Картотека по физкультуре на тему: Картотека дидактических игр о спорте. Дидактические игры на занятиях по физической культуре

В существующей практике обучения основным движениям детей в дошкольных учреждениях преобладают методы прямого обучения, которые не всегда эффективны. Внесение игрового компонента в обучение дает возможность ребенку посмотреть на движение с практической, т. е. игровой, позиции, учит его трансформировать двигательные умения в свою непосредственную деятельность.

Само движение остается основным и обязательным компонентом игр, но выступает уже не только как конкретное двигательное действие, где надо получить определенные результаты, а в качестве познавательного объекта.

Через игры дети знакомятся с многообразием движений, их назначением; учатся дифференцировать движения по видам и способам выполнения; соотносить, сравнивать выполняемое движение с имеющимися мерками - двигательными эталонами; упражняются в применении движений в новой необычной обстановке.

С помощью дидактической игры организуются дополнительное восприятие, различение движений, узнавание их не только по внешнему действию, но и по словесному описанию. Таким образом дети учатся делать первичные обобщения, группировать движения по определенным свойствам. Дидактические игры рекомендуются для использования и в самостоятельной двигательной деятельности детей пяти-семи лет. Длительность игр - 7-10 минут, количество игроков - 6-10 человек.

Дидактические игры на закрепление видов и способов движений

Игра «Кто больше знает движений?»

Правила игры: не выполнять «лишних» движений, точно их называть.

Пособия: игра может проводиться без пособий или с использованием мелких предметов, таких как обручи, мячи (на каждого ребенка).

Методические указания: дети стоят в кругу. Воспитатель показывает 2-4 способа одного движения и один - другого («лишнее» движение). Например, ходьба на носках, пятках, приставным шагом и бег. Дети выполняют движения в той же последовательности, что и воспитатель, пропуская «лишнее» движение. Тот, кто допустил ошибку, должен ее объяснить. Если объяснение правильное, то допустивший ошибку не наказывается штрафным очком. При неудовлетворительном объяснении выполняется штрафное задание, которое предлагает кто-либо из играющих.

Игра «Отгадай загадку».

Цель: дифференцирование движений, характерных для разных видов спорта.

Правила игры: не называть отгадку, а показывать ее в движении.

Методические указания: дети стоят в кругу, на расстоянии не менее 30 см друг от друга. . Ребята изображают отгадки движениями. В конце каждого периода игры (т.е. после каждой загадки) они называют способ движения. Хорошо, если загадки предлагаются самими детьми.

Дидактические игры на развитие умения найти верный способ движения в определенных условиях

Игра «Теремок».

Цель: найти правильный способ движения в зависимости от условий.

Правила игры: в теремке поселяется тот, кто правильно в него проберется. Взятый на себя образ каждый должен передать выразительно.

Пособия: веревка, натянутая по прямоугольнику или квадрату на разной высоте. Это - «теремок».

Методические указания: около домика вместо заборчика натягивается веревка, с одной стороны на высоте 30-35 см, с другой - 40-45 см, с третьей - 50 см, с четвертой - 60 см.

Воспитатель начинает игру: «Стоит в поле теремок-теремок, он не низок, не высок. Пока в теремочке никто не живет. Вы хотите жить в теремочке? Тогда надо стать мышками, зайцами, лисичками и медведями. Каждый зверь будет пробираться в домик через свои ворота». Дети договариваются, кто какую роль на себя возьмет. Воспитатель продолжает: «Бежали мимо мышки-норушки, увидели теремок и стали искать, где им к домику подойти. Увидели под забором щель, подошли и думают, как пролезть, чтобы не задеть забор, потому что в домике могут жить только те мышки, которые правильно выпол­нят движение». «Мышки» подлезают под веревку, остальные дети смотрят, как выполняются движения, и решают, кому из них жить в домике, а кому остаться по эту сторону заборчика. «А потом бежали зайчики-побегайчики, - говорит воспитатель, - им тоже захотелось в домике жить. Остановились они и спрашивают… О чем спрашивали зайчики? А что им ответили мышки? Верно, мышки отве­тили, что они пустят зайчиков в дом, если те догадаются, где их «ворота» (следующая по высоте веревка)».

Таким же образом разыгрываются действия лисичками, медведями. Детям, выполнившим неправильно или неточно движе­ния и временно выбывшим из игры, предлагается «штрафной» вариант: они должны пролезть правильно под все веревочки. Тогда они вместе со всеми могут жить в теремке. Игра заканчивается хороводом; воспитатель предлагает идти взявшись за руки на носках, на пятках, с высоким подниманием колен, боковым приставным шагом. Детей можно спросить, когда эти виды ходьбы используются в жизни.

Игра «Угадай, что задумали».

Цель: закрепление знаний о видах ходьбы и их применение в жизни.

Правила игры: правильно выполнять движения.

Методические указания: дети делятся на две группы. Каждая группа придумывает какую-нибудь жизненную ситуацию, где используется тот или иной вид ходьбы. Затем одна группа демонстрирует ходьбу, а другая группа должна догадаться, что было задумано. Например, дети договорились изобразить ходьбу по высокой траве. Они говорят: «Мы шли по лугу вот так», - и все вместе показывают движения. Дети другой группы высказывают свои предположения, проверяют их в действии. Если их предположение неверно, дети пер­вой группы хором говорят «Нет!», при отгадывании - «Да!». Группы меняются местами, и игра продолжается. Выигрывает группа, у которой больше отгадок.

Игра «Узнай движение».

Цель: учить узнавать движения по словесному описанию.

Правила игры: точно называть вид и способ движения.

Методические указания: дети стоят в кругу. Воспитатель говорит детям, что хочет проверить, как они усвоили движения, которые разучивали на занятиях по физкультуре. «Я назову элементы движения, а вы догадайтесь и скажите, о каком движении я рассказала», - говорит воспитатель. Перечисляются элементы движения, например: встать, прицелиться, замахнуться (или: разбежаться, оттолкнуться, приземлиться на носках и т. п.). Дети называют движения, воспитатель предлагает детям показать отдельные элементы - прицелиться, сделать замах, показать, как надо бросить мяч от груди, от плеча и т. д. За правильное выполнение каждый получает фишку. Победителем считается тот, кто больше наберет фишек.

Игра «Узнай движение по следу».

Цель: закрепление знаний о видах ходьбы, бега, прыжков.

Правила игры: точно выполнять движение, чтобы остался четкий след. Пра­вильно называть выполненное движение.

Методические указания: игра проводится на свежевыпавшем снегу или на песке. Воспитатель предлагает вспомнить, какими видами ходьбы можно имитировать движения некоторых птиц и зверей (зайца - с помощью прыжков на двух ногах с продвижением вперед, гусей - ходьбы в присяде, волка - бега и т. д.). Все движения предварительно обыгрываются. Дети рассматривают оставленные следы, сравнивают по величине шага, стопы. После этого они закрывают глаза, а ведущий идет (бежит, прыгает) движением животного, стараясь оставить четкий след. Дети открывают глаза, отгадывают, кто из животных ходил или бегал. Они должны назвать, какой вид движения был использован. Если дети отгадывают движение, водящий меняется. Если не отгадывают - водит еще раз. Игру можно разнообразить, развивая сюжет. Дети могут, например, узнать по следам, где спрятан домик, в котором живет «лесной зверь», и что это за зверь.

Дидактические игры на ориентировку в пространстве

Игра «Найди свой домик».

Цель: закрепление знаний о видах построений (круг, шеренга, в пары, полукруг), совершенствование умения быстро ориентироваться в изменившейся обстановке.

Правила игры: строиться в соответствии с ориентирами по сигналу.

Пособия: плоскостные фигуры по одной на 5-6 детей: круг, полукруг, широкая и узкая полоска-дорожка (эти фигуры можно изготовить из клеенки).

