Глобальный этнический кризис суть. Этнический кризис и габитус адыгства

Научная обоснованность идейного начала глобализации рассматривается в статье как первостепенное условие развития глобализации в направлении формирования динамичной глобальной системы. Исследуются причины кризиса, наблюдаемого ныне в трех подсистемах: политической, правовой и экономической. Выдвигается тезис о том, что главная проблема заключается в системе норм и базовых ценностей глобальной системы. Также приводятся основные принципы соответствующей деятельности в направлении разрешения проблемы.

The scientific validity of the ideological foundations of globalization is considered in the article as the prime condition of development of globalization in the direction of formation of the dynamic global system. The article explores reasons of the crisis observed in three subsystems nowadays: political, legal and economic. The author introduces the thesis that the main problem consists in the system of norms and basic values of global system. Basic principles of the corresponding activity in solution of the problem are also discussed.

Процесс формирования глобальной структуры - глобализация

Процессы ускорения темпов сближения границ, расширения экономических, энергетических, технологических и информационных связей, названные глобализацией, ставят политических и юридических акторов, ответственных за контроль над системными процессами, перед необходимостью действовать в единой системе.При этом для субъектов, играющих главную роль в этом процессе, важно не остаться в стороне от этой системы. Сформировавшаяся глобальная политическая, правовая и экономи­ческая система создает благоприятную возможность для решения ряда гуманитарных глобальных проблем (демографической, продовольственной, экологической и т. д.). Другими словами, формирование глобальной структуры или процесс глобализации протекает по сле­ду­ющей схеме: повышение темпов развития экономических, технологических и информационных отношений ® укрепление политико-правовой организации ® культурная, гуманитарная и экологическая глобализация.

Глобальные ценности как основа глобальной структуры

Сказанное выше не должно быть понято так, будто глобализация, ведущая к созда­нию глобальной системы, суть объективное явление, имеющее своим началом научно-технический прогресс и другие экономические процессы. Подходя к проблеме именно с таких позиций, некоторые авторы считают глобализацию не политическим, а социально-эконо­мическим феноменом (Иноземцев 2008). Вместе с тем объективно обусловленная глобализация, которой пытаются следовать политики в своей стратегии, есть опасное, непредсказуемое, разнонаправленное явление, ведущее к созданию непрогрессивных, нецивилизованных структур (в настоящее время подобные структуры встречаются на международной арене). Структуризация, организация, в том числе и политическая, стремящаяся к контролю над всеми процессами, обязательно должна опираться на такую социально-философскую концепцию, которая содержала бы в себе не только политические цели и принципы, но и морально-духовные ценности. Очевидно, что в идеале глобализация должна привести не к глобальному хаосу и кризису, а к действенной, динамичной и стабильной глобальной структуре.

Для построения системы и обеспечения ее долговечности политические цели и амбиции, содержащиеся в идее, на которую опирается концепция глобальной системы, должны учитывать как современные реалии, так и закономерности исторических процес­сов, потенциал выдвинутых самой историей международных политических акторов, пери­о­дически реализующих идею всемирного господства. В противном случае с усиле­ни­ем/ослаблением мощи государства в исторически кратчайшие (исчисляемые десятилетиями) сроки система может столкнуться с кризисом или потребуется замена еще несформировавшейся структуры новой.

С другой стороны, чтобы обеспечить формирование глобальной системы, конкре­ти­зировать ее структуру, морально-духовные критерии, заключенные в исходной концеп­ции глобальной системы, должны обладать способностью к социализации во всех куль­тур­ных регионах мира, быть востребованными населением этих регионов.

Провал глобализации демократических ценностей

Одной из главных причин неэффективности базовых ценностей современной гло­бальной системы явилась попытка обобщения, придания принципам и процедурам того или иного государственного устройства как некой гуманистической идее общечело­ве­ческого характера. Еще Аристотель указывал на научную несостоятельность попыток применения универсальной структуры (например, демократии. - В. Г. ) к различным странам. Другой причиной следует признать попытки манипулирования этими идеа­ли­зи­рованными принципами государственности, превращения их посредством силового давле­ния или уступок в инструмент обеспечения собственных интересов в межгосударственных отношениях. Иными словами, еще одной причиной неэффективности базовых ценностей современной глобальной системы является стремление возвести идею, неспособную к обобщению, до уровня международных правовых норм и использовать ее затем в целях дискредитации.

Демократические ценности не стали общечеловеческими. По тем или иным объективным и субъективным причинам (нелегитимный характер власти, стремление отдельной личности или группы насильственным образом оставаться у власти; обеспечение существующим правительством интересов сильных держав в регионе и как ответная реакция - защита этого правительства международными политическими игроками [Египет] и т. д.) применение подобной системы в некоторых странах Европы и Азии, Среднего Востока, Латинской Америки не представляется возможным как на данном этапе, так и в перспективе. Однако если народ не является источником власти, если не реализуется общенародная воля, то не может быть и речи о демократии. Представляет интерес то обстоятельство, что государства - приверженцы принципов глобализации во имя обеспечения своих интересов в регионе и сохранения международных связей вынуждены смириться со сложившейся ситуацией. Оправдывая, по сути дела, забвение демократических ценностей, эти силы подвергают опасности глобальную систему, основанную на данной идее. С другой стороны, в ряде стран вследствие их географического расположения и регио­нальных позиций, с учетом демографических показателей и исторически существующих проблем в отношениях с соседними странами процесс демократизации может представлять угрозу национальной безопасности, территориальной целостности, внутрен­нему порядку и стабильности. По этой причине смену правительств этих стран нельзя рассматривать как проявление демократии. Таким образом, указанные ценности потен­ци­ально не способны приобрести статус общечеловеческих.

Видимая структура и причины кризиса

Ряд исследователей и экспертов склонны рассматривать глобальный кризис как историческое следствие глобализации. В этом случае глобализация воспринимается как общность, унификация, размывание границ (экономических, культурных, идеологических и т. д.). Однако независимо от степени унификации отношений, углубления межгосударственных отношений и взаимосвязи разных регионов мира подобная целостность не в состоянии обеспечить функционирование глобальной системы как единого государства, поскольку разнородность, суверенитет международных субъектов сохраняются. В то же время кризис, возникший в политической, правовой и экономической структурах госу­дарства, нельзя объяснять его культурной или экономической общностью. Если госу­дарство переживает кризис во всех своих подсистемах (политической, экономической и правовой), то очевидно, что проблема заключается в отсутствии согласия и гармонии как в системе ценностей, норм и правил, так и между указанными тремя подсис­те­мами. Подрывая связи между указанными тремя подсистемами, индивидуальные и групповые интересы ставят систему не только перед угрозой распада, но и, самое главное, способствуют отчуждению основополагающих ценностей. То же самое происходит и с глобальной системой. В настоящее время во всех данных системах наблюдаются кризисные явления. Поэтому восстановить систему на основе отчужденных норм и ценностей представляется невозможным.

Падение авторитета приоритетных ценностей и последовавшее за этим падение авторитета международного права (спровоцированное доминирующими политическими силами, отодвинувшими ценности на задний план ради защиты собственных стратегических, экономических, религиозно-психологических, групповых и индивидуальных интересов) приводят в конечном счете к политико-правовому и экономическому кризису. Экономические процессы могут разворачиваться только на основе устойчивого и долгосрочного доверия. В свою очередь долгосрочное доверие зиждется не на противостоянии, а на текущих стратегических и региональных интересах и ценностях.

Сохранение доминирующими силами авторитета и роли приоритетной ценности связано с выдвижением на передний план проблемы ее защиты, что в свою очередь возможно лишь в процессе соперничества данной ценности с другими ценностями. Если устранение противоположности первоначально и сопровождается резким скачком глобальной экономики, развертыванием глобализационных процессов вокруг одной ценности (в течение 20 лет после окончания холодной войны), то в дальнейшем лишенная своей противоположности и нашедшая закрепление в праве ценность начинает отчуждаться, терять свой авторитет. Идеологический вакуум представляет угрозу реально протекающим процессам, становится источником серьезного и неизбежного кризиса (достаточно сослаться на случаи, когда политические силы в ряде стран не защитили ценности от пося­гательств, применялись двойные стандарты в отношении базовых принципов меж­дународного права и т. д.).

