Зачем детям летние каникулы. Когда начинаются осенние каникулы в школе

Для детей лето – это долгожданный праздник, когда нет строго расписания, не нужно рано вставать, а по вечерам готовиться к урокам. Три месяца вольной жизни, прогулок на свежем воздухе, встреч с друзьями, поездок и путешествий.

Многие родители понимают важность полноценного отдыха для перегруженных всяческими занятиями детей. Но все равно опасаются, что ребенок слишком расслабится и забудет то, что знал. А так как на каникулах у детей появляется очень много свободного времени, то у мамы возникает соблазн использовать его с пользой и по делу.

Стоит ли заниматься во время каникул, подтягивать предметы, и какая самая важная задача летнего отдыха для ребенка, рассказывает психолог Юлия Гусева.

Каникулы

Каникулы! Заветное слово для всех школьников и большинства родителей. Действительно, дети ждут летних каникул точно так же, как их ждали когда-то их родители, а до этого бабушки и дедушки. А вот что с родителями?

Да, с одной стороны радость: не нужно больше вместе с ребенком учить вечерами уроки, не нужно возить его на дополнительные занятия. А с другой стороны, не забудет ли все, что знал за три месяца? Чем будет заниматься? Родители часто думают, что если не занять ребенка как следует, то он целыми днями будет играть в компьютерные игры или смотреть фильмы. Как же быть? Отправить в лагерь? Но родители беспокоятся, что и там дети много времени играют в телефон, а без телефона совсем (то есть без связи) отправлять в лагерь не хочется… Может быть, записать на курсы иностранного языка или отправить в языковой лагерь?

Зачем вообще нужны каникулы? Основная функция каникул или отпуска – это восстановление организма от того напряжения, которое накопилось за целый учебный или рабочий год. Учебный год – это время, когда у ребенка много обязанностей, которые нельзя не выполнить. Каждый день нужно идти в школу, учить уроки и жить по расписанию. Это стрессовая ситуация для организма.

А давайте, дорогие родители, проведем небольшой эксперимент. Попробуем «прочувствовать» каникулы на себе. Представьте себе, что с завтрашнего дня у вас отпуск. А теперь закройте глаза и подумайте, что вы хотите делать. Когда я предлагала такой эксперимент взрослым, то получала разные ответы. Кто-то хотел почитать, кто-то разобрать завалы в шкафах, кто-то позаниматься хобби. То есть взрослые хотели сделать то, что не успевают сделать в обычное время, до чего «руки не доходили». Они хотели удовлетворить те потребности, которые не удовлетворяются полностью вне отпуска. Это один момент. А еще взрослые хотели получить пару дней передышки. Не то чтобы они хотели лежать целый день на диване, а важно было просто перестроиться на отдых.

А детям? Нужно ли детям удовлетворить свои неудовлетворенные во время учебного года потребности? Нужна ли им передышка? Да. Все это детям очень нужно и важно. И не надо беспокоиться, что эта передышка затянется на три месяца. Поделюсь своим опытом. Когда начались каникулы, я ничего не предлагала своему сыну, который окончил первый класс. Никаких дел, никаких развлечений. Два дня он носился по улице: катался на велосипеде, играл в футбол, волейбол, стрелял из лука и делал что-то еще, о чем я не знаю. Он не трогал книг. Он ел, гулял и спал. На третий день, набегавшись, сын начал читать и рисовать, день на четвертый-пятый сел за фортепиано, еще через пару дней взял в руки ксилофонные палочки. При этом гулять продолжал много. Очень много.

В младшем школьном возрасте детям очень важно играть, общаться с родителями и другими детьми, в среднем и старшем на первый план выступает потребность общения со сверстниками. Именно эти потребности, к сожалению, нередко не удовлетворяются во время учебного года. А неудовлетворенные потребности приводят к напряжению, к стрессу. Получается, чтобы не создать ребенку еще большую стрессовую ситуацию во время каникул, мы должны обеспечить ему возможность играть и общаться с другими детьми.