Методические указания: три-четыре подгруппы детей строятся шеренгами лицом к центру. По сигналу «На прогулку!» все дети ходят и бегают по комнате, не наталкиваясь друг на друга. В это время воспитатель раскладывает зрительные ориентиры для построения. На сигнал «Домой!» дети бегут к месту своего построения и строятся так, как подсказывает фигура: в шеренгу, в круг, в полукруг.

При повторении игры воспитатель меняет расположение зрительных ориентиров, чтобы все дети поупражнялись в разных построениях. Выигрывает та подгруппа, которая строится быстрее и правильнее.

Игра «Два бассейна».

Цель: упражнение в ориентировке в пространстве.

Правила игры: входить в бассейн можно только по билетам и по сигналу «Плавать», не наталкиваясь друг на друга.

Пособия: на полу групповой комнаты из строительного материала (или при помощи шнуров) построены два «бассейна» - узкий и широкий с входами с одной стороны.

Методические указания: рядом с бассейном - касса. Дети по очереди «покупают» билеты. Одни - узкие, другие - широкие. По сигналу воспитателя дети заходят в «бассейн» согласно форме билета (с узким билетом - в узкий бассейн). Дети имитируют движения пловцов, ныряльщиков. По сигналу воспитателя выходят из бассейна и опускают билеты в коробки (с соответствующей меткой узкого или широкого бассейна).

Анисина Юлия Валерьевна,

инструктор по физической культуре

МБДОУ "Детский сад 81"

г. о. Самара

Описание дидактических игр

«Спортивный инвентарь»

Цели и задачи: формировать у детей интерес к физкультуре и спорту; знакомить детей со спортивным инвентарем; учить детей узнавать и называть спортивный инвентарь, определять его назначение; развивать мышление, внимание, память, логику.
Возраст: 3 – 4 года.
Правила: В комплект входят карточки с черно-белым изображением спортивного инвентаря и к ним цветные части этих картинок (от 3 до 12 частей). Ребенок выбирает черно-белую картинку и на нее накладывает цветные части этой картинки. После того, как ребенок соберет картинку, он должен назвать спортивный инвентарь, который на ней изображен.
Усложнение: Собрать картинку, не опираясь на черно-белое изображение. Рассказать, как можно использовать данный инвентарь.

«Сложи картинку»

Картинки с изображением видов спорта, инвентаря разрезаны на различные геометрические фигуры.
Цели и задачи: формировать у детей интерес к физкультуре и спорту; знакомить детей с видами спорта; учить детей узнавать и называть виды спорта; развивать воображение, мышление, логику.
Возраст: 5 – 7 лет.
Правила: игрок собирает картинку из частей. Собрав, ребенок рассказывает, что изображено на картинке.

«Найди пару»

Цели и задачи: формировать у детей интерес к физкультуре и спорту; знакомить детей с видами спорта; учить детей узнавать и называть спортивный инвентарь и оборудование, определять к какому виду спорта он относится; развивать умение анализировать и обобщать; развивать творческое мышление и воображение.
Возраст: 3 - 5 лет
Правила:
1 вариант: играют от 2 до 4 человек. Ведущий сортирует карточки по парам и делит их поровну между игроками. По команде игроки должны подобрать парные карточки и сложить их. Побеждает тот, кто первым справился с заданием и правильно назвал спортивный инвентарь.
2 вариант: играют от 2 до 4 человек и ведущий. Ведущий сортирует карточки: в одну стопку кладет одну карточку из пары, а в другую – вторую карточку. Одну стопку он раздает игрокам, а вторую кладет на стол картинками вниз. Ведущий берет одну карточку и показывает ее игрокам. Тот игрок, у которого находится пара от этой карточки, называет, что изображено на картинке, и в каком виде спорта это используют. Если ответ верен. То игрок забирает карточку себе, если нет, то ведущий оставляет карточку себе. Побеждает тот, у кого больше собранных пар.

«Две половинки»
Картинки с изображением спортивного инвентаря и основных видов движений инвентаря разрезаны на две половинки.

Цели и задачи: учить детей узнавать и называть спортивный инвентарь, основные виды движения; развивать мышление и память; формировать интерес к физкультуре.
Возраст: 2 – 3 года.
Правила:
1 вариант. Ребенок складывает две половинки, чтобы получилась картинка.
2 вариант. Ребенок ищет в стопке картинок нужную половинку. Собрав картинку, ребенок должен назвать то, что на ней изображено.
3 вариант. Собрав картинку, ребенок должен назвать то, что на ней изображено. Если это движение, то ребенок должен его показать. Если это инвентарь, то ребенок должен найти его в группе и показать, какие упражнения можно с ним выполнять.

«Хорошо и плохо»

Цели и задачи: приучать детей к здоровому образу жизни; учить детей сравнивать хорошее и плохое, полезное и вредное; прививать детям желание вести здоровый образ жизни; развивать мышление, логику, память.
Возраст: 3 – 6 лет.
Правила: детям раздаются карточки, на которых изображены ситуации вредные для здоровья. Игроки должны определить, почему это вредно и найти парную карточку с изображением ситуации полезной для здоровья.

«Отдыхай активно» (кубики)

Цели и задачи: формировать интерес к двигательной деятельности; учить детей узнавать и называть виды активного отдыха; развивать память мышление, логику.
Возраст: 3 – 6 лет.
Правила: собрать кубики так, чтобы получилось целое изображение, опираясь на готовую картинку.
Усложнение 1: собрав изображение, ребенок должен назвать, что изображено на картинке.
Усложнение 2: собрать изображение по памяти, не опираясь на готовое изображение.

«Спортивное домино»

Цели и задачи: учить детей узнавать и называть виды спорта; развивать память, логику, мышление.
Возраст: 4 – 6 лет.
Правила: на игральных костях изображены символы видов спорта. Играют 2 – 4 человек. Перед началом игры кости выкладываются на стол рубашками вверх и перемешиваются. Каждый игрок выбирает себе любые семь костей. Остальные кости остаются лежать на столе – это «базар». Первым ходит игрок, у которого есть кость с двойной картинкой. Если у нескольких игроков есть кость с двойной картинкой, то первый игрок выбирается считалкой. Далее игроки ходят поочередно, ставя кости справа и слева от первой, приставляя к картинке одной кости такую же картинку другой. Если у игрока (чей ход) нет кости с нужной картинкой, то он берет кость на «базаре». Выигрывает тот, у кого не останется ни одной кости (или их будет меньше всего).

«Спортлото»

Цели и задачи: формировать у детей интерес к физкультуре и спорту; учить детей узнавать и называть виды спорта; развивать внимание, память.
Возраст: 5 – 7 лет.
Правила: Играю 2-6 человек.
Каждый игрок берет 2-3 игровые карты, на которых вместо цифр изображены символы видов спорта. Водящий достает из мешочка фишку с символом, называет вид спорта и показывает её игрокам. Тот, у кого на игровой карте есть такой символ, закрывает его жетоном. Выигрывает игрок, который быстрее закроет все символы жетонами.

«Спортмеморина»

Цели и задачи: формировать интерес детей к физкультуре и спорту; учить детей узнавать и называть виды спорта; развивать память.
Возраст: 5 – 7 лет.
Правила: Играют 2 – 6 человек. На столе рубашкой вверх раскладываются парные карточки с символами спорта в произвольном порядке. Поочередно игроки переворачивают по две карточки. Если символы на карточках одинаковые, то игрок забирает их себе и делает следующий ход. Если символы разные, то карточки переворачивают обратно и ход делает следующий игрок. Игра заканчивается, когда все карточки находятся у игроков. Побеждает тот, кто собрал больше пар.

«Спорт зимой и летом»

Цели и задачи: формировать у детей интерес к физкультуре и спорту; учить детей узнавать и называть виды спорта; развивать логику, память, мышление, умение классифицировать и сортировать виды спорта.
Возраст: 5 – 7 лет.
Правила: Игроку предлагается выбрать символы (изображения) только зимних или только летних видов спорта. Затем он называет данные виды спорта; объясняет, почему они летние или зимние; рассказывает, как определяется победитель.