Приоритет текущих стратегических экономических интересов крупных экономических структур, олигархических группировок в ущерб идеологическим и правовым принципам ведет к усилению власти олигархов как в экономике, так и в политике, что в свою очередь способствует ослаблению и развалу вместе с нормами и самих глобальных струк­тур. Монополизация олигархической группировкой как экономики, так и политики (невозможно обеспечить устойчивость экономической власти, не монополизировав политику) вызывает апатию наряду с политикой и в экономике. Апатия в политике, праве и экономике ведет к утрате доверия к международным организациям, доминирующим политическим, правовым и экономическим структурам. Необходимость обеспечения своих интересов в условиях утраты легитимности вынуждает к применению силы (например, США в Ираке).

Глобальный экономический кризис является не просто международным политико-правовым кризисом, а выступает как продолжение политико-экономического кризиса внутри самих ведущих государств мира. И нынешний экономический кризис также явля­ется следствием монополизации политической системы экономическими олигархами этих стран.

Если в политико-правовой сфере причиной кризиса явилась невозможность уни­вер­сализации демократических принципов, то в экономической сфере этой причиной стала либерализация экономики, нашедшая свое выражение в преобладании в экономике последних десятилетий либеральных ценностей.

Рост виртуальных финансов, не подкрепленных материальными ресурсами, падение авторитета экономических ценностей, норм и правил организации бизнеса, углубление экономических различий между слоями населения при отсутствии опоры на культурно-интеллектуальный потенциал, апатия и утрата веры в принцип экономической справедливости, в эффективность предпринимательства и перспективы деловой актив­ности, рост безработицы и сокращение производства, ведущая роль одних и тех же акторов в глобальной экономической системе и т. д. - все это привело к комплексному проявлению всемирного экономического кризиса.

Если и политическая система государства, и международные политические отношения превращаются в руках ведущих игроков в средство, а макроэкономические и международные экономические процессы контролируются олигархическими группировками, то это значит, что кризис на деле первоначально возник в рамках политической системы. Монополистическая деятельность определенной олигархической группировки, не имеющей надстройки, и создание ею виртуальных финансов, лишенных соответствующей материальной опоры, падение производства и рост инфляции закономерным образом ведут к кризису.

Вероятность распада глобальной структуры

Глобальный политический кризис развивается по двум направлениям: 1) Сохранение существующего положения международных организаций. Отсутствие ре­форм может впоследствии привести к потере шансов организации на сохранение, а попытка организоваться вновь чревата большими трудностями. Мир в таком случае погрузится в хаос; 2) Рост давления великих держав, требующих предоставления юридически оформленного контроля над ситуацией в мире, проталкивание ими в этих целях своих сторонников в Совет Безопасности и другие организации, что может довести сопер­ни­чество между ними до опасного уровня. В свете сказанного новая организация должна опираться на нормы и принципы, на основе которых в дальнейшем можно было бы держать под контролем процессы и обеспечить должный порядок в мире, даже несмотря на то, что эти принципы и порядок могут служить определенным политическим целям.

Безусловно, следует принимать во внимание удельный вес политических игроков, вовлеченных в этот процесс, определить долю их участия в нем. В противном случае никакая норма и никакие стандарты не будут иметь юридической силы. Однако это участие должно иметь нормативно-правовое обеспечение. При этом нормы должны быть отобраны таким образом, чтобы данные субъекты взяли на себя лишь благие обязательства, служили бы миру и порядку.

Пути выхода из глобального кризиса

То обстоятельство, что кризис охватил всю глобальную структуру, выдвинув на передний план проблему норм и принципов каждой подсистемы (политической, эконо­мической, правовой), делает необходимым создание новой философско-идеологической системы с соответствующими организационными структурами и международно-правовой базой или реконструкцию уже имеющейся. Речь идет о разработке новой идеологической системы и средств ее конкретизации, опирающихся на синтез и совершенствование христианско-демократических ценностей Европейского союза, исламских и регио­наль­ных принципов, лежащих в основе Организации Исламской конференции, и конфу­ци­анства, являющегося опорой китайской государственности. При этом актуализируется проблема разработки единой философской концепции. Этой цели служат научные изыска­ния С. Халилова, в частности поиски им «общечеловеческого идеала», стремление разработать философскую концепцию «Восток - Запад» (Халилов 2004). Новая философская система, опирающаяся на культурно-духовные проявления ислама, буддизма и христианства и характеризующаяся общечеловеческим содержанием, должна акцентировать внимание на общих ценностях ислама, буддизма и христианства и обрести духовно-нравственную форму, обладать общечеловеческой силой. В дальнейшем на основе этой философии должны быть разработаны политические принципы, предложена структура, найдены пути правового обеспечения, преобразования ценностей в нормы.

В качестве общих и высших ценностей должны выступать не демократические принципы и процедуры, а культурно-духовные, интеллектуальные критерии, такие как гуманизм, толерантность, общечеловеческие ценности и др. Основным критерием, предъявляемым к подсистемам - государствам, должен быть гражданский, легитимный, соци­альный и светский характер власти. В основу формирования власти должен быть поло­жен критерий ее прогрессивности. Ревизия ценностей не должна производиться в форме технической процедуры, допускающей формализм, искажения, фальсификации и манипуляции.

Литература

Иноземцев, В. Л. 2008. Современная глобализация и ее восприятие в мире. Век глобализации 1: 31-44. (Inozemtsev, V. L. 2008. Modern globalization and its understanding in the world. Age of Globalization 1: 31–44).

Халилов, С. С. 2004. Восток и Запад: на пути к общечеловеческому идеалу. Философские этюды. Баку: Университет «Азербайджан». (Khalilov, S. S. 2004. East and West: On the way to the universal ideal. Philosophical Essays. Baku: Azerbaijan University).



















1 из 18

Презентация на тему: Глобальный Этнический кризис

№ слайда 1

Описание слайда:

№ слайда 2

Описание слайда:

№ слайда 3

Описание слайда:

Общее определение ЭтноконфликтаЭтноконфликт - ситуация, в которой каждая из сторон стремится занять позицию, несовместимую и противоположную по отношению к интересам другой стороны, в которой так или иначе проявляется этническая идентичность сторон. Таким образом, Этнический конфликт - это особая форма социального или политического конфликта, обладающего некоторыми особенностями:в конфликтующих группах усматривается разделение по этническому признаку;стороны ищут поддержки в этнически родственной или этнически дружественной среде;в отдельных видах этноконфликтов этнический фактор стремится к политизации;новые участники солидаризируются с одной из сторон конфликта исходя из общей этнической идентичности, даже если эта позиция им не близка;этноконфликты чаще всего не являются ценностными и происходят вокруг тех или иных объектов и интересов групп.

№ слайда 4

Описание слайда:

№ слайда 5

Описание слайда:

Конфликтообразующие факторы Исповедование принципа тождественности государственных и национальных границДвижение этносов к самоопределениюДвижение этносов к образованию суперэтносов Экономическая борьба за землю, жилье в городах, природные ресурсы и т.дНеуправляемое демографическое развитие в странах «третьего мира» Ассимиляционные процессы и депопуляция этноменьшиств«Старение» наций в государствах с развитой рыночной экономикойЭкологические факторы Вера в особые отношения этноса «с верховным божеством»

№ слайда 6

Описание слайда:

№ слайда 7

Описание слайда:

№ слайда 8

Описание слайда:

Россия и глобальный этнический кризис 1Неотъемлемая часть глобального этнического кризиса - межнациональные конфликты на постсоветской территории. Это не международные конфликты в традиционном смысле этого понятия, поскольку зарождались не в международной сфере, а в рамках единого государства. В то же время, строго говоря, сегодня они уже не являются внутренними, потому что с распадом СССР произошла их фактическая интернационализация.В СССР проживало свыше 100 народов, поражавших своим разнообразием - языками и религией, уровнем развития и историческим наследием, культурной ориентацией, численностью населения и размерами занимаемой территории. Эти особенности сочетались до последнего времени весьма причудливо. Так, православие исповедуют и грузины, имеющие древнюю историю, уникальный алфавит, неповторимую культуру, и чуваши - тихий крестьянский народ на Волге, говорящий на языке тюркской группы. В Прибалтике можно встретить ревностных католиков литовцев со сравнительно высокой рождаемостью и близких финнам лютеран эстонцев с крайне низкой рождаемостью и т. д.

№ слайда 9

Описание слайда:

Россия и глобальный этнический кризис 2Многие люди старшего поколения выросли в убеждении, что народы СССР обладали полным равноправием и суверенитетом и что за годы советской власти они достигли «невиданного расцвета». К большому сожалению, это не соответствует действительности. В годы перестройки выяснилось, что национально государственное устройство страны нуждается в совершенствовании, правовой статус национальных автономий оказался не вполне справедливым, права народов, репрессированных во время сталинского произвола, требуют восстановления. По существу нерешенными оказались и вопросы защиты национальной самобытности малочисленных народов, а также народностей, не имеющих или проживающих вне границ своих национально территориальных образований.Обострились и межнациональные распри на территории самой Российской Федерации (42). Однако с точки зрения национальных интересов России, ее территориальной целостности и обороноспособности важное значение имеют и приграничные конфликты (Таджикистан, Нагорный Карабах, Грузия и др.).