А как же занятия? Стоит ли заниматься во время каникул? Бывает, что родители за каникулы стараются решить те проблемы, которые накопились за год. Например, подтянуть математику (физику, английский). В дом приходит репетитор и… прощай вольная жизнь. Казалось бы, занимается ребенок всего-то час в день, да уроков зададут часа на два. Остальное время – отдых. Но тогда снова подступает стресс. Потому что снова жизнь по расписанию, снова обязанности (уроки). И тогда напряжение не уходит во время каникул, оно остается, и в новый учебный год вступает неотдохнувший ребенок…

Важно обеспечить максимально активный отдых ребенку: велосипед, роликовые коньки, волейбол, футбол, городки и т.д. За учебный год стресс накопился в том числе и за счет малой подвижности ребенка. Увы, дети недостаточно гуляют, мало двигаются. Давайте исправлять эту ситуацию летом. Ходите с детьми в походы, просто в лес за грибами или ягодами, катайтесь на велосипеде, сплавляйтесь по реке на лодке. Летом можно научиться многим вещам: ставить палатку, разжигать костер, готовить еду на костре, грести веслами, варить варенье, выращивать овощи на огороде и многое другое. И самое главное, что это полноценное общение родителей и детей.

А как же заниматься? Я бы предложила повнимательнее отнестись к потребностям ребенка и подумать о том, какие потребности ребенка не были удовлетворены во время учебного года и каким образом их можно удовлетворить с пользой. Приведу такой пример. В течение года ребенок-первоклассник хотел заниматься рисованием. К сожалению, такой возможности не было из-за плотного графика. Однако в первый день каникул мама подарила ему очень хорошую книгу – самоучитель по рисованию. В книге были приведены уроки, где пошагово объяснялось, как нужно рисовать. Ребенок с удовольствием начал рисовать, при этом читать объяснения. Полезное занятие? Очень! Развиваются пространственные представления, ребенок изучает пропорции, перспективу, задумывается о свойствах предметов и многое-многое другое.

Постарайтесь обеспечить ребенку возможность заниматься теми занятиями, которыми он хотел заниматься во время учебного года! Это может быть лепка, конструирование, выпиливание, вязание и т.д. Кто-то сделает скворечник, а кто-то научится печь пирог. А ведь чтобы испечь пирог, младшеклассник сначала должен прочесть рецепт (вот и занятие чтением), отмерить все необходимые ингредиенты (математика), следить за процессом. А скворечник? Нужно прочесть инструкцию, все отмерить-посчитать. Чем не развитие?

Вернемся же к занятиям. Если вы еще планируете заниматься с ребенком математикой, прошу вас сначала посмотреть (или вспомнить) новый мультфильм, который вышел в прошлом году, – «Маленький принц». Когда я смотрела этот мультфильм, а было это как раз на зимних каникулах, меня поразило расписание, которое мама составила для дочери на каникулы. Расписание, в котором играм с подругой отводилось полчаса в неделю и только со следующего года. А доска с фишечками пугает меня до сих пор, когда я ее вспоминаю. Посмотрите этот мультик. Он не только про маленького принца. Он про всю нашу жизнь. Про общение и отношения, про радость и печаль, про полноту жизни и ее пустоту, про достижения и мотивацию.

Это было про младших школьников. А как же старшеклассники? Они не очень-то готовы ходить с родителями в походы, а тем более отдыхать на даче с бабушкой. Для них главное -общение со сверстниками. Как раз время для лагеря. И да, приятное можно совместить с полезным. Языковой международный лагерь, например, понравится многим подросткам. Спортивные лагеря хороши для тех, кто любит отдых. Собственно, не стоит перечислять. Подросток и сам может выбрать себе место отдыха из тех, которые ему предлагают родители.

Каникулы очень важны. Как и отпуск. Просто многие взрослые не умеют полноценно отдыхать. Начните с себя. Проведите отпуск полноценно. Научившись отдыхать сами, вы научите отдыхать детей. Хороших каникул!

По материалам:

Дорогие родители, уважаемые бабушки и дедушки, поздравляю вас! С чем? С окончанием первого класса, конечно! Весь этот год вы столько же времени провели за учебой, сколько и ваш ребенок, а волнений и переживаний испытали, пожалуй, гораздо больше, чем он. Но вы достойно прошли и, безусловно, заслужили право хорошо отдохнуть. Самое время на целых 3 месяца забыть про школу и занятия, ведь наступили долгожданные ЛЕТНИЕ КАНИКУЛЫ!