«Спортивная угадайка»

Цели и задачи: пополнять и закреплять знания детей о спорте; развивать мышление, память.
Возраст: 4 – 7 лет.
Правила: ведущий (воспитатель) перемешивает игровые поля (на каждом изображено 6 разных видов спорта) и распределяет их между детьми. Затем ведущий показывает карточку с изображением вида спорта и называет его. Игрок, на чьем поле есть такой же вид спорта, берет ее, и кладя поверх своего поля, повторяет название. Выигрывает тот игрок, кто быстрее закроет свои игровые поля карточками.
Усложнение: играть так же, но название вида спорта называет игрок, на чьем поле есть такой же вид спорта. В случае неправильного ответа, ведущий называет правильный ответ, отдает карточку игроку, а игрок поверх карточки, которую положил на игровое поле, кладет штрафной жетончик. Выигрывает тот, у кого меньше штрафных жетончиков.

«Четвертый лишний»

Цели и задачи: формировать интерес к физкультуре и спорту; закреплять знания детей о спорте, физкультуре, гигиене и здоровье; развивать логику, мышление, память.
Возраст: 4 – 7 лет.
Правила: Игрок берет одну карточку, на которой изображены четыре картинки. Игрок называет, что изображено на карточке, затем закрывает лишнюю картинку, объясняя, почему она лишняя.

«На зарядку становись»

Цели и задачи: формировать у детей интерес к физкультуре и спорту; учить детей составлять упражнения для утренней гимнастики; развивать память, мышление, логику.
Возраст: 5 – 7 лет.
Правила: Игрок выбирает карточку с изображением для исходного положения. Затем подбирает движения для самого упражнения (на счет 1-2 или 1-4) так, чтобы промежуточные положения тела и конечностей сочетались. После составления упражнения ребенок должен его выполнить. Играющих может быть несколько человек. Они по очереди составляют упражнение, а остальные должны выполнить задание.

Картотека дидактических игр о спорте

«Угадай вид спорта».

Цель: Закреплять знания детей о спорте и о спортивном инвентаре.

Дети по спортивному инвентарю называют вид спорта .

«Виды спорта летние и зимние»

Цель: Закреплять знания детей о зимних и летних видах спорта.

2 команды. Первая группа выбирает среди карточек зимние виды спорта, другая - летние виды спорта, и называют спорт.

«Олимпийские виды спорта»

Цель: Формировать знания детей о спорте, развивать внимание, речь,память, сообразительность

Правила игры :

Дети берут по одному игровому поле, ведущий все карточки с олимпийскими видами спорта. Ведущий перемешивает карточки и зачитывает по очереди описания спорта. Ребенок, узнавший вид спорта и нашедший его у себя поднимает руку. Выигрывает ребенок быстрее всех закрывший свое поле.

«Олимпийские виды спорта»

Цель: Формировать знания детей о спорте, спортсменах и спортивном инвентаре.

По сигналу (свисток) дети подбирают к картинке с изображением вида спорта необходимые предметы, и называют вид спорта, спортивный инвентарь, спортсменов.

«Олимпийский флаг»

Цель: Закреплять знания детей о б олимпийском флаге.

Правила игры : Подобрать и собрать олимпийский флаг.

«Фрагмент»

Цель:
Детям раздают маленькие картинки-фрагменты и они должны найти по ним сюжетную картину.

«Спорт и спортсмены»

Цель: Закреплять знания детей о спорте, спортсменах.

Из трёх картинок-спорт нужно выбрать соответствующую спортсмену.

« Зимние и летние виды спорта»

Цель: Закреплять знания детей о спорте.
На столе пять картинок одна из них лишняя, нужно её найти.

«Спортивные игры»

Цель: Сопоставить вид спорта с пиктограммой. Закреплять знания детей о спорте.
Дети запоминают вид спорта и пиктограмму. Раздать карточки детям, читать загадку. Ребенок, у которого отгадка показывает пиктограмму и называет вид спорта.

«Спортивный инвентарь» 3-4 года.

Цель:

Материал: карточки с черно-белым изображением спортивного инвентаря и к ним цветные части этих картинок (от 3 до 8 частей).

Правила: Ребенок выбирает черно-белую картинку и на нее накладывает цветные части этой картинки. После того, как ребенок соберет картинку, он должен назвать спортивный инвентарь, который на ней изображен. Усложнение: Собрать картинку, не опираясь на черно-белое изображение. Рассказать, как можно использовать данный инвентарь.

Подбери по смыслу 3-5 лет

Цель: Формировать у детей интерес к физкультуре и спорту; знакомить детей со спортивным инвентарем; учить детей узнавать и называть спортивный инвентарь, определять его назначение; развивать мышление, внимание, память, логику.

Материал: Игровые поля (6шт.), разделенные линиями на четыре клеточки с изображением спортивного инвентаря; маленькие карточки с рисунками (24шт), изображающими людей, занимающихся различными видами спорта.

Правила: Взрослый раздает детям большие игровые карты, а маленькие карточки, перемешав, раскладывает на столе картинкой вверх. Дети выбирают из карточек четыре, которые подходят к его спортивному инвентарю. Можно предложить детям назвать спортивный инвентарь и потом предложить выбирать картинки. Можно усложнять правила , ввести ведущего (взрослого) который, перемешав карточки, по одной показывает их детям и тот ребенок, у которого соответствующее поле забирает картинку. Выигрывает тот, у кого раньше заполниться поле.

«Покажи движение» 3-4 года

Цель: Формировать у детей интерес к физической культуре. Учить детей выполнять упражнения по карточкам, называть упражнение и положение частей тела во время выполнения упражнений.

Материал : Карточки с изображение выполняемых упражнений.

Правила: Вариант 1. Педагог показывает игрокам карточки, а игроки должны выполнить изображенное на них движение.

Вариант 2. Каждые игрок получает по карточке. Затем игроки встают в круг и поочередно показывают полученное задание, а другие повторяют.

Усложнение: Игроки должны назвать положение частей тела (руки в стороны, ноги врозь, руки на пояс и т.д.)

«Разрезные картинки» 4-5 лет

Цель: повторение и закрепление знаний детей о видах спорта; развивать мышление, внимание, память, логику.

Материал: Разрезанные на 4-6 частей картинки с изображение видов спорта.

Правила: Игроки получают разрезанные картинки и начинают собирать их. Побеждает тот, кто соберет картинку первым. После этого игроки называют виды спорта, которые изображены на их картинках.

Усложнение: Для детей 5-7 лет картинки разрезать на разные геометрические фигуры.

«Спортинвентарь» 3-6 лет

Цель: формировать у детей интерес к физкультуре и спорту; учить детей узнавать и называть спортивный инвентарь для зимних и летних видов спорта; развивать внимание, память. Материал: Игровые карты с изображением спортивного инвентаря (4 вида инвентаря на одной карте) и к ним карточки.

Правила: играют 1-4 человека. Каждый игрок берет 1 игровую карту, на которой изображен различный спортивный инвентарь. Водящий достает из стопки карту с изображением какого-либо инвентаря, называет его и показывает игрокам. Тот, у кого на игровой карте есть такая же картинка, закрывает её этой картой. Выигрывает игрок, который быстрее закроет свою игровую карту. Закрывший всю карту должен назвать весь инвентарь и сказать к зимнему, или летнем спорту он относится.

«Спортивное лото» 3-5 лет

Цель: Формировать у детей интерес к физической культуре и спорту. Закреплять знания о видах спорта. Развивать мышление, внимание, память, логику.

Материал: коробка, 4 карточки размером А4 с изображением на каждой 6-и видов спорта. 24 картинки размером 10х10 см.