№ слайда 10

Описание слайда:

№ слайда 11

Описание слайда:

Глобальный этнический кризис Важность научного осмысления современных национально этнических процессов вполне очевидна и не нуждается в особой аргументации. Заметим только, что в растущем потоке публикаций, посвященных проблеме обострения межэтнического (и межрелигиозного) соперничества, все чаще встречаются работы географического характера, свидетельствующие о том, что тысячи нитей связывают этнос с территорией (а в основе теории этногенеза, разработанной Л. Н. Гумилевым и взбудоражившей научную общественность в последние годы, лежит именно географическая интерпретация межэтнических отношений).

№ слайда 12

Описание слайда:

Экология и этнические расприЭти о экологические конфликты чаще всего рассматриваются в литературе под международным, а не межэтническим углом зрения. Но понятия «национальный интерес» и «государственный интерес», как уже отмечалось, по смыслу их применения очень часто совпадают. Большинство международных экологических конфликтов в сущности являются межнациональными. Действительно, претензии скандинавских государств - Норвегии, Швеции, Дании, Финляндии и Исландии к ФРГ и Великобритании, заводы которых в Руре, Бирмингеме и других местах служат источниками кислотных дождей, можно рассматривать и сквозь призму межнациональных отношений, равно, как и бесконечные споры между США и Канадой по поводу трансграничных перемещений дымовых облаков. Не только международный, но и межнациональный характер имела авария на Чернобыльской АЭС, так как образовавшиеся радиоактивные осадки были обнаружены на севере Европы (в Норвегии и Швеции), на крайнем западе (в Великобритании) и на юго-западе (во Франции).

Описание слайда:

По характеру субъекта террористической деятельности, терроризм делится на:Неорганизованный или индивидуальный (терроризм одиночек) - в этом случае теракт (реже, ряд терактов) совершает один-два человека, за которыми не стоит какая-либо организация (Дмитрий Каракозов, Вера Засулич, Равашоль и др.);Неорганизованный или индивидуальный (терроризм одиночек) - в этом случае теракт (реже, ряд терактов) совершает один-два человека, за которыми не стоит какая-либо организация (Дмитрий Каракозов, Вера Засулич, Равашоль и др.);

№ слайда 16

Описание слайда:

Террористические организации, деятельность которых в России запрещена14 февраля 2003 Верховный суд РФ признал террористическими 15 организаций, после чего их деятельность на территории России была запрещена:«Высший военный маджлисуль шура объединённых сил моджахедов Кавказа»«Конгресс народов Ичкерии и Дагестана» (обе созданы в Чечне и возглавлялись Шамилем Басаевым и Мовлади Удуговым)«Аль-Каида» (Усама бен Ладен, Афганистан)«Асбат аль-Ансар» (Ливан)«Аль-Джихад» (Египет)«Аль-Гамаа аль-Исламия» (Египет)«Братья-мусульмане» (Египет)«Хизб ут-Тахрир аль-Ислами» («Партия исламского освобождения»)«Лашкар-и-Тайба» (Пакистан)«Джамаат-и-Ислами» (Пакистан)«Талибан» (Афганистан)«Исламская партия Туркестана» (бывшее Исламское движение Узбекистана)«Джамият аль-Ислах аль-Иджтимаи» («Общество социальных реформ», Кувейт)«Джамият Ихья ат-Тураз аль-Ислами» (Кувейт)«Аль-Харамейн» (Саудовская Аравия).

№ слайда 17

Описание слайда:

Аль-Каида" готова к новому удару по США""Талибан"

№ слайда 18

Описание слайда:

В 20 веке человечество встало перед рядом проблем и кризисов, которые требуют решения в масштабе всей планеты.

Эти проблемы, касающиеся судьбы дальнейшего развития человеческой цивилизации, получили название глобальных (от лат. globus – земной шар).

Впервые человечество осознало себя как единое целое во время Первой мировой войны. Поскольку для боевых действий не существовало границ и расстояний, миллионы людей оказались втянуты в военный конфликт глобального масштаба. В это время возникло учение о ноосфере, чье авторство принадлежит Владимиру Вернадскому (1863-1945). Он называл человека самой крупной силой на Земле, способной изменять облик планеты и влиять на ее настоящее и будущее.

Глобальные кризисы алармистского характера

Все возрастающее количество глобальных проблем привело к тому, что человечество сегодня стоит перед двумя путями развития:

  • либо оно продолжит стихийно развиваться, действуя деструктивно на окружающий мир,
  • либо целенаправленно перестроит свое бытие принципиальным образом.

Существуют две разновидности кризиса алармистского характера (от фр. alarme – тревога):

1) ограниченное количество ресурсов, наличие «экономических границ» при прежнем уровне роста мировой цивилизации приведет в итоге к катастрофе – сырьевому голоду;

2) неразумное отношение человека к природе, бесконтрольное потребление и переработка природных ресурсов (например, последовательная вырубка лесов, возрастание концентрации двуокиси углерода в атмосфере и, как последствие, повышение температуры воздуха и т.д.) приведет к тотальному загрязнению и природным катаклизмам.

Алармистские кризисы со временем только усугубляются, чему способствует стремительная индустриализация человечества. Решение таких проблем, как голод, нехватка пресной воды, ликвидация отставания развивающихся стран от развитых, ведет к постоянному росту промышленности и экономики, а это требует все большего количества ресурсов.

Виды глобальных кризисов и причины их появления

Развитие общества приводит к другим видам глобальных кризисов:

  • рост научно-технического прогресса обязательно сопряжен с риском техногенных катастроф, подобных аварии на Чернобыльской АЭС;
  • к катастрофическим последствиям приводят природные стихийные катаклизмы (ураганы, обрушивающиеся на США в последние годы, взрыв на Фукусиме);
  • социальные конфликты – войны, революции, терроризм и религиозный экстремизм – оказывают разрушающее воздействие на экономическую, энергетическую и промышленную инфраструктуру;
  • «кризис внутреннего развития» возникает по причине неравномерного распределения энергоресурсов на территории Земли, при этом процветающие слои населения ограждают себя от экологических проблем, возникающих вследствие переработки ресурсов, в то время как иные социальные группы вынуждены бороться со все более ухудшающейся экологической обстановкой.

Аурелио Печчеи отмечал, что глобальные проблемы не знают социальных и политических границ, они для всех едины.

В числе основных причин ученые называют:

1) Единство современного мира, которое сформировалось благодаря взаимопроникающим политико-экономическим связям. Как ни странно, наиболее ярко это проявилось во время мировых войн. Вторая мировая война, начавшаяся как небольшой конфликт на границах Германии и Польши, вскоре охватила весь мир. Философ Н. Бердяев писал, что

в военном «мировом вихре в ускоренном темпе движения» все перемешивалось, человек мог быть «разодран в клочья», уничтожались великие культурные ценности.

2) Рост промышленного производства планеты. По сравнению с началом XX века, индекс производства сегодня возрос более чем в 50 раз. Мировой ВВП составляет около 13 триллионов долларов. По прогнозам ученых, к 2050 году он увеличится в 10 раз. Константин Циолковский (1857–1935) еще в позапрошлом веке предрекал, что человек станет самой могучей силой на планете. При этом человек воздействует на природу намного сильнее самых неистовых природных стихий и часто не может контролировать вызванные своей деятельностью изменения.

3) Глобальный кризис вызван также неравномерным уровнем развития промышленности и культуры в различных странах. Тем не менее, благодаря передовым информационным технологиям, таким как телевидение, спутниковая связь, интернет, любая информация об открытиях и событиях становится доступна в любом уголке земного шара. Между тем, люди, имеющие доступ к этой информацией, находятся на различных ступенях цивилизации: племена, пребывающие в родоплеменных отношениях, живут в паре часов пути от мыса Канаверал или космодрома Байконур, откуда человечество исследует космос. Поэтому в мире остро стоит проблема владения ядерным оружием и имеется угроза ядерного терроризма.

Пути решения глобальных кризисов

Некоторые ученые предполагают гибель человечества уже в течение ближайшего столетия. Однако, оглядываясь на историю, можно делать не столь пессимистические выводы. Человечество способно находить компромиссные решения даже в самых сложных ситуациях. Например, удалось избежать атомной войны между СССР и США во время Карибского кризиса в конце XX века.