И летом учиться?!
Взрослым психологи говорят однозначно: мысли о работе!> Но не забывайте, что наши знания, умения и навыки копились
много лет, и у нас прекрасно отлажен механизм. Мы
не можем все забыть за месяц (хотя вспомните первые рабочие после
отпуска), тем более, нами движет мотивация.
знания, полученные детьми, требуют постоянных повторений и
закрепления, а мотивация пока не сформирована. Поэтому ребенок с легкостью
забывает за лето почти все пройденное за год. О том, что в сентябре опять пригодится>, он не помнит.
Опытные педагоги считают, что ученики начальных классов во время летних
каникул должны уделять занятиям от часа до двух часов ежедневно. Тогда
успеваемость будет хорошей, да и осенняя адаптация к школе пройдет гораздо
легче. Понимаю ваше изумление, растерянность и даже негодование, но не
торопитесь громко возмущаться. Скучная зубрежка в строго определенное время
летом запрещена.

Очень важно, чтобы ученик к осени был: не растерял знания, а
узнав много нового, с радостью вернулся к школьным урокам. Поэтому
необходимость регулярных занятий очевидна.

Заведите специальный, сопровождающий вас на отдыхе.
Начните с плана - перечислите в порядке важности выполнения все задания на
лето. Пункт первый: то, что задали в школе, далее прибавьте что-нибудь по
своему вкусу, учитывая возможности ребенка. Не старайтесь поставить себе и
ребенку сверхцель, перегрузив план - лучше вносите туда дополнения. А они
обязательно появятся, если вы все правильно организуете.

Ужасно интересно все то, что неизвестно!
Если ваш ребенок не столь любознателен, чтобы постоянно засыпать вас
вопросами, то сами возбуждайте его интерес, обращая внимание на суть
различных явлений и предметов.
Давайте составим расписание уроков, вспоминая основные предметы школьной
программы, не забывая вносить.
Обучение грамоте - чтение, письмо. Школьник читает про себя и вслух, а вы -
читайте ему. Не забывайте, что чем больше прочтет ваш ребенок, тем грамотнее
он будет говорить и писать. В роли сборника диктантов может выступать
художественная литература. Начните с простого и постепенно усложняйте -
очень полезно, забегая вперед в читаемой книге, разобрать грамматику и
синтаксис незнакомого отрывка, а спустя время ребенок прочтет его сам и
закрепит правильное написание. Объем диктанта - 7-10 небольших предложений.
Такими же небольшими делайте изложения и сочинения. Темы различны:
прочитанное стихотворение, глава книги, прогулка в лесу, поход в гости и
т.д. Чтением интересной книжки можно заниматься, валяясь на пляже, а ее
пересказом - возвращаясь домой. В дороге также замечательно учить стихи и
песенки.
Математика. Запаситесь занимательными решебниками: учите таблицу умножения,
а заодно отгадывайте головоломки, шарады и ребусы. Точные науки совсем не
скучные, если не ограничивать знакомство с ними сухими цифрами и фактами.
Гениальные открытия происходили в разные времена, порой сопровождались если
не курьезными, то весьма интересными событиями - рассказывайте об этом.
Обращайте внимание на связь теории и практики - подтверждайте примерами из
жизни. Парта, учебники и тетради абсолютно не нужны - иллюстрировать
введение в геометрию можно палочкой на песке, согреваясь после купания.
Окружающий мир. В ваших силах, дорогие взрослые, научить детей наблюдать,
любить и понимать природу. Сколько летом возможностей для этого! Можно:
l делать снимки или рисунки растений и животных, создавая фотоотчеты или
небольшие тематические альбомы, пополняемые с каждым путешествием;
l следить за погодой, природными явлениями, заняться изучением окрестностей
с помощью карты и компаса;
l рассматривать звезды, Млечный Путь и созвездия благодаря темным ночам
очень просто. Атлас звездного неба и ваши рассказы-пояснения обязательны!
Труд. Помощь по дому никто не отменял, конечно. Если вы отдыхаете в деревне,
то пусть ребенок участвует в садово-огородных работах, выполняя посильные
для него поручения. Между прочим, перебирать крупу от сора и полоть грядки -
замечательные упражнения, развивающие мелкую моторику. Кстати, помните, как
блестящим выполнением скучной домашней работы Том Сойер сумел покорить всех
мальчишек своего городка? Если нет, советую прочитать Марка Твена всей
семьей - по ролям, например.
Искусство. Пусть больше рисует красками, карандашами и фломастерами,
создает из ракушек, камушков, растений и цветов различные композиции,
вырезает из бумаги или складывает оригами, вышивает крестиком или выжигает
по дереву, лепит поделки из пластилина и глины. Девочки с удовольствием
займутся созданием эксклюзивных украшений, а мальчики могут
совершенствоваться в технике, например. Разумеется, с помощью старших.
Музыка. Если ваш ребенок ходит в музыкальную школу, выясните у его
преподавателей необходимость проведения занятий. Но даже если вашему
отпрыску медведь на ухо наступил, пусть в дома звучат мелодии и песни из
магнитофона или телевизора, пойте поодиночке или вместе. Это создает добрую
атмосферу, доставляет радость. И от комплексов прекрасно избавляет, кстати.
Физкультура. Именно от состояния здоровья ребенка зависит его успеваемость
по всем предметам. Поэтому, заботясь об уме, не забывайте о теле. Приучите к
зарядке - в ее пользе не сомневается никто. 10-15 минут после сна не отнимут
много сил и времени: потягивания еще в постели, затем легкие танцевальные
движения для девочек и несколько приседаний-отжиманий-подтягиваний для
мальчиков. А к водным процедурам в открытых водоемах все дети , по-моему,
относятся положительно:

Комикс (пример летнего задания)
Допустим, ребенок увидел радугу. Пусть он опишет ее, какие цвета видит,
какой она формы, из чего, а вы расскажите, почему такое
происходит, в чем причина, вместе вспомните, что было до ее появления?
Потом предложите ребенку сделать увлекательный отчет. Он
рисует картинки (можно и коллаж сделать, вставляя фото), делая под ними
короткие пояснения:
После обеда был небольшой дождик.
Потом солнце опять светило, и мы пошли гулять на луг.
И папа показал нам радугу. Она была очень красивая:
Превратите выполнение такого задания в веселую семейную игру, пусть
участвуют все, напоминая, дополняя, помогая правильно написать или
нарисовать что-то юному корреспонденту. Замечательно, если и картинки и
пояснения к ним будут выполнены с юмором. Пусть придумает название для
своего репортажа, красиво оформит.
Не забудьте про хитрушки в запоминании цветов спектра: Желает Знать Где Сидит Фазан> и Фонарь>. Пусть каждое слово ребенок красиво напишет соответствующим цветом,
а те, кто дружит с компьютером, может сделать это на мониторе, а потом
распечатать на цветном принтере.
Чем полезно такое углубленное изучение радуги? Тренирует внимание, память,
воображение, логику, мелкую моторику, помогает улучшить речь, письмо,
художественные навыки, учит описывать, обобщать, выделять главное:
В любой солнечный день сами сделайте радугу из брызг - дети будут в
восторге!

Урок окончен, всем - отлично!
В завершение хочется предо-стеречь - не переусердствуйте! Ребенок не
настроен заниматься, а у вас по плану умножение на 2? Отступитесь,
предложите что-то более развлекательное или предоставьте ему свободу. Ведь у
него масса личных интересов - побегать с ребятами в футбол, поиграть в
компьютер, посекретничать с подружками, посмотреть телевизор: Ведь человеку
каникулы затем, чтоб отдохнуть! Но чем насыщеннее будет его отдых, чем
больше внимания вы станете ему уделять, тем больше он будет вам благодарен,
с теплом вспоминая ваши совместные каникулы. И тем интереснее и грамотнее
будут его сочинения:

Екатерина МИРОНОВА, психолог Московской службы психологической помощи
населению

НатальяАльбертовна Лепилкина

Классный час . Тема : «Зачем нужны каникулы .

(для учащихся 3-4 классов )

Лепилкина Н. А.

учитель начальных классов

г. Санкт - Петербург ГБОУ лицей 126

Цель : - развитие рефлексии школьника с помощью специального

Создать атмосферу учебного сотрудничества и большей

вовлеченности учащихся в учебный процесс ;

Развитие учеников как самостоятельно мыслящей,

действующей личности;

Ход работы. Первый блок.

Разговор начался с вопроса о том, зачем нужны каникулы .

- Зачем человеку каникулы ?

Задумывался ли кто-нибудь?

Затем, чтоб …

Фразу дети заканчивают сами, называя то действие, которое совершалось в каникулы .

Кто бы хотел рассказать о своих каникулах ?

Детям было предложено сначала пообщаться в группе, узнать о летних впечатлениях своих друзей и рассказать о своих впечатлениях.

Одновременно были воспроизведены правила общения в группе, порядок

высказываний и выслушивания каждого.