Правила: одновременно в игру могут играть 5 человек (четверо заполняют карточки, и один – ведущий). Ведущий (сначала им может быть взрослый) берёт по одной картинке, показывает детям, и говорит: «Это баскетбол. Здесь надо забрасывать мяч в кольцо. У кого из вас есть такая же картинка?» Дети ищут на своих карточках аналогичную картинку. Ребёнок, у которого есть такой же вид спорта, берёт картинку и кладёт её на свою карточку.

Усложнение: ребёнок называет вид спорта, что делает спортсмен, во что он одет, какой инвентарь использует.

«Какой цвет?» 3-5 лет.

Цель: Формировать у детей интерес к физической культуре. Закрепить с детьми знание основных цветов: красного, жёлтого, синего и зелёного.

Материал: 4 летающие тарелочки, 8 кубиков, 8 маленьких мячиков (по два основных цветов). Правила: в игру могут играть сразу 4 ребёнка. Тарелочки ставят в ряд на одной стороне группы. На другой стороне – кладут кубики и мячики.

Ребенок берёт два предмета разного цвета (красный мячик и синий кубик). Бежит к тарелочкам, называет цвет и кладёт предметы в тарелочки соответствующего цвета: красный мячик в красную тарелочку, синий - в синюю. Затем бежит второй игрок и т.д. Выигрывает тот, кто правильно и быстро назовёт цвета и разложит предметы. Предметы переносят на другую сторону группы, и игра повторяется.

Усложнение : дети берут предметы по заданию взрослого.

Вариант игры: дети берут предметы одного цвета и несут в одну тарелочку (один ребёнок – все синие предметы, другой – жёлтые, и т.д.)

«Модный дизайнер спортивной одежды» 4-7 лет

Цель: Формировать у детей интерес к спорту. Продолжать знакомить детей с видами спорта, предметами одежды спортсменов и спортивным инвентарем. Расширять кругозор детей, воображение.

Материал: плоскостные изображения кукол - мальчика и девочки, чистые листы бумаги, карандаши, фломастеры, ножницы, картинки с изображением людей в спортивной одежде. Правила: предложить детям, на вырезанные фигурки девочки и мальчика, создать дизайнерскую коллекцию спортивной одежды. Эта игра способствует воспитанию усидчивости, развитию воображения, подготовки руки к письму, развитию интереса к различным видам спорта.

«Что надо спортсмену» 4-7 лет.

Цель: Формировать у детей интерес к физической культуре и спорту. Познакомить детей с различными видами спорта. Развивать мышление, внимание, память, логику.

Материал : 36 карточек по 12-и видам спорта (верховая езда, лыжные гонки, бег, хоккей, гольф, шахматы, большой теннис, спортивная гимнастика, баскетбол, водное поло, альпинизм, велосипедные гонки).

Правила: в игре участвуют 2 – 4 человека. Все карточки выкладываются на середину стола. Ведущий показывает любую карточку с изображением спортсмена (например, хоккеиста). Игроки должны отгадать, каким видом спорта занимается этот спортсмен, и подобрать две карточки со спортивным инвентарём. Так, для хоккеиста это будут клюшка с шайбой и коньки. Игроки, первыми нашедшие нужные карточки, присоединяют их к карточке ведущего. Если замки совпали, выбор сделан правильно и игроки забирают карточки себе. Затем ведущий показывает новую карточку спортсмена и т.д. Побеждает игрок, набравший больше всего карточек.

Усложнение: Ведущий не показывает карточку, а только описывает её. А когда все карточки будут найдены, игроки могут проверить себя, соединив их с карточкой ведущего.

Вариант игры: «ЧЬИ ВЕЩИ?» - ведущий показывает карточку с изображением предмета. Например, мяча. Игроки должны догадаться, кому принадлежит эта вещь, и найти карточку с изображением баскетболиста. Тот, кто первым найдёт нужную карточку, забирает её себе. Затем игроки ищут вторую карточку с кольцом. Тот, кто первым найдёт её, также забирает карточку себе. При подведении итогов за карточку с изображением человека начисляют два очка, вещи – одно. Выигрывает игрок, набравший больше всего очков.

«Хотел бы ты быть спортсменом и почему?» (словесная игра) 4-7 лет.

Цель: Формировать у детей интерес к спорту. Учить детей отвечать на поставленный вопрос, развивать навыки правильного грамматического строя речи, развивать связную речь.

Правила: это игра, дидактическое содержание которой, заключается в том, что перед детьми ставиться задача и создается ситуация, требующая осмысления последующего действия. «Хотел бы ты быть спортсменом и почему?», «Что было бы?..».

«Найди место» 4-7 лет.

Цель: формировать у детей интерес к физкультуре и спорту; учить выполнять построения и перестроения по схематическому изображению, упражнять в ориентировке в пространстве, а также по отношению к самому себе.

Материал: карточки со схематичным изображением видов построения.

Правила: Играют 4-8 человек. Педагог или, выбранный считалкой, ведущий из детей показывает карточки. Дети должны построиться согласно изображенным схемам построения. Усложнение: увеличить число карточек, усложнить способы построения (использовать в схемах цвета: синий – мальчики, красный – девочки).

«Спортивное домино» 4-5 лет.

Цель: формировать у детей интерес к физкультуре и спорту; учить детей узнавать и называть виды спорта; развивать память, логику, мышление.

Материал: игральные карточки (24шт.) с изображением видов спорта (две картинки на каждой карточке).

Правила: Играют 2 – 6 человек. Сначала карточки лежат на столе рубашками вверх. Каждый игрок выбирает себе любые карточки, чтобы у каждого было поровну. Первым ходит игрок, у которого есть карточка с двойной картинкой. Он кладет карточку на середину стола. Если у нескольких игроков есть карточка с двойной картинкой, то первый игрок выбирается считалкой. Далее игроки ходят поочередно, ставя карточки справа и слева от первой, приставляя к картинке одной карточки такую же картинку другой. Если у игрока (чей ход) нет карточки с нужной картинкой, то он пропускает ход. Выигрывает тот, у кого не останется ни одной карточки (или их будет меньше всего).

«Назови спортсмена» (с мячом).

Цель: Закреплять знания детей о спорте и о спортсменах. Развивать речь детей.

Воспитатель поочередно, кидая мяч детям, просит продолжить фразу:

Футболом занимается … футболист.
Гимнастикой занимается … гимнаст.
Биатлоном занимается... биатлонист.
Баскетболом занимается … баскетболист.
Теннисом занимается … теннисист.
Гольфом занимается...гольфист
Волейболом занимается … волейболист.
Плаваньем занимается … пловец.
Боксом занимается … боксер.
Легкой атлетикой занимается … легкоатлет.
Шахматами занимается … шахматист.
Фехтованием занимается... фехтовальщик
Хоккеем занимается … хоккеист.
Борьбой занимается … борец.
Велоспортом занимается … велосипедист

Вопросы-задания

1 – на каком транспорте можно отправиться на Олимпийские игры?

2 – Отгадай загадку. Этот конь не ест овса,

Вместо ног - два колеса.

Сядь верхом и мчись на нем,

Только лучше правь рулем. (Велосипед)

3 – велосипед – это зимний или летний вид спорта? Изобрази.

4 – игра «4 лишний»: фрукты – чай – каша – лимонад

кефир – молоко – йогурт – пепси-кола

яблоко – груша – слива – мороженое

5 – придумай свой танец.

6 – Зарядка. выполни задание по рисунку.

7 – Отгадай загадку: Два коня у меня, Два коня.

По воде они возят меня.

А вода тверда,

Словно, каменная (Коньки). Нужны ли они на летней олимпиаде?

8 – Как называется игра, в которой спортсмены забивают в ворота противника мяч?

9 – подпрыгни как мячик 5раз.

10 – как называется спортсмен, который защищает ворота? (вратарь)

11 – в какие спортивные игры можно играть летом?

12 – Отгадай загадку. Когда апрель берет свое,

И ручейки бегут, звеня,

Я прыгаю через нее,

А она – через меня (скакалка). –

измерь длину скакалки (выложи на пол и пройди шагами «лилипутиками»,сколько их?)