В 1960-1970-х годах создавалось множество центров, объединяющих ученых-футурологов для изучения философии глобальных проблем. Один из самых известных – Римский клуб, исследующий взаимосвязь всех аспектов жизни человека в двух направлениях: экономического развития и человеческих взаимоотношений.

В докладе «Пределы роста» (1972) ученые Дж. Форрестер и Д. Медоуз говорили о необходимости немедленной экономической и экологической стабилизации, глобального равновесия, в связи с чем человечеству нужно пересмотреть саму структуру своих потребностей.

В 1974 году М. Месарович и Э. Пестель опубликовали доклад «Человечество у поворотного пункта». Они считали, что мир – не просто единое целое. Мир походит на организм, в котором каждый элемент обладает своими специфическими чертами. Индустриальное общество, в котором экономика являлась определяющим фактором развития, осталось в прошлом. Поэтому человечеству необходим качественный скачок в развитии цивилизации, а не дальнейшее наращивание промышленной мощи (количественное развитие).

Предлагаем презентацию по данной теме:

Один из основателей Римского клуба Аурелио Печчеи утверждал, что рост промышленного потенциала и индустриализации в реальности не более, чем миф, за которым скрывается множество глобальных проблем.

Выход А. Печчеи видит не только в проработке юридической базы, усиливающей ответственность за экологические преступления, внедрения экологосберегающих производств, использовании экологических чистых источников энергии. Главное – «внутренняя трансформация» самого человека. А. Печчеи принадлежит идея «нового гуманизма» – гармонического равновесия между человеком и природой, создания новых культурных ценностей, который следует сделать фундаментом мировоззрения всего населения Земли. Это приведет к культурной эволюции человеческой цивилизации, появлению «обновленного человека»

«Новый гуманизм» характеризуют три аспекта:

  • чувство глобальности;
  • стремление к справедливости;
  • неприятие насилия.

В центр этой концепции философии глобальных проблем поставлена целостная человеческая личность и ее неисчерпаемые возможности. Человечеству необходима «беспрецедентная культурная перестройка», трансформация сознания каждого без исключения.

По мнению А. Печчеи, такая «человеческая революция» – это единственная настоящая возможность выхода из социокультурного кризиса современного мира.

Вам понравилось? Не скрывайте от мира свою радость - поделитесь

РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ / ^ УНИВЕРСИТЕГ им. А.И. ГЕРЦЕНА ^^(УЬ^

На правах рукописи

Гладкий Игорь Юрьевич

ГЕОГРАФИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ЭТНИЧЕСКИХ КРИЗИСОВ

Специальность -11.00.02 экономическая, социальная и политическая география

С-Петербург 1995 г.

Работа выполнена на кафедре экономической географии Российского государственного педагогического университета имени А.И. Герцена

НАУЧНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ:

ОФИЦИАЛЬНЫЕ ОППОНЕНТЫ:

кандидат географических наук, профессор Соколов О.В.

доктор географических наук, профессор Бугаев В.К. доктор экономических наук, профессор Лашов Б.В.

ВЕДУЩАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ: Институт социально-экономических

проблем РАН (г. С-Петербург)

Защита состоится октября 1995г. в часов на заседании

диссертационного совета К 113.05.09 при Российском государственном педагогическом университете им. А.И. Герцена по адресу: 191186, Санкт-Петербург, наб. реки Мойки, 48, корп. 12.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке университета.

Ученый секретарь диссертационного совета

кандидат географических наук, профессор (^ Соколов

С 556. ё У, а

I - ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность исследования. Растущая экономическая и технологическая взаимосвязанность государств, ускорение процессов интернационализации социальной жизни, политики, культуры делают современный мир целостным и в определенном смысле неделимым. В то же время возрастающее стремление к самоиндентификации стран, народов и групп населения делают его все более неустойчивым и малопредсказуемым.

Текущие изменения в политической и этнической географии мира становятся столь важными, что их иногда сравнивают с процессом, начавшимся после Вестфальского мирного договора 1648 года, который явился поворотным пунктом в формировании современных государств. Так, только шестьдесят из нынешних ста девяноста государств существовали в канун XX века. С другой стороны, лишь в первой половине 90-х годов ООН приняла в свои члены более двадцати новых государств.

Как бы не относиться к масштабам предсказываемых перемен на политической карте мира, обещающим стать одним из самых впечатляющих феноменов новейшей истории, ясно одно: в глобальном смысле национально - этническая проблема может стать и уже становится одной из самых болезненных. Некоторые авторитетные ученые (S.Amin, V.Barelay, W. Connor, B.Stiafer, В,Иорданский и др.) говорят о реальном глобальном этническом кризисе, уже охватившем планету. Неконтролируемые национальные эмоции, которые в зависимости от конкретных обстоятельств приобретают формы обоснованного национального самоутверждения или агрессивного национализма, приводят к драматическим коллизиям практически на всех континентах и особенно на периферии мировой цивилизации. Наиболее. пронизано конфликтностью (явной, латентной или потенциальной) восточное патриархальное общество. Причем национально-этническая напряженность

здесь усиливается распрями на религиозной, клановой, патронажно-клиенгельной почве. В первую очередь это относится к странам тропической Африки, где внутриплеменные и межплеменные отношения пронизывают всю общественную жизнь. Здесь практически нет ни одной страны, где этнонационализм не проявлялся бы в той или иной форме.

Неотъемлемой частью глобального этнического кризиса стали в последние годы противоречия на территории бывшего СССР, прежде успешно подавлявшиеся союзным центром н бескомпромиссно загонявшиеся им вглубь. Речь идет о национально-этнических распрях, противостоянии внутри наций, разобщенных по региональному или-клановому признакам, территориальных спорах, сепаратизме, автономистских движениях и т.д.

Важность междисциплинарного научного осмысления современных национально-этнических процессов вполне очевидна и не нуждается в особой аргументации. Но в растущем потоке публикаций, посвященных проблемам нынешнего этапа обострения межэтнического соперничества, работы географического характера обнаружить нелегко, к^к будто тысячи крепчайших нитей вовсе и не связывают этнос с территорией - важнейшим операционным базисом географической науки, с окружающей средой; словно географическая интерпретация межэтнических отношений вовсе и не занимает важное место в теории этногенеза, разработанной JI.H. Гумилевым ц "взбудоражившей" научную общественность в последние годы. Удивляться этому не стоит, поскольку в отечественной географической науке до сих пор вообще отсутствовали конкретные социально-исторические исследования (именуемые на западе "case-studies") межэтнических отношений в рамках бывшего СССР. В условиях резкого обострения межнациональных отношений, распада СССР и угрозы дезинтеграции самой России разработка этно- и политико-географических подходов в состоянии помочь прогнозировать динамично меняющуюся

этно-политичесхую дифференциацию общества, а также поиску путей разрешения межэтнических противоречий.

Предмет исследования составляют процессы соперничества в современном мире (в том числе - в постсоветском геополитическом пространстве), широко известные под названием "глобальный этнический кризис" и идентифицирующиеся с одной из наиболее острых и трудноразрешимых проблем, вставших перед человечеством в конце XX века. Предмет исследования носит ярко выраженный междисциплинарный характер, что не только позволяет, но и побуждает обратиться к нему представителей географической науки, ранее, обычно дистанцировавшихся от участия в научном осмыслении этих вопросов современности.

Географический (этногеографический. этногеополитический") объект исследования составляет иерархия социальных, национально этнических образований различного ранга; этнос - полиэтнический конгломерат -страна (прежде всего бывший СССР) - субрегион (континент или его часть) - мир в целом. Те или иные аспекты исследования касаются различных уровней этой иерархии. В ряде глав и разделов процессы обострения нацирнально-этнических отношений рассматриваются на более мелких таксономических уровнях (административный район, город и т.д.).

Теоретической основой диссертации явились труды широко известных в мире специалистов (в первую очередь российских) по межнациональным отношениям, философов, политических лидеров. Фактический материал был почерпнут из российских и зарубежных периодических изданий, официальных статистических источников ООН, аналитических трудов, или же явился результатом собственных наблюдений и размышлений диссертанта.

Научная новизна диссертации заключается в том, что впервые сформулирован географический подход к изучению этнических хризисов: с этко-, социально- к политико-географических позиций, проанализирована

природа этнических противоречий; выявлены изменения географических условий и факторов межэтнических конфликтов под влиянием новых глобально-региональных экономических, социальных, геоэкологических и политических взаимодействий; дан комплексный анализ характера современных сдвигов в геополитической обстановке в пределах постсоветского пространства.