После этого дети выбирают одного человека от группы, который обобщил выступления членов группы и в двух словах рассказал классу о том , кто как провёл свой летний отдых. Так каждый смог познакомиться с летними событиями своих одноклассников . В процессе сообщения каждой из групп выступающие могут говорить сначала о себе, а потом о других. Эта ситуация выводит на разговор о внимательном отношении друг к другу. Далее учитель предложил детям подобрать слово, которое бы характеризовало каникулы с их точки зрения .

Каникулы ! Каникулы !. пора!

Каждой группе был выдан листок, где они за определённое время, обсуждая, записали характеристику своего эмоционального состояния летом. Вот что может получиться :

Радостная пора;

Пора отдыха;

Интересная пора;

Любимая пора;

Пора солнца и т. д.

Затем один человек из группы зачитывал свой список слов и разъяснял смысл понятия, которое в него вкладывается. «Для нас каникулы были …порой… »

Попутно учащиеся просили разъяснения некоторых характеристик лета. «Что вы имели в виду, когда говорили?» , «Что значит … пора?» .

Например :

Почему нервная пора?

Лето нервная пора не для детей, а для родителей. Ведь они переживают за своих детей, ведь дети дома одни, вдруг что-то натворят.

Был сделан вывод, что каникулы – весёлая пора для детей и переживаний для родителей. Одно и то же время бывает разным для разных людей. Учителем задается вопрос :

А можно ли было сделать так, чтобы для всех было хорошо?

Далее учитель предлагает ученикам выразить все свои ощущения, чувств, настроение в виде цветной ромашки. Дети работают индивидуально на альбомных листках красками. Желающие объяснили свою гамму цветов и последовательность листьев в ромашке. Каждый цвет связан с определёнными событиями в жизни ученика и вытекающими из них настроениями. Таким образом рассказать о себе ученикам оказалось намного проще, чем отвечать на вопрос – как ты провёл каникулы ?

Затем учитель предлагает детям взглянуть на лето в другой форме :

На доске вырос волшебный сад. Почему волшебный? Деревья в нём особенные. Одно «радостное» , другое «грустное» , «удивительное» , «задумчивое» , «счастливое» .

Но они без листьев! Сейчас попробуем «надеть» листья. Вспомните все те события лета, настроения и мысли. Выберите то дерево, куда бы вы хотели наклеить свой листочек, на котором опишете событие, вызывающие у вас соответствующие чувства.

Дети приклеивают свои листочки, кто-то «одевает» сразу два дерева.

Первый этап рефлексии был закончен оценкой мотивации детей, где детям было предложено оценить себя по пяти линейкам.

1. Моё желание идти в школу.

2. Родители заставляют идти в школу.

3. Иду в школу за знаниями.

4. Иду играть и бегать.

5. Общаться с одноклассниками и друзьями .

После этого детьми были отмечены все уровни. (см. фото)

Настрой детей на учебную деятельность определился для всех и каждого. Учитель благодарит учащихся за работу , а дети друг друга.

Второй блок можно провести в один день с первым блоком или на следующий день. Этот блок в большей степени связан с содержательной стороной каникул . Предложен вопрос :

Можно ли лето назвать лето полезной порой и почему?

Учитель просит детей, используя пантомиму, показать, что нового они научились делать летом. Все отгадывали.

А есть вопросы, которые «мучают» вас? На какие вопросы хотели бы получить ответ?

Все желающие проговорили свои вопросы. Вопросы свидетельствовали о том, что ученикам ещё много предстоит узнать. Весь набор вопросов был разделён на три блока. Учитель вместе с детьми выделил задачи на обучение в новом учебном году. Для этого сначала в группах, а потом вместе на доске записываем :

ХОЧУ ЗНАТЬ :

1. Когда возникла наша планета

2. Хочу лучше знать русский язык

3. Последнюю цифру

ХОЧУ УМЕТЬ :

1. Решать задачи

2. Лучше писать тестовые работы

3. Писать грамотно

ХОЧУ СТАТЬ :

1. Грамотным

2. Сильным

4. Полицейским

Из всего списка в каждом столбце выделяются самые реальные и существенные на сегодняшний день для нас задачи. «Содержательную» рефлексию проводится и по предметам. Она позволит выявить уровень знаний класса по предмету , успехи, на которые можно опереться при продолжении курса, трудности, которые нужно преодолеть .