13 – назови, какое снаряжение нужно для ныряния? (купальник, плавки, маска, трубка для дыхания).

14 – сколько колец изображено на олимпийском флаге? (5).

Поздравляю! Ты победитель!

«Физкультурный инвентарь» 3-5 года

Цель: формировать у детей интерес к физкультуре и спорту; учить детей узнавать и называть инвентарь для физкультурных занятий, определять его назначение; развивать мышление, внимание, память, логику.

Материал: в комплект входят карточки с изображением физкультурного инвентаря (8шт) и большие карточки с изображением всего физкультурного инвентаря в разном порядке.

Правила: Ребенок выкладывает карточки по образцу, предложенному на большой карточке в том же порядке. После того, как ребенок соберет картинку, он должен назвать инвентарь, который на ней изображен.

Усложнение: Рассказать и показать, как можно использовать данный инвентарь.

Разноцветная зарядка «Покажи движение» 5-6 лет.

Цель: формировать у детей интерес к двигательной деятельности; закреплять и совершенствовать умение выполнять физические упражнения и основные виды движений. Материал: Игральный кубик с цветными гранями (грани кубика: красная, синяя, желтая, зеленая, белая и разноцветная). Игровое поле: игровые клетки раскрашены в четыре цвета, каждая клетка обозначает какое-либо двигательное упражнение. Фишки по количеству игроков. Правила: Игра-бродилка. Играют от 2 до 8 человек. Игроки по очереди бросают кубик и делают ход вперед на тот цвет, который выпал. Белый цвет – пропуск хода, разноцветная грань – выбирай любой цвет из тех, что впереди (но не более, чем на 4 счета вперед). Затем игроки выполняют упражнения, которые 18 изображены на картинке, на которой остановилась их фишка. Выигрывает тот, кто пройдет игровое поле первым

«Физкультурная ромашка» 5-6 лет.

Цель: формировать у детей интерес к физкультуре и спорту; учить детей узнавать движения по схеме, называть и выполнять их; собирать ромашку по видам движений и в зависимости от используемого физкультурного оборудования. Развивать внимание, логику, речь, сообразительность.

Материал: 4 разрезные ромашки: серединка со схематичным изображением человека и предмета и лепестки (6 шт.) с изображением использования этого предмета. Виды упражнений: упражнения с мячом один человек; упражнения с мячом 2 и более человек; упражнения с обручем; упражнения со скакалкой .

Правила: 1 вариант: ребенок самостоятельно собирает ромашки. 2 вариант: дети на перегонки собирают ромашки. 3 вариант: каждый ребенок имеет серединку, взрослый показывает лепесток с движением, ребенок у которого соответствующая серединка выполняет движение и, если правильно, получает лепесток. Выигрывает тот, кто без ошибок первый собрал ромашку мяч по скамейке, перепрыгнуть верёвку (скакалку, линию), подбрасывать и ловить мяч.

«Кому что нужно?» 5-6 лет

Цель: формировать у детей интерес к физкультуре и спорту; знакомить детей с видами спорта; учить детей узнавать и называть спортсменов и спортивные сооружения, развивать умение анализировать и обобщать; развивать творческое мышление и воображение.

Материал: карточки с изображением спортивных сооружений (11 шт.): хоккейная площадка; теннисный корт; футбольное поле; баскетбольная площадка; каток; сектор для прыжков; волейбольная площадка; гимнастический помост; беговая дорожка; плавательный бассейн; велотрек. Карточки с изображением спортсменов (11 шт.)

Правила: 1 вариант: один игрок самостоятельно раскладывает спортсменов к соответствующим спортивным сооружениям и правильно их называют. Усложнение: можно делать это на время.

2 вариант: играют 2 или несколько игроков. Ведущий сортирует карточки по парам и делит их поровну между игроками. По команде игроки должны разложить спортсменов к соответствующим спортивным сооружениям, выигрывает тот, кто сделал быстрее и правильно назвал.

«Спортивная меморина» 5-7 лет

Цель: продолжать знакомить детей с различными видами спорта. Закреплять знания: зимние, летние виды спорта. Активизировать речь, внимание, память, быстроту реакции, логику.

Материал: парные карточки с изображением видов спорта.

Правила: играют 2-5 человек. На столе разложены карточки (рубашкой вверх), на которых изображены виды спорта. Дети по очереди переворачивают по 2 карточки, называют, какой вид спорта изображен. Если изображения карточек совпадает, то ребенок забирает их себе и делает еще один ход. Если карточки не совпали, то карточки переворачиваются рубашками вверх и ход переходит следующему игроку. Побеждает тот, у кого оказалось больше пар карточек. Усложнение: увеличить количество карточек, сказать, как называется спортсмен, который занимается тем или иным видом спорта, назвать необходимый инвентарь.

Можно сделать по разным темам: виды спорта, инвентарь, спортивные сооружения, физические упражнения, здоровый образ жизни и так далее

«Спортивный куб» 4-7 лет

Цель: формировать у детей интерес к физкультуре; закреплять умения выполнять движения по схематическому изображению, упражнять в ориентировке по отношению к самому себе, способствовать творчеству. Активизировать речь. Материал: куб со сменными карточками, на которых изображены физические упражнения (знакомые детям). Правила: играют 1-6 человек. Ребенок кидает куб с изображением упражнений, называет выпавшее движение и выполнение его. Все играющие повторяют движение. Затем куб переходит к следующему игроку. Усложнение: менять карточки с упражнениями на более сложные задания.

«Олимпийский флаг» 5-7 лет.

Цель: формировать у детей интерес к физкультуре и спорту; закрепить у детей знание олимпийского флага; развивать внимание, память и мелкую моторику.

Материал: разрезная мозаика и картинка – образец олимпийского флага, секундомер.

Правила: детям рассказывают об олимпийской эмблеме – это пять разноцветных колец, переплетённых между собой, символизирующие дружбу пяти континентов Земли, то есть всех народов нашей планеты. Ведь когда начинались олимпийские игры, войны прекращались и все могли помериться силами в мирных спортивных состязаниях. Голубое кольцо – это Европа, чёрное – Африка, красное – Америка, жёлтое – Азия, зелёное – Австралия. Когда эту эмблему изображают на белом полотнище, то это называется олимпийский флаг. Его поднимают во время открытия олимпийских игр. Дети по очереди (или по желанию), используя картинку - образец, собирают олимпийский флаг и рассказывают всё, что они о нём запомнили. Усложнение: дети собирают флаг по памяти.

1 Вариант «Кто быстрее?» - дети собирают олимпийский флаг по очереди, а взрослый засекает время по секундомеру. Выигрывает тот, кто использовал меньше всего времени.

«Назови и расскажи» 5-7 лет.

Цель: формировать у детей интерес к физкультуре и спорту; знакомить детей с видами спорта, в которых используется мяч; развивать у детей внимание, память и общий кругозор.

Материал: карточки 10 х 15 см. с изображением видов спорта: волейбол, баскетбол, гандбол, футбол, водное поло, конное поло, регби, бейсбол, большой теннис, настольный теннис, хоккей с мячом, гольф, боулинг, бильярд, художественная гимнастика, толкание ядра. Предварительная работа: детям предлагают назвать виды спорта, в которых используется мяч. Есть командные, парные и индивидуальные виды спорта, зимние и летние. В них используются мячи разных размеров, формы и веса. Может использоваться только мяч или другое оборудование. Например, ворота, кольцо, клюшка, ракетка, бита, кегли, лошади, бассейн, сетка (волейбол, настольный теннис) и другое. В командных играх есть две команды, которые соревнуются между собой. Например, баскетбол, футбол, волейбол, гандбол, водное и конное поло, регби, хоккей с мячом, бейсбол. В индивидуальных – спортсмены сражаются по одному. Например, выступление с мячом в художественной гимнастике, толкание ядра. В паре: гольф, большой теннис, настольный теннис, бильярд. В каждой игре свои правила, свой уровень. В одни играют просто для развлечения, в другие даже на олимпийских играх.