Цели диссертации - определение места географии в системе междисциплинарных попыток осмысления одной из наиболее важных глобальных проблем современности, поиск геопространственных связей между этническими конфликтами и факторами, их вызывающими, на основе предложенного географического подхода к изучению этнических кризисов.

Для достижения этих целей потребовалось решить следующие задачи:

Предложить и обосновать географическую интерпретацию этнических, процессов;

Проследить развитие научных представлений о взаимоотношениях этносов и территории (природы);

Обобщить имеющиеся в литературе и предложить свои подходы к сущности так называемых "провоцирующих" факторов этнонационализма и осмыслить их с позиций географической науки;

Проанализировать связь проявляющихся очагов межнациональной вражды с новым геополитическим положением России.

Практическая значимость работы состоит в том, что ее результаты могут быть использованы как теоретическая и методическая база для развертывания географических исследований этнических кризисов на территории бывшего СССР;, в проведении конкретных прогнозных этногеографических разработок в процессе принятия политических решений и осуществлении региональной политики; в преподавании курсов этногеографии, географии населения, политической географии и т.д.

Апробация работы. Основные положения диссертации докладывались и обсуждались на Герцшовскик чтениях РГПУ им. А.И. Герцена (1994, 1995), конференции молодых ученых университета (1995), Всероссийской научной конференции "Экологическая безопасность и социально-экономическое развитие регионов России" (г. Саранск, 1994).

Структура диссертации обусловлена логикой поставленных в ней целей и задач и включает в себя введение, три главы (глава 1 - "Этнические процессы и география"; глава II - "Этнические кризисы: "провоцирующие" факторы и их географическое осмысление"; глава III - "Этнические кризисы на территории бывшего СССР: геополитический аспект"), каждая из которых заканчивается краткими выводами, а так же заключение и библиографический список. Она содержит аниц текста, И рисунков,

JL таблиц. Список литературы включает ^У/нанменований на русском, английском и других языках.

JI. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ДИССЕРТАЦИИ, ВЫНОСИМЫЕ НА ЗАЩИТУ

1. Идентификация предмета исследования и обоснование его "географичности"могут быть осуществлены с "помощью" этнической и политической географии (равцо; геопопитикиУ Именно на стыке этих двух направлений рождается новая область социальных исследований: "этногеололнтика".

Суть географического подхода к изучению этнических кризисов состоит, в нахождении геопространственных связей между этническими кризисами и факторами, их вызывающими; в исследовании таких понятий, как "национальное пространство", "жизненное пространство", "этнический

ландшафт", "этнические границы" и др. Актуальность их научного определения важна ещё и потому, что массовые представления о связях с землей, с территорией часто иррациональны, а потому трудно корректируются с помощью доводов, обращенных к разуму.

Большую практическую значимость имеет этническая и политическая картография, широко используемая при решении национально-лолитичесхих проблем. Объектами картографирования являются этнические территории, этнические границы, смешанные в этническом отношении районы и т.д. При этом картографический метод позволяет не тольхо исследовать этносы в тесной связи с политическими, экономическими, социальными показателями, географической средой, но, что особенно важно, с той или иной степенью достоверности реконструировать расселение этносов прошедших эпох. Подобные документы могут служить одним из средств решения межэтнических споров.

При рассмотрении теоретических вопросов этнической географии традиционно повышенный интерес вызывает общефилософская трактовка зависимостей в системе связей "территория - этнос", (равно как и "природа -этнос"). То обстоятельство, что подобные зависимости существуют, в сущности никем не оспаривается. Расхождения обычно имеют место при выяснении их степени и характера.

Боязнь в прошлые годы случайно сместить идеологические акценты в анализе столь "деликатного" вопроса, приводила х тому, что даже" известные авторы старались как можно реже его комментировать. Гораздо меньше разногласий проявляется в определении таких "географизированных" понятий, как "этническая территория", "этническое пространство", "этнические границы" и др. Скажем, этническая территория обычно ассоциируется с основным ареалом расселения народа, с которым связаны важные этапы этнической истории, его исторические судьбы,

культурная и хозяйственная преемственность; этнические границы - с рубежами между разными этническими территориями, причем при чересполосном расселении представителей разных народов провести такую границу бывает весьма нелегко.

Несомненно, тысячи крепких уз связывают этнос с окружающей природой, со "своей" землей. Этническое сознание видит » территории почву, на которой вырос этнос, которая его вскормила. Подсознательно он видит в нем сферу собственной безопасности. Влияние окружающей природы с ходом времени сказывается и на самом характере народа. Так, в душе русского народа остался сильный природный элемент, связанный с необъятностью территории, с безграничностью русской равнины.

Непосредственное отношение к географическому осмыслению этнических кризисов имеет теория этногенеза (мутагенеза), разработанная Л.Н. Гумилевым. Он, в сущности, отвергает мнения многих признанных авторитетов мировой науки, утверждавших, что отдельные расы и этносы образуются вследствие борьбы за существование. Ученый ввел в научный обиход новый параметр - пассионарность - как признак, возникающий вследствие мутации (пассионарного толчка) и образующий "внутри популяции" некоторое количество людей (пассионариев), обладающих повышенной тягой к действию, т.е., склонных при определенных обстоятельствах провоцировать межэтнические трения.

Однако его идеи, связанные, например, с уровнем* "пассионарного напряжения" этнической системы, ассоциируются с целыми эпохами и, по мнению автора, их вряд пи корректно репродуцировать сегодня на конкретный этнос. Кроме того, сама жонцепция ученого, при всей её внешней привлекательности еще не потеряла ореол гипотезы, которую надо доисследовать.

2. В современной литературе практически отсутствует раздельный (покомпонентный) анализ внутренних и внешних факторов, ведущих к

дестабилизации межэтнических отношений. Конечно, в реальной жизни конфликтное осложнение возникает как совместное действие нескольких факторов: иногда "детонатор" носит экономический характер, "взрывчатка" демографический, а сила, нанесшая удар по "детонатору" имеет сугубо криминальный облик. Серьезные же разработки конкретных факторов, ведущих к национальным коллизиям, в литературе отсутствуют.

В процессе исследования основных причин, этнонационализма и этнических кризисов в современном мире, автором выделено более 20 факторов. главные т которые П исповедование ррннципв тождественности государственных и национальны^ границ; 2)движение наций к самоопределению: 3> движение наций к образованию супернриий: 4) экономическая борьба за землю, основные Фонды и т.д.:

51нсуправляемос демографическое развитие слаборазвитых стран: б)

ассимиляционные процессы: 7) депопуляция этномсньшинств: 8) "старенне" преуспевающих наций: 9У экологическая ситуация: 10) изменения национальной психологии прд влиянием ядерной, экологической и других видов социальной угрозы: и цр.(см. рцсЛ.

Естественно, что Не все выделенные нами факторы обладают достаточной географической спецификой. Анализ некоторых из них плодотворнее вести в рамках социологии, экономики, истории, философии. Скажем, исследование таких факторов общего характера как движение этносов к самоопределению и образованию суперэтносов логичнее вести на широком историческом фоне с использованием методов социально-философского анализа.

Вместе с тем, некоторые из выявленных факторов по своей природе являются в большей степени географическими, чем хакими- либо иными. Так, анализ неконтролируемого демографического роста в странах "третьего мира", "старение" европейских наций, ассимиляционные и деаопуляционные процессы невозможно вести вне рамок социально-

экономической географии, использующей широкий арсенал пространственных методов исследования. Еще более очевидна географическая природа экологического фактора в возникновении межнациональных распрей. Географической тематикой пронизаны и некоторые другие из отмеченных факторов, в частности экономический, реализация принципа тождественности государственных и национальных границ и др.

Из числа указанных на рис. форм проявления этнического кризиса особое внимание обратим на такие, как ущемление демократических свобод или экономических прав этносов, которые в принципе могут и не провоцировать вспышки этнонационалиэма. Среди "мирных" форм проявления этнического кризиса можно отметить также деградацию этноса, связанную с депопуляционными процессами, кровосмесительными браками, пространственным расползанием этноса и его ассимиляцией.

Среди пространственных уровней проявления этнического кризиса нами выделены глобальный, межконтинентальный, субрегиональный, региональный, локальный, локально-клановый.

„ Разумеется, в основу предпринятой, систематизации факторов, форм и пространственных уровней проявления этнического кризиса положены скорее эмпирические, чем теоретические основания, что может быть частично оправдано лишь недавней идентификацией такой глобальной проблемы, ках всеобщий этнический кризис. Исследования теоретических оснований классификации, особенно в содержательном отношении, еще предстоит сделать.