Эта рефлексия летних каникул – эмоционально-личностного и содержательного состояния, настроила детей на новый учебный год и помогла учителю уточнить программу собственных педагогических дейсвий.

ЗАЧЕМ ДАНЫ КАНИКУЛЫ???

Часто учителя задают на каникулы домашние задания, хотя и не должны этого делать. Иногда педагоги просто рекомендуют некоторым родителям позаниматься с ребенком дополнительно определенной темой, которую ребенок пропустил по болезни или просто не усвоил. Поэтому родителям приходится самим садиться за учебники, либо нанимать ребенку репетитора.

Конечно, отдельно взятому родителю очень тяжело устоять перед искушением, позаниматься с ребенком в каникулы чем-то полезным, тем более, если у чада действительно по какому-то предмету есть трудности. Ведь совсем скоро наступит следующая четверть, когда уже точно будет некогда заниматься пропущенным материалом. В идеальной школе такого, конечно, нет. Никаких уроков детям на каникулы задавать не должны. Мы живем не в идеальном мире, но, тем не менее, можем прислушаться к мнению специалистов.

Известно, что детские психологи рекомендуют не заниматься в каникулы, говорят и пишут о том, что детям нужен полноценный отдых, чтобы была налажена смена циклов «учеба - каникулы», во избежание перегрузки у детей, нельзя загружать их математикой, письмом и другими предметами еще и в каникулы. Книги, конечно, читать можно и нужно, но ведь есть большая разница между внеклассным чтением по определенному списку и чтением для удовольствия.

Многим родителям жалко детей и хочется, чтобы они отдохнули. Что же делать? Откладывать учебники вместе с последним уроком или, все-таки, пытаться «подтянуть хвосты»? Попробуйте следовать нескольким простым советам:

1. Как можно раньше постараться поговорить с учителем о том, какие задания он может рекомендовать именно вашему ребенку, понять и оценить объем работы.

2. Определить вместе с педагогом, что действительно жизненно необходимо сделать именно в каникулы. Ситуации бывают разные. Например, ребенок много болел и полностью пропустил тему о том, что такое единицы, десятки и сотни. Возможно, вам придется разобраться в этом вопросе самостоятельно, хотя ничто не мешает спросить учителя, не может ли он пару раз в неделю, после уроков, сам объяснить ему азы того, что было пропущено. Все-таки, это должен делать профессионал, а не родители.

3. Если вы видите, что предполагаемые задания на каникулы состоят, в основном, из повторения пройденного материала, закрепления того, что проходили на уроках, или вообще из дополнительных заданий, то попытайтесь договориться с учителем о сокращении этого списка. Нужно максимально снизить объем того, что придется делать.

4. Все задания, которые, все-таки, нужно выполнить, лучше разделить на небольшие части и постараться не заниматься каждый день. Полностью освободите от уроков выходные дни. Детям действительно нужен отдых и это не шутка! Составьте план занятий вместе с ребенком. Если уроков слишком много и не удается сделать так, чтобы заниматься только 2-3 раза в неделю, можно, например, посвятить понедельник, среду и пятницу математике, а вторник и четверг – русскому языку.

5. Обязательно обсудить с ребенком, как ему будет комфортнее – сначала сделать уроки, а потом отдыхать остаток дня, или наоборот, утром играть и веселиться, а после обеда сесть и позаниматься. Ребенку нужен выбор, но выбор ограниченный. Да, уроки должны быть сделаны, но он сам может выбрать, когда и как.

6. По возможности, найти музей или выставку по теме, которую проходит ребенок, спектакль по книге, которую задали прочитать, мастер-класс, лекцию или другие развлечения, чтобы сформировать у ребенка положительные ассоциации с предметом, например, с математикой или чтением. Детям всегда нравится, когда после прочтения книги есть возможность посмотреть спектакль, мюзикл или мультфильм. После повторения темы про электричество можно посмотреть демонстрацию опытов в музее, а если пришлось изучать историю, то можно поиграть в настольную игру, посетить музей или сделать задания в книжке с наклейками и головоломками по теме. Конечно, родителям придется найти музей, купить билеты на спектакль, купить игру или книжку, но стресс от уроков в каникулы будет гораздо меньше.

Конечно, этот подход требует времени, но без такой подготовительной работы сил и нервов на выполнение домашних заданий придется потратить во много раз больше.