Правила: на середину стола выкладывают карточки картинками вниз. Дети выбирают одну из них и по очереди рассказывают всё, что знают об этом виде спорта. Затем другим детям разрешается что-то добавить. Выигрывает тот, кто более полно рассказал о своём виде спорта. Усложнение: Детям предлагают показать (имитация) движения, характерные для данного вида спорта. Нарисовать оборудование, необходимое для данного вида спорта. Придумать новый вид спорта, назвать его.

«Зарядка по картинкам» 5-6 лет.

Цель: формировать у детей интерес к физкультуре и спорту; приучать детей к самостоятельному выполнению общеразвивающих упражнений, опираясь на изображение. Материал: карточки с изображением общеразвивающих упражнений, которые выкладываются в комплекс утренней гимнастики.

Правила: данную игру лучше проводить с группой детей. Перед игроками выложены пронумерованные карточки с изображением общеразвивающих упражнений. Первый игрок выбирает карточку с №1, внимательно смотрит на изображение и выполняет упражнение на счет 1-2 (1-4). Затем второй игрок выбирает карточку с № 2 и т.д. (Количество повторов одного упражнения регулирует взрослый)

«Больше движений» 5-7 лет.

Цель: формировать у детей интерес к двигательной деятельности; закреплять знания детей о способах выполнения основных видов движений и их названий.

Материал: 5 карточек, на каждой из которых изображен вид движения (ходьба, бег, прыжки, метание, лазание). Разнообразный физкультурный инвентарь и оборудование, которые помогут в выполнение разнообразных движений.

Правила: Игроки делятся на две и более команд. Игрок первой команды вытаскивает одну карточку, и игра начинается с того движения, которое изображено на карточке. Например, если на карточке изображена ходьба, то игроки первой команды договариваются, какой вид ходьбы они будут показывать и выполняют этот вид ходьбы, а игроки других команд должны определить, как называется это движение. Затем следующий вид ходьбы выполняет вторая команда и так далее. Игра продолжается до тех пор, пока все виды и способы ходьбы не будут названы и показаны. Затем вторая команда вытаскивает следующую карточку с другим движением, и игра продолжается. За каждое правильно показанное, правильно названное движение команда получает очко; команда, которая не сумела показать движение – теряет одно очко. В конце игры подсчитываются очки и выявляется команда – победитель.

«Игровой ноутбук» 4-7 лет.

Цель: формировать у детей интерес к физкультуре и спорту; знакомить со спортивным инвентарем; развивать логическое мышление, зрительное внимание, связную речь, память. Материал: карточки с изображением спортивного инвентаря и «Игровой ноутбук». «Игровой ноутбук»: картонная коробка с откидной крышкой. На крышке – экране прикреплен прозрачный карман для сменных карточек с изображением спортивного инвентаря. В горизонтальной части коробки сделаны отверстия под шарики для пинг-понга – это «клавиатура». Шарики свободно вращаются в отверстиях. На каждом шарике обозначение признака предмета: верхний ряд – цвет, нижний ряд – форма. Количество шариков в ряду и самих рядов может быть больше. Возможные варианты рядов: цвет, форма, количество изображенного инвентаря, какой вид спорта (летний, зимний, командный, одиночный, определение победителя).

Правила: Детям предлагается рассказать о спортивном инвентаре. Ребёнок составляет свой рассказ, с помощью символов, которые изображены на «кнопках клавиатуры». Примерный рассказ: На картинке изображено …, … цвета, в количестве …, по форме напоминает … Это инвентарь для … (вид спорта). Это (зимний, летний) вид спорта, (одиночный, командный) вид спорта, победитель определяется по … (очкам, времени, дальности).

«Угадай по описанию спортивные игры» (словесная игра) 6-7 лет.

Цель: формировать у детей интерес к физкультуре и спорту; закрепить знания о спортивных играх. Правила: Детям частично рассказывают правила проведения какой-либо спортивной игры, ребенок должен угадать по описанию про какую игру идет речь. Например, «Для проведения этой игры необходимо поле, засеянное травой, если дети затрудняются, продолжаем описание да тех пор, пока не скажут правильный ответ, на противоположных сторонах поле ставят ворота и т.д.» (футбол). Выигрывает тот, кто быстрее даст правильный ответ. Можно давать описание не только спортивных игр, но и любых других видов спорта.

«Собери пирамиду» 5-7 лет.

Цель: формировать у детей интерес к физкультуре, спорту; дать детям понять о том, что приводит к спортивным успехам. Материал: пирамида, разрезанная на 6 горизонтальных полос. Каждая полоса разрезана на несколько частей. На этих частях даны изображения режима дня (1 ряд), режима питания (2 ряд), занятия физкультурой (3 ряд), ребенка, самостоятельно тренирующегося на прогулке (4 ряд), спортсменов на тренировке (5 ряд), пьедестала (вершина ).

Правила: предложить детям сложить пирамиду и увидеть путь к высоким достижениям, который начинается с выполнения режима дня, правильного питания, тренировок. Вот что является главным для достижения побед в спорте.

«Эстафеты» 6-7 лет.

Цель : Поддерживать интерес детей к физической культуре; развивать умение организовывать игры, использовать роль ведущего; развивать мышление, внимание, память, логику, речь. Воспитывать инициативность. Развивать в игре сообразительность, умение самостоятельно решать поставленную задачу.

Материал: Игровые поля (3шт.), разделенные линиями на девять клеточек с изображением различных эстафет; маленькие карточки с рисунками идентичных эстафет (27 шт.).

Правила: Количество игроков: 1 или 3.

1 вариант: один игрок самостоятельно выбирает и раскладывает маленькие карточки с рисунками идентичных эстафет, рассказывает, как проходит эстафета. Усложнение: можно делать это на время.

2 вариант: играют 3 игрока. Ведущий раздает детям по одному игровому полю, затем показывает маленькие карточки с рисунками эстафет и дети, кто первый правильно узнал, выкладывает на своем поле, выигрывает тот, кто быстрее соберет все карточки на своем поле и правильно объяснит эстафету. Эстафеты потом можно выполнить на физкультурном занятии.

«Придумай эстафету» 6-7 лет.

Цель: Поддерживать интерес к физической культуре; развивать умение организовывать игры, использовать роль ведущего; развивать мышление, внимание, память, логику, речь. Воспитывать инициативность, творчество, фантазию. Развивать в игре сообразительность, умение самостоятельно решать поставленную задачу.

Материал: карточки с изображением различных этапов эстафеты: «старт» (8 шт.), «выполнение задания» (туда) (17 шт.), «ориентир» (8 шт.), «выполнение задания» (обратно) (12шт .).

Правила: Количество игроков от 1 до 8.

1 вариант: один игрок самостоятельно придумывает и раскладывает из карточек эстафеты, рассказывает, как они проходятся.

2 вариант: играют несколько игроков, дети самостоятельно придумывают и раскладывают из карточек эстафеты, рассказывают, как они проходятся. Полученные эстафеты потом можно попробовать выполнить на физкультурном занятии.

«Шарбол» 5-7 лет.

Цель: формировать у детей интерес к двигательной деятельности; развивать умение ориентироваться в специально созданных условиях.

Материал: Коробка, на дне которой сделаны лунки. Снизу, к лункам, прикреплены сеточки. Каждая лунка имеет свое числовое значение – очки. Шарик для пинг-понга .

Правила: 1 вариант. Игрок ведет шарик, наклоняя крышку, к лунке. За каждое попадание игрок получает очки, которые определяет числовое значение лунки.

2 вариант. Можно использовать карточки с математическими примерами. Игрок должен сосчитать пример, а затем довести шарик до лунки с соответствующим ответу числовым значением.