3. Наиболее универсальным фактором, вызывающим межэтнические коллизии, является реализация принципа тождественности государственных и национальных границ. Механический перенос ложного синонима "национальный интерес" - "государственный интерес" на словосочетание "государственные границы" - "национальные границы"

способен привести к непредсказуемым межэтническим конфликтам.

Обратимся к европейскому региону. На территории 32 европейских стран 87 народов проживают как "национальные меньшинства", причем многие из них дисперсно "распылены". Так, немцы за пределами Германии живут в Бельгии, Дании, Франции, Польше, России, Румынии, Италии, Чехии, Сербии и т.д. Есть немало других национальных групп, которых история разбросала по разным государствам. Болгары проживают в Югославии, Румынии, Греции, на Украине; греки - на Кипре, в Турции, Болгарии, Албании, Румынии, России, Украине и территории бывшей Югославии; албанцы в Греции, Италии, Сербии и т.д. Иначе говоря, вышеупомянутая численность этноменьшинств (87) при "повторном счете" может значительно увеличиться.

Можно себе представить, к каким последствиям привела бы попытка отдельных народов осуществить на прахтике принцип тождественности национальных и государственных границ. Между тем, отчетливо выраженные центробежные тенденции проявляются и здесь (при этом особенно ярко в пределах бывшей Югославии).

Представим себе, что некоей абстрактной территории со смешанном населением позволили самоопределиться в соответствии с волей большинства. С подобным решением могут не согласиться входящие в его состав более мелкие территории, на которых меньшинство является большинством. В случае, если эти более мелкие территории также захотят самоопределиться вероятность межэтнического столкновения многократно ■ . возрастает.

Много пищи для размышлений дают распад СССР и новое федеративное устройство Российской Федерации. К сожалению, многие наши политики и государственные деятели различного ранга пытаются сегодня осуществить демократизацию и создание основ гражданского общества в прежних рамках национально-этнических общностей и

Исповедование принципа тождественности государственны* и национальных границ

Движение этносов к самоопределению

Движение этносов образованию суперэтносов V

Экономическая борьба за зеилю.жилье в городах. природные ресурсы и т.д.

Неуправляемое демографическое развитие в страдал "третьего мира*

Ассимиляционные процессы и депопуляция этноиекыпинств

"Старение" наций государства* с развитой рыночной экономикой

| Экологический фактор

Вера в особые отношения этноса с верховным божество и _

национальных государств.

Трагедии межэтнических конфликтов с каждым днем все яснее выявляют необходимость новых подходов к ним. Наконец-то в российском парламенте звучит еще недавно трудно-воспринимаемая мысль, что принцип тождественности национальных и государственных границ ошибочен; что обретшие и обретающие суверенитет республики не могут быть "национальными государствами", как это определено Конституцией СССР 1977 года и охотно поддерживается интеллектуальной и политической элитой "коренных" наций; что их правительства должны быть вовсе не национальными, а общенародными, представляющими интересы всех граждан этих государственных образований.

При междисциплинарном исследовании роли принципа тождественности государственных и национальных границ в возникновении национальных междоусобиц задача географа нам видится в том, чтобы выявить исторические особенности формирования этнических и государственных рубежей, границы этннческо-экономического пространства, обратив особое внимание на территорию со смешанным населением.

4. К осложнению межэтнических отношений ведут процессы ассимиляции и депопуляции этноменьшинств.

Одним из факторов, часто приводивших к дестабилизации межэтнических отношений в недавнем прошлом являлось прямое физическое уничтожение этнических меньшинств, в особенности народностей, находящихся на "периферии" мировой цивилизации. Корни этого явления уходят в глубь веков и тесно связаны с колониальной эпохой. Уже походы конкистадоров участников испанских завоевательных походов в Южную и Центральную Америку в XV - XVI веках сопровождались беспощадным истреблением и порабощением племен и

народов Вест-Инднн, Центральной и Южной Америки, опустошением и разграблением целых областей, актами вандализма, насилий и массовых пыток. Несколько позже "аналогичными методами" колонизировался британскими переселенцами и австралийский континент, где к приходу "белых" проживало 300 - 500 тысяч аборигенов (главным образом на юго-востоке). Подобные способы колонизации новых земель использовались европейцами также и в Африке.

Ассимиляция и депопуляция этноменьшинств в наши дни проявляются в самых различных формах и связаны с утратой малыми этносами своего языка, культуры, религии, национального самосознания, а также с кровосмесительными браками, низкой рождаемостью, высокой смертностью и соответственно отрицательным естественным приростом населения.

Ассимиляционные процессы отличаются чрезвычайным многообразием характера, темпов и форм, и поэтому их оценка не может быть однозначна. В науке четко отличаются понятия естественной и насильственной этнической ассимиляции. В реальной жизни бывает, однако, трудно провести линию размежевания между данными понятиями. Все зависит от наличия или отсутствия расовой дискриминации, традиционных этнических предубеждений, проявлений бытового национализма. Нередко вспышка межэтнической вражды рождается непосредственно из экономики.

Ассимиляция этноменьшинств нередко сопровождается депопуляционными тенденциями, связанными с ухудшением генетического фонда этноменьшинств, кровосмесительными браками, пространственным "расползанием" этноса. Не следует, естественно, смешивать депопуляционные процессы, происходящие на периферии мировой цивилизации (австралийские аборигены, некоторые индейские племена Южной Америки, народности Крайнего Севера России и т.д.) с явлениями,

имеющими место в странах с развитой рыночной экономикой: факторы, их порождающие, совершенно различны.

Трагичная ситуация сложилась с положением малых народов российского Севера. Смертность среди них превышает показатель по России в целом, а продолжительность жизни заметно меньше, чем в среднем по стране. Нетрудно заметить, что речь идет об угрозе физического исчезновения малых этносов. Она сопровождается утратой национального самосознания, самобытности, местной экономики. Безысходность, абсолютная социальная дезориентированность и незащищенность коренных жителей - естественный результат внедрявшихся здесь "сверху" форм хозяйствования.

Социалистическое государство "приручило" и развратило исконно трудолюбивых аборигенов (в данном случае резкость выражения, на наш взгляд, оправдывается трагичностью сложившейся ситуации.) Грубое, малопродуманное вмешательство в самобытную жизнь малых народов (оно осуществлялось даже на физиологическом уровне - аборигенам пришлось изменить структуру пищевого рациона, хотя их организм мало приспособлен к усвоению многих привозных продуктов) лишило их адаптационных ресурсов, отобрало стимулы к жизни и производительному труду, приучило к поголовному пьянству. Мало шансов коренным народам Севера представляет и постперестроечная эпоха. Весь Север, структура северного хозяйства мало приспособлены к условиям рыночной экономики.

Опыт региональной политики Канады показывает, что без государственного дотирования Севера, без поддержки местных укладов и традиционных ценностей северным народам не выжить. Этот тезис становится еще более убедительным, если учесть, что в среднем в мире на англоязычных северных территориях живет примерно в 10 раз меньше людей. Бедственное положение национальных меньшинств российского Севера, на первый взгляд, имеет косвенное отношение к

межэтническим кризисам, особенно к крайним формам их проявления этническим конфликтам и столкновениям. Однако деградация, уничтожение или ассимиляция этноменьшинств - это достаточно типичные проявления глобального этнического кризиса, на что указывают весьма авторитетные специалисты. Сам факт ущемления прав национально-этнических меньшинств всегда чреват риском межэтнических столкновений.

Рассмотренный выше фактор, имеет ярко выраженный географический аспект, проявляющийся в целом ряде пространственных особенностей, а именно: 1) физическое уничтожение и депопуляция этноменьшинств происходили и происходят в настоящее время, как правило, на периферии мировой цивилизации; 2) этносы, не сумевшие приспособиться к ритму современной жизни, связаны с природой более жесткими узами и привыкли брать от природы только самое необходимое для поддержания жизни; 3) для выживания упомянутых этносов необходима целенаправленная региональная политика государства, главным инструментом которой должен быть не частный сектор, а государственные инвестиции.

5. Дестабилизацию межэтнических отношений усиливает также процесс "старения" отдельных этносов, в частности западно-европейских. Факт прогрессирующего "старения" европейских наций не нуждается в особых доказательствах. Это явление обусловлено главным образом двумя факторами: снижением рождаемости и увеличением средней продолжительности жизни.

