенном для анализа, в центре внимания (кого?) – (какая?) актуальная проблема (чего?)…

2. Предложенный для анализа текст (кого?) посвящён проблеме (чего?)

ΙΙ. Комментарий : Не пересказ текста!


  • Толкование, пояснительные замечания, рассуждения по поводу основной проблемы текста.

  • Эта часть вашей работы демонстрирует ваше умение находить и пояснять смысловые компоненты текста (в данном случае – проблему текста).

  • Читая ваш комментарий, эксперты проверяют

      • не только ваше умение строить связное монологическое высказывание,

      • но и выясняют, насколько глубоко и полно поняли вы проблему текста ,

      • увидели ли вы аспекты проблемы , намеченные автором,

      • умеете ли вы следить за ходом авторской мысли.
Задайте себе вопросы:

  • Что делает автор исходного текста, предлагая на обсуждение читательской аудитории ту или иную проблему?

  • На какие аспекты этой проблемы он обращает прежде всего своё внимание (и внимание читателя)?

  • Что особенно волнует (тревожит) пишущего при изложении этой проблемы?
Переходный мостик:

  • Проблему лени автор рассматривает на примере жизни одного из своих героев

  • Или: Комментируя эту проблему, хочется отметить (сказать, подчеркнуть…)

  • Или: Рассматривая эту проблему, автор обращает внимание читателя на…

  • Автор рассказывает, сообщает, концентрирует внимание читателя
Подчёркивает, обращает наше внимание на…, выделяет, замечает

указывает на, размышляет над чем, приводит одно из определений

особо останавливается на, анализирует (характеризует, описывает, разбирает), неоднократно возвращается к, подробно комментирует,

затрагивает что, касается чего, ссылается на (если есть ссылки и они важны для комментария проблемы)

иллюстрирует (цитирует)

приводит примеры (факты, данные)


  • Что хотел сказать автор? Какова была его цель высказывания?

  • Ради чего он всё это написал?

  • Как он сам относится к поставленной проблеме?

  • Какие мысли, чувства, переживания являются для автора главными , ключевыми? Чему учит текст?
Клише:

  • Автор считает (полагает, утверждает), что… (отрицает, что…,

  • Автор подводит читателя к выводу о том, что… осуждает (кого)…

  • Автор заставляет читателя задуматься над тем; разделяет мнение (кого?)…

  • Автор иронизирует над тем…; опровергает что…; критикует кого…

  • Автор полемизирует с кем и по какому вопросу… обвиняет (кого, в чём)…

  • Автор возражает (кому) в связи с чем…; разоблачает (кого)…

  • Отстаивает что…; Доказывает (что)… С возмущением пишет о том, …

  • Призывает к…, так как убеждён в том, что…

  • Отношение автора к поставленной проблеме неоднозначно

  • Позиция автора по затронутым вопросам очевидна

  • Основная (главная) цель (задача) автора заключается (состоит) в том…

  • Автор, ссылаясь на… (приводя примеры), утверждает, что…

  • Автор подводит читателя к выводу, выдвигая аргументы, подтверждающие, что (свидетельствующие о том, что…)
V . Моё мнение по сформулированной проблеме. (Отношение к позиции автора)

Аргументация (доказательства, объяснение, примеры) Формулируйте свою позицию чётко и прямо . Задайте себе вопрос: разделяете ли вы точку зрения автора или не согласны с ней?


  1. Тезис (положение, которое надо доказать)

  2. Аргументация (2 примера из художественной литературы)

  3. Вывод.
Типовые конструкции:

Нельзя не согласиться с мнением (точкой зрения, позицией, доводами) автора. Хочется прежде всего подчеркнуть… . Трудно согласиться с …

Вызывают возражения (сомнения) лишь некоторые положения авторской позиции. Во-первых… .Точка зрения автора представляется дискуссионной, так как…

Безусловно (конечно, разумеется, действительно, пожалуй, полагаю), что…

Что привести в качестве аргументов?


  • Пословица и поговорки, афоризмы, отражающие традиционный опыт народа , народную мудрость, объяснить пословицу, прокомментировать её, объяснить связь с текстом)

  • Примеры из художественной литературы;

  • Примеры из исторической или научно-популярной литературы;

  • Примеры из худ фильмов, периодической печати, теле- и радиопередач;

  • Свои суждения, почерпнутые при изучении «Обществознания» и других школьных предметов;

  • Ссылки на «авторитет» (мнение уважаемого человека: учёного, специалиста по определённому вопросу)
VΙ. Заключение.

В заключение хочу подчеркнуть (хотелось бы отметить, ещё раз обратить внимание на)

В заключении сочинения хочется добавить… .В заключение важно отметить (необходимо подчеркнуть)…

Особо следует выделить (отметить)… . Обобщая сказанное, можно сделать вывод.

Итак,… . Таким образом, … . Потому (поэтому)… .

Доказательство

Любое суждение, высказанное о чем-либо или о ком-либо является или истинным или ложным.

Мы можем быть в этом убеждены, а можем это знать. Грань между убеждением и знанием тонка и не всеми воспринимается, но она есть. Знание основано на доказательствах, которые в свою очередь основаны на данных науки и практике, а убеждения могут быть основаны, например, на вере, на предрассудках, на неосведомленности людей в определенных вопросах, на видимости доказательности, основанной на различного рода логических ошибках.