3 вариант. В игре используются карточки с изображениями разных видов спорта, на обратной стороне карточек написаны числовые обозначения лунок. Перед игроком выкладываются несколько карточек с изображением видов спорта. Ведущий дает определение одному из этих видов спорта, не произнося его название. Игрок должен угадать название вида спорта. Если он угадал, то он берет карточку, смотрит на числовое обозначение, и старается загнать шарик в лунку с такой же цифрой. Игру можно проводить в виде соревнований между отдельными игроками или командами. За каждый правильный ответ игрок (команда) получает 1 очко, а если игрок попал шариком в нужную лунку, то он получает дополнительно еще одно очко.

«На стадионе» 6-7 лет.

Цель : формировать у детей интерес к физкультуре и спорту; повторять и закреплять знания детей о легкой атлетике.

Материал: Игровое поле (изображение – легкоатлетический стадион со спортсменами), игральные кубик, фишки по количеству игроков.

Правила: Количество игроков: 2-4 человека. Игроки по очереди бросают кубик и передвигают фишку на столько ходов вперед, сколько выпадет на кубике. Задача игроков дойти до «финиша». Выигрывает тот, сделает это первым. Попав на кружок с синей точкой, игрок должен описать и назвать вид спорта. Рассказать, какой спортивный инвентарь необходим. Если игрок не сможет дать правильный ответ, то он пропускает следующий ход.

«Зажги Олимпийский огонь» 6-7 лет.

Цель : формировать у детей интерес к физкультуре и спорту; кодирование практических действий числами; знакомить детей с Олимпийским движением.

Материал: Игровое поле, представленное в виде лестнице к олимпийскому огню. Фишки, волчок с четырьмя гранями (цифра 1, цифра 2, красный цвет, черный цвет). Предварительная работа: провести с детьми беседу о Древних Олимпийских играх .

Правила : В игре участвуют 2 спортсмена. Они по очереди вращают волчок. Выпадение 1 означает подъем на одну ступеньку; выпадение 2 – подъем на две ступеньки; выпадение красной грани – подъем на три ступеньки, выпадение черной – опускание на две ступеньки (спортсмен выронил факел или споткнулся). Вначале спортсмены располагаются на основной площадке и по очереди вращают волчок. Если спортсмен стоял на стартовой площадке и ему выпадает черная грань, то он остается на месте. До первой площадки отдыха от основной площадки ведет шесть ступенек, 23 от первой площадки отдыха до второй площадки отдыха еще шесть ступенек; от второй площадки отдыха до чаши Олимпийского огня, нужно набрать 16 очков. Когда спортсмен достигает площадки с чашей Олимпийского огня. То ему нужно набрать еще четыре очка, чтобы зажечь Олимпийский огонь. Побеждает тот, кто первый зажжет Олимпийский огонь.

Усложнение: на каждой остановки можно задавать вопросы. 1.Назови свои любимые виды спорта. 2.Где проходили первые олимпийские игры? (в Греции на Олимпии) 3.Как назывался единственный вид состязаний? (бег) 4.Какие виды спорта были добавлены? (борьба, кулачный бой, гонки на колесницах, прыжки в длину, метание копья и диска). 5.Чем награждали победителей? (венками из оливковых ветвей, срезанных с дерева золотым ножом). За каждый правильный ответ игрок получает право не спускаться вниз. Если ему выпадет черный цвет.

«Угадай, что загадали» 6-7 лет.

Цель: формировать у детей интерес к физкультуре и спорту; продолжать знакомить детей с различными видами спорта, спортивным инвентарем. Активизировать речь, внимание, память, быстроту реакции, логику. Способствовать двигательному творчеству.

Материал: игровое поле, разделенное на 16 клеток (по 4 в каждом ряду). В каждой клетке изображение спортивного инвентаря .

Правила: играют 1-4 человек. Ведущий загадывает какой-либо спортивный инвентарь, изображенный на игровом поле (пример: справа от этого предмета находятся кегли, слева – самокат, снизу – мяч). Играющие смотрят на карту и угадывают предмет. Тот, кто угадал, должен назвать этот предмет, сказать в каком виде спорта используется. Усложнение: 1 вариант – сделать ведущим ребенка 24.

2 вариант – после того как предмет угадан, следует назвать это инвентарь с числительным 2 и 5 (например: 2 мяча, 5 мячей)

3 вариант – по окончанию игры, дети берут имеющийся спортивный инвентарь и показывают с ним движения.

«Повтори-ка!» (словесная игра) 5-7 лет .

Цель : формировать у детей интерес к физкультуре и спорту; закреплять знания детей о разных видах спорта; развивать память, сообразительность, внимание .

Правила: Дети сидят по кругу и первый называет какой-либо вид спорта, например, плавание. Следующий повторяет: «Плавание» и от себя добавляет название еще одного вида спорта, например, «Гимнастика». Третий игрок повторяет: «Плавание», «Гимнастика» и добавляет свой вид спорта. И так каждый следующий игрок. Если кто-нибудь не сумеет повторить названия видов спорта или перепутает их порядок (за этим следит воспитатель), он выбывает из игры. Список видов спорта растет. Запомнить его труднее и труднее. Один за другим выбывают ребята из игры. Побеждает тот, у кого лучше память.

«Мы спортсмены» 5-7 лет.

Цель: формировать у детей интерес к физкультуре и спорту; развивать у детей статическое равновесие; закреплять знание видов спорта; способствовать формированию у детей творческого воображения и двигательного опыта.

Предварительная работа: повторить с детьми виды спорта .

Правила: по сигналу: «Спортсмены, бегом марш!» дети разбегаются по залу в рассыпную. По сигналу: «Раз, два, три, спортсмены, замри!» - все останавливаются и замирают в позе, по которой можно определить каким видом спорта занимается спортсмен. Взрослый (или ведущий) быстро проходит по залу, а дети называют, какого спортсмена они изобразили. При повторении игры дети изображают другого спортсмена.

Усложнение: назвать сначала вид спорта, а затем спортсмена, который им занимается. Например, прыжки в высоту – прыгун, волейбол – волейболист.

«Отвечай быстро» 5-7 лет.

Цель : формировать у детей интерес к физкультуре и спорту; закрепить и совершенствовать у детей умение ловить мяч двумя руками, не прижимая к себе; развивать общий кругозор, память, быстроту и гибкость мышления; проверить у детей знание видов спорта.

Материал: мяч.

Правила: дети строятся полукругом. Водящий находится в центре с мячом в руках. Он бросает мяч по очереди каждому ребёнку. Ребёнок ловит мяч, называет вид спорта и бросает мяч водящему. Если игрок не смог назвать вид спорта, он делает шаг назад или выбывает из игры. Варианты вопросов: - Называть любой вид спорта. - Называть зимние (олимпийские) виды спорта. - Называть летние (олимпийские) виды спорта. - Называть командные игровые виды спорта. - Называть виды спорта, где используется предмет похожий на мяч.

«Футбол для малышей» 3-7 лет.

Цель : развивать дыхательную систему организма; учить детей правильно дышать: вдыхать носом, выдыхать через рот.

Материал: поле для игры – коробка от конфет, ворота из картона 10 х10, крышка от йогурта или от «Киндер сюрприза». В центре поля нарисован круг, крышка в центре .

Правила: в этой игре могут участвовать один или два ребенка. По очереди дети, выдыхая ртом воздух, сдувают крышку в противоположные ворота из центра поля. Усложнение в этой игре - крышку устанавливать в разных точках игрового поля


Дидактические игры «Зимние виды спорта» для детей 5-7 лет


Описание материала: предлагаю вам дидактические игры для детей старшего дошкольного возраста по теме «Зимние виды спорта». Основная цель: создание условий по формированию начальных представлений об Олимпийских играх и зимних видах спорта. Данный материал будет полезен для воспитателей старшей и подготовительной групп и поможет сделать содержательнее не только образовательный процесс, но и досуг.