В сознании многих западноевропейцев сегодня поселяется страх перед перспективой угасания, поглощения чужеродными этносами. Последнее, разумеется, весьма гипотетично, но реально то, что в условиях нынешних демографических изменений в Европе большую чем прежде актуальность Приобретают вопросы, связанные с межгосударственной миграцией населения и рабочей силы. Ещё один источник напряженности в

межнациональных и межрасовых отношениях - беженцы и эмигранты. По данным ООН, из общего их числа во всем мире 11млн. (на конец 80-х годов без учета СССР) более половины приходилось на "несоциалистическую" Европу.

В условиях депопуляции населения европейского региона миграционные контингенты пришлого населения, обладающие значительно более высокой рождаемостью, вносят существенные сдвиги в его национальную структуру. Например, число детей в семьях, выходцев из Индии, проживающих в Англии, более чем в два раза выше соответствующего показателя для коренного населения. Это означает, что доля родившихся на территории европейских стран детей мигрантов значительно выше доли последних в населении принимающих стран. Особую проблему создают смешанные браки и связанные с ними вопросы гражданства.

Именно с этим связаны наблюдающиеся сегодня стихийные вспышки ненависти к "цветным" переселенцам, темпы ассимиляции которых отстают от темпов нарастания иммиграционных волн. Речь, прежде всего идет о таких этноменьшинствах, хак арабы, индо-пажистанцы, турки, уроженцы стран Африки и Карибского бассейна. Начало 90-х годов дает много примеров конфликтных ситуаций между националистически настроенными молодыми людьми ФРГ, Великобритании и других западноевропейских государств и "цветными" иммигрантами, что безусловно подтверждает наш тезис о теснейшей связи современной демографической ситуации в Европе с проблемой дестабилизации межэтнических отношений.

Наблюдаемая сегодня естественная убыль населения России неминуемо приведет к общему его старению, что, в свою очередь, внесет элементы напряженности на рынок труда. Имеется немало фактов, когда костяк трудовых коллективов на предприятиях формируется из переселенцев, представителей "дальних этносов". Лишь в течении 1993 -1994

годов несколько сот тысяч китайцев," фактически полулегально обосновались на территории Дальнего Востока. Некоторые из них привезли с собой семьи. Это явление взбудоражило русскоязычное население, что чревато в будущем межэтническими осложнениями.

Итак, в числе факторов, усиливающих дестабилизацию межэтнических отношений, процесс "старения" отдельных наций - один из наиболее "географичных". Своевременный прогноз развития демографической ситуации по отдельным странам и регионам, выполненный геодемрграфами, способен, во-первых, помочь научнообоснованной ориентации демографической политики правительства на перспективу; а во-вторых, оптимизировать направления иммиграционных волн рабочей силы.

6. В географическом отношении наиболее очевидна важная роль экологического фактора в возникновении межнациональных распрей. В международно-межнациональном плане - это: трансграничные перемещения атмосферных и речных загрязнений, пересекающих границы нескольких государств; опустынивание земель по вине конкретной страны, но не знающее государственных границ; загрязнение и отравление ландшафтов одних государств от источников расположенных на территории других стран и т.д. Во внутригосударственном-межэтническом отношении - это борьба за источники пресной воды, пастбищные и лесные угодья, месторождения минерального сырья и т.п.

Роль экологического фактора в эскалации межэтнических распрей наиболее четко прослеживается на примере полиэтнических обществ, в частности в тропической Африке, где подобные конфликты носят не международный, а внутригосударственный, межэтнический характер. Здесь жизненный уклад и жизнеустройство этносов подчас полностью строится вокруг какого-либо элемента природной среды.

Нетрудно установить определенную связь между экологическими

проблемами и возникновением этнических конфликтов на территории бывшего СССР. Яркие примеры - межэтнические столкновения в Фергане и Сумгаите на рубеже 80 - 90 гг. Однако наиболее серьёзная предконфликтная природно-экологическая ситуация складывается в среднеазиатском регионе, где крупнейшие речные артерии - Амударья и Сырдарья - издавна служили общими источниками водных ресурсов. Известно, что сначала 60-х годов, в связи с быстрым ростом орошаемых площадей и водозаборов, приток речной воды в Аральское море стал резко сокращаться, а к середине 80-х годов воды Амударьи и Сырдарьи стали совсем не доходить до моря. Арал стал высыхать и распадаться на группу горько-соленых озер, с площадью во много раз меньшей, чем у первоначального моря.

7. Среди причин, порождающих вспышки этнонационалнзма в пределах бывшего СССР, наиболее важными являются реализация принципа тождественности государственных и национальных границ и экономическая борьба (часто с криминальным "оттенком"^.

Существовавшие до распада СССР его внутренние границы являлись, по сути, административными и не имели особого политического значения. Поднятие же их статуса до межгосударственного уровня выявило в себе колоссальную угрозу территориальной целостности для некоторых вновь образованных государств. Многие из этих границ отдельными этносами не воспринимаются как законные, что представляет собой серьёзный вызов отношениям между государствами. Официальное признание существующих границ и территориальной целостности - стало единственным прагматическим решением для постсоветских государств, хотя такое признание не предотвратило открытых конфликтов, приобретших ярко выраженную этническую окраску. Типичными примерами подобных столкновений могут служить военные действия в Нагорном Карабахе, Южной Осетии, Абхазии и Приднестровье.

В геополитическом плане наиболее нестабильным районом Российской Федерации остаётся Северный Кавказ, т.к. именно здесь подвергается угрозе территориальная целостность страны. Статистика свидетельствует, что на Северном Кавказе границы политико-адмннистративных единиц перекраивались столь часто, что лишь немногим более половины территории автономий никогда не меняли свою административную принадлежность. Так, за годы советской власти, здесь было предпринято 38 национально-государственных "перекроек", которые не только не приблизили решение территориально-этнических проблем, но и в конец их запутали. Понятно, в районах с этнической чересполосицей такие проблемы всегда решать нелегко. Напомним, что в пределах бывшего советского Кавказа соседствовали 4 союзные республики, 7 автономных и 4 автономных области. Только здесь существовали ввтономии-"коммуналки", объединявшие под одной крышей два народа (в Дагестане - более 30). Но еще более взрывоопасно существование одних и Тех же народов в разных государствах (армян, осетин и др.), особенно когда речь идет о земельных спорах. Отсутствие долгосрочной концепции развития межнациональных отношений, постоянное грубое попрание; прав хоренных народов лишь усугубляло этнодинамическую ситуацию в этом регионе России.

Тенденции к расколу на Кавказе исходят не только от Чечни, но и от влиятельной Конфедерации горских народов Кавказа (основанной в 1990 году и претендующей представлять все основные этнические группы в регионе). Местный этнический экстремизм чреват ухудшением российско-грузинских (из-за Абхазии), российско-азербайджанских (из-за Нагорного Карабаха и усиления приграничной активности лезгин) и российско-армянских (из-за Нагорного Карабаха) отношений.

8. Серьёзные вызовы национальной безопасности России исходят из районов, гае этническая чересполосица наслаивается на религиозно-

возрожденческие движения, в частности в зонах традиционного влияния

ислама. Исламские политические лидеры активизируют сегодня свое воздействие на мусульманское население Российской Федерации с целью усиления регионального политического влияния ислама как противовеса Москве. "Исламский фактор" может внести сложности в отношения с Ираном, Турцией, Пакистаном, Афганистаном, а также Китаем, в котором имеются районы компактного проживания мусульманского населения (основной из них - Синьцзян-Унгурскнй автономный округ,

населенный тюркоязычными мусульманами).

Область гюрко-исламского влияния обычно идентифицируется со Средней Азией и Казахстаном. В политическом плане господствующими тенденциями здесь выступают, с одной стороны, традиционное влияние России, с другой - влияние Турции и тюркского мира (охватывающего обширную геополитическую зону вдоль южных границ бывшего СССР - от Балкан до западной части Китая), с третьей - традиционная роль ислама как мировоззрения и уклада подавляющей части населения региона. Некоторые из этих тенденций выступают в явной форме, другие в скрытой, неявной, однако ясно, что в ближне- и среднесрочном плане роль рассматриваемого района в новом балансе сил на территории бывшего СССР значительно возрастёт. Как известно, Средняя Азия (Казахстан гораздо в меньшей мере) традиционно являлась регионом со своеобразной демографической ситуацией, сложной социально-экономической обстановкой и острыми межнациональными отношениями.