Поэтому, что бы знать - докажи. В первую очередь самому себе, а уж потом и можно доказывать другим. Но как правильно поставить процесс доказывания? А вот об этом я и напишу.

Любое доказательство, как особый способ обоснования истины имеет свое строение. Всякое доказательство включает в себя тезис, аргумент и демонстрацию .

Тезисом доказательства называется то положение, которое мы доказываем. Нет тезиса - нечего доказывать. Известный русский логик С. И. Пивоварин сравнивал роль тезиса с шахматным королем. Все крутится вокруг тезиса и подчинено только ему. Главная цель доказательства - подтвердить или опровергнуть тезис.

Аргументом доказательства (так же называют «основанием») называются те суждения, которые приводятся для подтверждения или опровержения тезиса. В качестве аргумента может быть приведена любая истинная мысль, если она связана с тезисом и обосновывает его. Что может быть аргументом? Аргументами могут быть: факты, законы науки, документальные свидетельства, аксиомы, авторитетные мнения, и т.д. и т.п.

Демонстрацией доказательства называют логическую связь между аргументом и тезисом. Тезис и аргумент по своей сути являются суждениями. Сами по себе и без какой либо логической связи они не являются доказательством. Но аргументы начинают приобретать свое значение в доказательстве только тогда, когда мы начинаем выводить из них тезис. Вот как раз процесс выведения тезиса из аргументов и есть демонстрация. Демонстрация может состоять из одного умозаключения или из цепочки умозаключений.

Теперь немного о видах доказательств.

Доказательства бывают простыми (когда есть только один тезис) и сложными (когда присутствуют основной тезис и частные тезисы, которые в свою очередь так же доказываются и становятся аргументами)

Доказательства могут быть направлены на подтверждение истинности тезиса или на опровержение истинности тезиса.

Подтверждение истинности (опровержение ложности) или опровержение истинности (подтверждение ложности) разделяют на прямое и косвенное и на этом остановимся немного подробнее.

Подтверждение тезиса.

Прямым доказательством подтверждения тезиса является обоснование тезиса непосредственно аргументами, т.е. при прямом доказательстве нам необходимо найти убедительные аргументы, из которых вытекает тезис.
Для этого используются 2 метода:
1. Дедуктивный (когда от общего правила идут к частному случаю)
2. Индуктивный (это когда из частных правил выводится общее).

Запомнить просто. Вспоминаем, чем пользовался Шерлок Холмс когда по мелким деталям (частным), например, одежды - говорил о профессии человека или о его образе жизни (общее)? Правильно - индуктивным методом. А Конан Дойль - двоечник по логике.

Косвенным доказательством подтверждения тезиса является демонстрация таких аргументов, которые не непосредственно подтверждают тезис, а некоторые другие положения, находящиеся в тезисом в определенных логических связях. И эти положения так связаны с тезисом, что из установления их ложности обязательно вытекает истинность тезиса. Понимаю, что звучит мудрено по думаю что дальнейшее повествование поможет Вам понять написанное выше.

Косвенные доказательства подтверждения тезиса делятся на следующие виды:
1. Апагогическое - это метод от противного, т.е. обосновывается ложность противоречащего тезиса. Делается это так: Выдвигается антитезис, доказывается его ложность и на основании закона исключения третьего - доказана истинность изначального тезиса.
Как пример приведу диалог из романа Тургеньева «Рудин»:
«—Прекрасно! — промолвил Рудин, — стало быть, по-вашему, убе¬ждений нет?
— Нет — и не существует.
— Это ваше убеждение?
— Да.
— Как же вы говорите, что их нет? Вот уже одно, на первый случай»
2. Разделительное подтверждение тезиса . Суть - метод исключения. Подразумевается, что тезис часть из некоего числа, при котором исчерпываются все возможные варианты. Все альтернативные варианты опровергаются, тем самым подтверждая истинность тезиса.
ИМХО почти все детективные романы построены на этом принципе. Собирают в комнату 10 человек и начинается - первый не убивал, т.к. уезжал в другой город, второй не убивал, т.к. был с третьей в постели, … девятый пьяный не мог пошевелится - значит убил десятый.

Опровержение тезиса
Подтверждению тезиса в доказательстве противостоит его опровержение. Опровержением называется доказательство ложности какого-либо тезиса. Опровержение отличается от подтверждения своим отношением к выдвинутому тезису, будучи как бы его зеркальным отображением. Избегая повтора, ограничимся анализом методов опровержения.

Прямое опровержение состоит из:

1. Лишения тезиса основания следующими методами:
- разрушением выставленного основания фактами, новыми положениями, законами науки (фактическое лишение обоснования). Примером можно назвать разрушение гипотезы о том, что онтогенез повторяет филогенез.
- через демонстрацию отсутствия необходимой связи между тезисом и выдвинутым основанием/аргументом (логическое лишение основания). Для этого необходимо четко знать о правилах и ошибках умозаключений - дедукции, индукции, аналогий.

2. Опровержение тезиса через опровержение вывода .

Косвенное опровержение тезиса (то же самое, что и при подтверждении, но наоборот):
1. Апагогическое - выдвигается антитезис и доказывается его истинность.
2. Разделительное опровержение тезиса . Тот же пример про детектив, но немного наоборот. Преступник найден. Это первый. А следовательно преступником не является ни второй, ни третий, … ,ни десятый.