Дидактические игры, способствующие ознакомлению старших дошкольников с зимними видами спорта

Цель: формирование интереса к занятиям физической культурой и спортом.
Задачи:
Формировать начальные представления об Олимпийских играх и зимних видах спорта.
Развивать познавательную активность и любознательность
Повышать мотивацию к занятиям физическими упражнениями.

В 2014 году в нашей стране проходило яркое и масштабное событие XXII Олимпийские зимние игры. В ДОУ мы реализовали проект «Вместе мы победим!», посвященный этим играм. Чтобы сделать ознакомление детей с Олимпийскими играми и зимними видами спорта более интересным и увлекательным я сделала несколько дидактических игр. Дидактические игры по сравнению с другими видами, игр имеют характерную особенность: они являются источником знаний и спорте и физической культуре. Изготовление таких игр в наш век ИКТ не вызывает затруднений. Качаем картинки, составляем игры, распечатываем и, чтобы они прослужили долгое время – ламинируем.
И теперь ежегодно, когда в январе реализуется тематическая неделя «Зимние виды спорта», воспитатели используют их в своей работе. В непрерывной образовательной деятельности формируются представления об Олимпийских играх, о зимних видах спорта. Параллельно формируются у детей и гражданская принадлежность и патриотические чувства. Ведь такое масштабное событие, как XXII Олимпийские зимние игры, проходило именно в нашей стране в г.Сочи. Такая тема также позволяет формировать интерес к событиям, происходящим в стране, воспитывать чувство гордости за ее достижения, уважение к своим соотечественникам-спортсменам.
Дети, узнавая много нового и интересного о спортивной жизни нашей страны, Олимпийских играх, спортсменах – участниках Олимпиады, приходят к выводу, что физическая культура и спорт очень интересны и полезны для здоровья. У них появляется желание быть похожими на великих спортсменов, заниматься спортом. Чаще возникает желание реализовать знания об Олимпийских играх, зимних видах спорта в самостоятельной деятельности.

Лото «Снаряди спортсмена».
Цель: учить детей подбирать соответствующий инвентарь и экипировку для спортсменов.





Лото «Пиктограммы Сочи-2014»
Цель: учить детей называть виды спорта и подбирать соответствующие пиктограммы.


Игра «Подбери пиктограмму».
Цель: закреплять знания детей об олимпийских зимних видах спорта.
Необходимо подобрать пиктограмму к соответствующему виду спорта, и назвать его.


Игра «Найди фрагмент»
Цель: формирование умения сравнивать объекты, устанавливать их сходства и различия.
Детям раздаются маленькие картинки-фрагменты. Необходимо найти какой картинки они принадлежат.


Игра «Найди пару»
Цель: учить детей подбирать одинаковые пиктограммы, выполненные в строгой и лаконичной, монохромной гамме и соответствующие пиктограммы, выполненные в гамме «лоскутного одеяла».



Игра «Картинка рассыпалась»
Цель: развитие внимания, памяти, мышления, усидчивости, мелкой моторики.
Необходимо собрать картинку сначала по образцу, затем – без. Изображения – зимние виды спорта, символы Олимпиады «Сочи-2014».




Игра «Сложи дорожку».
Цель: развитие умения сравнивать и группировать по цвету, развитие цветовой гаммы (закрепление названий основных и дополнительных цветов), умение отличать цветовые сходства и различия.



Игра «Четвертый лишний»
Цель: учить называть и различать зимние и летние виды спорта.



Карточная викторина
Цель: закреплять знания детей об Олимпийских играх и зимних видах спорта.

Дидактические игры "Спортивный калейдоскоп"

Хохлова Наталья Евгеньевна
Место работы: МКДОУ №22 г. Миасс Челябинская область
Должность: учитель-дефектолог
Название ресурса: настольно-печатные дидактические игры "Спортивный калейдоскоп"
Актуальность и значимость ресурса : Игра предназначена для детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста 5-10 лет. Игра может быть использована педагогами работающими с детьми дошкольного возраста, учителями начальных классов и любящими родителями в совместной и самостоятельной деятельности с детьми, а так же в коррекционной работе с детьми.
Краткое описание ресурса: игры на формирование представлений о различных видах спорта.
Цель и задачи ресурса: развитие интереса к событиям спортивной жизни, знакомство с различными видами спорта, спортивными снарядами и инвентарем, расширение кругозора детей, развитие внимания, памяти, мышления.
Актуальность и значимость ресурса: игра может быть использована педагогами работающими с детьми дошкольного возраста, учителями начальных классов и родителями.
Оборудование: игры выполнена с помощью ПК (персонального компьютера), состоят из разрезных карточек. Необходимо распечатать карточки на цветном принтере, разрезать и можно использовать. Для практичности и долговечности, перед тем, как разрезать карточки их можно заламинировать.
Практическое применение: индивидуальные игры, совместные игры.

Дидактическая игра "Назови зимний вид спорта"



Методика работы с ресурсом:
Вариант I: Ребёнок берет карточку с текстом, читает название вида спорта и подбирает соответствующую картинку-пиктограмму, если ребенок не умеет читать, то название вида спорта читает взрослый, а ребенок ищет картинку.
Вариант II: Детям раздаются карточки с пиктограммами, ведущий (взрослый или ребенок) читает название вида спорта, а дети ищут соответствующую пиктограмму среди своих карточек.

Дидактическая игра "Парочки"


Вариант I: Перед ребенком выкладываются карточки рубашками вверх. Каждая карточка имеет пару. Ребенок переворачивает любые две карточки. Если изображения на открывшихся карточках идентичны, то карточки остаются открытыми, если нет, то они снова переворачиваются изображением вниз и ребенок открывает следующую пару карточек. Игра идет до тех пор, пока все карточки не будут открыты. Играть можно поочередно. Количество выкладываемых карточек регулируется взрослым в зависимости от уровня развития детей.

Вариант II: Перед ребенком выкладывается часть карточек без пары изображением вверх и одна - две карточки имеющие пару. Ребенку предлагается найти одинаковые карточки. Количество парных карточек и общее количество выкладываемых карточек зависит от индивидуальных способностей ребенка.

Дидактическая игра "Спортивная мозаика"




Вариант I и Вариант II данной игры аналогичны игре "Назови зимний вид спорта"
Вариант III
Индивидуальная игра: предложите ребенку из всех картинок выбрать только те, на которых изображены спортивные игры, или спортивная гимнастика, или художественная гимнастика, или легкая атлетика. Или разделить все картинки сразу на четыре группы, в зависимости от уровня развития детей.
Групповая игра: в игре участвуют четыре игрока, которые получают задание, собрать картинки определенного вида.

Дидактическая игра "Кому это принадлежит?"


Перед началом использования данный лист с картинками разрезать на карточки.
Вариант игры: Ребенку предлагается составить пары картинок, найти для каждого предмета спортивного инвентаря подходящего спортсмена и назвать спортивный инвентарь и спортсмена или вид спорта.
В данной игре можно использовать стихи и загадки:

Он играет на коньках
Клюшку держит он в руках.
Шайбу он той клюшкой бьет.
Кто спортсмена назовет? (Хоккеист)

Вокруг глубокий снег лежит,
А он легко поверх бежит.
Лишь с колеи сойти нельзя,
Кто мчится к финишу, скользя? (Лыжник)

Утро зимнее, погожее -
солнце льётся на каток.
Я здесь больше не прохожая -
я ледовых дел знаток! (Фигуристка)

Что же за игра такая?
Мячик весело веду,
И в кольцо его бросаю,
Вверх взлетая на ходу.
Да. Хороший я игрок!
Это мне мой рост помог! (Баскетболист)

Не ракету, а ракетку
Я держу своей рукой.
Раз – и мяч летит за сетку
Раз еще! – и сет за мной. (Теннисист)

Зеленый луг, сто скамеек вокруг
От ворот до ворот
Бойко бегает народ. (Футболисты)