9. Из всех государств, образовавшихся на месте бывшего СССР, Россия остается наиболее уязвимой в отношении опасности возникновения этнических конфликтов. Имеются в виду не только масштабы территории и пестрота этнического состава. Сегодня Россия, кроме областей, включает 21 автономную республику, 1 автономную область и 10 автономных округов (из числа автономных республик 16 относятся к советской эпохе; I республика - Ингушетия - была "восстановлена" решением российского

парламента, 4 республики образовались из бывших автономных областей). Подобное "лоскутное одеяло" из федеральных единиц с разными правами и обязанностями, по мнению автора, будет постоянным источником сепаратистских движений. России нужна радикальная политико-административная реформа.

Автор полагает, что новая федеральная конституция должна содержать следующие принципы: запрет на выход из федерации: запрет на одностороннее изменение статуса субъектом в состаде федерации, так как это затрагивает интересы других субъектов и федерации в целом: исключение превращения административных границ регионов в государственные, недопустимость установление дюбых барьеров для свободного перемещения людей.товаров. капитала и информации по всей территории Федерации: верховенство федерального закона в том случае, когда местное законодательство ему противоречит: недопустимость недемократических форм власти, обязательное разделение властей. многопартийность и т.д.

Реализация новых принципов федерального устройства России никоим образом не ущемляет интересов этноменьшинств. Напротив, учет национальных особенностей и традиций населения конкретной территории позволит сделать федеральную политику более гибкой. В первую очередь это касается коренных народов Крайнего Севера, проживающих в экстремальных природных условиях и не выдерживающих "испытания рынком". При этом речь должна идти не о закреплении особенного государственного статуса за тем млн иным регионом на основании его этнической специфики (это чревато нарушениями гражданских прав как всего населения страны, так и самой этнической группы), в о выработке, может быть, льготной системы налогообложения, о государственных латациях и т.д. Это принципиально иной подход, основанный на идеалах гражданского общества и не признающий этнические различия в качестве

основания для местного суверенитета. Основное содержание диссертации отражено ■ следующих публикациях:

1. Столицы меняют адреса II География в школе, № 1, 1992. (0,3 а.л.).

2. Ассимиляция и депопуляция этноменьшииств как фактор межэтнической напряженности. IIВ сб. "География н геоэкология" (материалы "Герценовских чтений"). Деп. N1 2729-1394 (28.11.1994). (0,2 а.л.).

3. Старение европейсхих наций и проблема дестабилизации межэтнических отношений. IIВ сб. "География и геоэкология" (материалы Терценоаских чтений"). Деп. № 279-В94 (28.11.1994). (0,2 а.л.).

4. Экологическая составляющая депопуляции этноменьшииств Российского Севера //Экологическая безопасность и социально-экономическое развитие регионов России. Саранск, 1994. (0,2 а.л.).

/соавт. - П.Г. СутягинУ.

5. Этноэкологический фактор социально-экономического развития регионов России И Экологическая безопасность и социально* экономическое развитие регионов России. Саранск, 1994. (0,2 а.л.). /соавт. - О.В. Соколов/.

6. Географические подходы х исследованию этнических кризисов // Известия РГО, Том № 127, Вып. 1,1995. (0,5 а.л.).

/соавт. - Ю.Н. Гладкий /.

Введение……………………………………………………………………………3 1.Глобальные проблемы человечества.………………………………………...5 1.1. Понятие глобализации и глобальных проблем………………………………5 1.2. Классификация глобальных проблем человечества…………………………7 2. Описание глобального этнического кризиса……………………………….8 2.1. Определение глобального этнического кризиса…………………………......8 2.2. Факторы глобального этнического кризиса………………………………….9 2.3. Россия и глобальный этнический кризис……………………………………13 3. Пути урегулирования глобального этнического кризиса……..................14 3.1.Стратегия устойчивого развития……………………………………………..14 3.2. Подходы к стратегии устойчивого развития………………………………..15 Заключение………………………………………………………………………..20 Список используемых источников……………………………………………….22 Приложение№1 Приложение№2

Введение

Растущая экономическая и технологическая взаимозависимость государств, ускорение процессов интернационализации социальной жизни, политики, культуры делают современный мир целостным и в определенном смысле неделимым. В современную эпоху происходит глобализация проблем человечества. Их актуальность связана с целым рядом факторов: ускорение процессов общественного развития; увеличение антропогенного воздействия на природу; обнаружение исчерпаемости природных ресурсов; предельное обострение задачи выживания человечества; всепроникающее воздействие современных технических средств и средств массовой информации и т.д. Возникает необходимость к осознанию жизненной необходимости гармонизации связей и отношений человека, техники и природы. В связи с этим особое значение приобретает осмысление глобальных проблем современности, их причин, взаимосвязи, путей их решения. Особого внимания требует проблема возникновения глобального этнического кризиса. В масштабе всего человечества национальный вопрос встает в противоборстве двух общих тенденций: 1) движения наций к самоопределению и независимости и 2) стремления к образованию крупных полиэтнических общностей, к формированию мощных супернаций, где органично были бы соединены этносы, различные традиции и культуры. Таким образом, целью работы является изучение глобального этнического кризиса. Объект исследования – глобальные проблемы человечества, их взаимосвязь и причины возникновения. Предмет исследования – глобальный этнический кризис. Исходя из цели исследования, мы можем сформулировать следующие задачи: 1. Осуществить теоретический анализ источников по выбранной теме; 2. Проследить взаимосвязь всех глобальных проблем человечества; 3. Сформулировать понятие о глобальном этническом кризисе; 4. Определить признаки глобального этнического кризиса; 5. Изучить причины возникновения проблемы; 6. Оценить степень влияния глобального этнического кризиса на современный мир; 7. Предложить способы решения проблемы. В данной работе мы предлагаем выявить влияние глобальных проблем на формирование глобального этнического кризиса и показать его обобщенную, целостную и системную структуру. В этом – новизна нашей работы. Методы исследования - изучение литературных источников и анализ графического материала. Практическая значимость исследования состоит в возможности использования полученных результатов в разработке семинаров, посвященных глобальным проблемам человечества. Курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка используемых источников и двух приложений.

Заключение

В условиях быстроменяющегося мира первостепенное значение приобретает решение глобальных проблем человечества и, как следствие, преодоление глобального этнического кризиса. С полной уверенностью можно утверждать о том, что с улучшением экологической обстановки, повышением уровня жизни и качества образования, внедрением новейших технологий во все процессы жизнедеятельности человечества, предотвращением войн и остановкой ныне существующих вооруженных конфликтов население Земли станет гораздо ближе к выходу из глобального этнического кризиса. Естественно, это очень длительный и чрезвычайно кропотливый процесс, в который должны быть вовлечены в равной мере все страны и государства нашей планеты, поскольку только объединив усилия каждой нации в отдельности, можно решить глобальные проблемы в целом. Ни одна, даже самая развитая страна мира, не в состоянии в одиночку решить хотя бы одну проблему, которая так или иначе затрагивает будущее существование всего населения нашей планеты. Понимание причин возникновения глобальных проблем, их структуры и индивидуальных особенностей, и самое главное, путей решения – пожалуй, единственный ключ к успеху, который будет заключаться в гармонизации взаимоотношений человеческого общества и окружающей среды, преодолением экономического и социального неравенства между высокоразвитыми странами и отстающими по ряду социально-экономических показателей странами. Хотелось бы добавить то, что ориентируясь на преодоление глобального этнического кризиса, население каждой страны земного шара в погоне за достижением всеобщей цели, не должно забывать о своей, подчас самобытной и неповторимой, культуре, заключающейся в уникальнейших особенностях быта, образа жизни, фольклора и народных искусств, гармоничная совокупность которых придает особенный облик данному этносу на карте населения мира. Только так – будучи вовлеченным в общемировой процесс интегрированного решения глобальных проблем и, в то же время, не забывающего о сохранении своих исторических особенностей, накопленных за многовековую, а то и тысячелетнюю историю, государство будет способно полноценно развиваться и соответствовать всем нормам и требованиям, которые выдвигает современный мир по отношению ко всем странам без исключения.

Список литературы

1. Бгажников Б. Х. Адыгская культура. Этнический кризис. География и природные ресурсы./ Институт географии им. В.Б. Сачавы.- Иркутск.- 1998.-с.158-173. 2. Глобальная география: Учебное пособие./Ю. Н. Гладкий, С. Б. Лавров.- М.: «Дрофа», 2009.-320с. 3. Грицанов А.А. Новейший философский словарь.- М.:1999.- 944с. 4. Земля и человечество. Глобальные проблемы. Серия «Страны и народы». - М.: «Мысль», 1985.- 260с. 5. Красин Л.П. Толковый словарь иноязычных слов. – М.: Эксмо, 2008.- 944с. 6. Максаковский В.П. Географическая картина мира.- М.: Дрофа, 2008.- Книга 1.-495с.