Майское дерево в русской традиции. Майское дерево

Ольга Борн
(Германия, Мюнхен)

Майское дерево

Предыдущий рассказ этой серии:

Вот и наступил май! В альпийской части Баварии 1 мая – это время возведения майского дерева (Maibaum) и начала народных гуляний с музыкой, танцами и, конечно же, знаменитыми баварскими сосисками и пивом.

Издавна в начале мая стада выводили на летние пастбища и отмечали приход настоящего тепла и символичное начало лета. В языческих календарях, основанных на солнечных и лунных циклах, майские празднества знаменовали середину отрезка между весенним равноденствием (21 марта) и летним солнцестоянием (21 июня).

Майское дерево – символ жизни, пробуждения природы, воплощение силы роста, плодородия и здоровья. Оно представляет собой шест с венком на верхушке, украшенный разноцветными лентами, гирляндами, фруктами, "золотыми" орехами, цеховыми гербами и символами – сапожников, мясников, стрелков, пожарных. Венок и набор гербов различаются в зависимости от местности. Дерево устанавливают 1 мая на центральном месте в деревне. Как правило, в баварских деревнях майское дерево получает "временную прописку" сроком примерно на 5 лет, потом его убирают, распиливают и устанавливают новое. Ствол дерева (обычно это ель или пихта высотой 25-30 м) по традиции жертвует крестьянская семья из числа жителей деревни, их фамилия обязательно указывается на прикреплённой к стволу табличке.

Ствол майского дерева обвит лентой или окрашен спиральной полосой. При этом направление спирали установлено совершенно чётко – снизу вверх слева направо. В баварских деревнях майское дерево имеет бело-голубую расцветку, соответствующую национальным цветам Баварии.

Однако в некоторых деревнях ствол дерева неокрашен, хотя такое встречается гораздо реже. В этом году мне довелось побывать на возведении неокрашенного майского дерева в совсем маленькой альпийской деревушке. Именно в таких местечках особенно тщательно хранят национальные традиции, любое мероприятие состоится не для показухи и туристов, а самих жителей деревни, всё происходит совсем по-домашнему, без лишнего пафоса.

С установлением майского дерева у баварцев связано много традиций. Прежде всего, ствол дерева должен быть доставлен к месту возведения на телеге по центральной улице деревни. Эта процессия сопровождается духовым оркестром и множеством зрителей.

В давние времена считалось, что пропажа дерева может навлечь на деревню разные беды и лишиться его раньше времени – позор, поэтому подготовленный для установки ствол дерева нужно охранять. Однако по другой народной традиции, сохранившейся и по сей день, ствол майского дерева следует непременно выкрасть в ночь перед его возведением. Таким "воровством" занимаются жители соседних деревень. Похищение происходит тоже по определённым правилам. На следующий день похищенное майское дерево выкупают за несколько бочек пива, которое пострадавшие владельцы дерева и его похитители дружно выпивают вместе.

Процесс установки длится неск��лько часов – с чувством, с толком, с расстановкой. Самую тяжёлую работу выполняют мужчины помоложе и покрепче. Те, что постарше и поопытнее, участвуют пассивно – дают советы, причём очень громко и на местном, только им понятном диалекте. Сначала ствол осторожно снимают с телеги, прикрепляют гербы, символы, таблички. Чаще всего ствол майского дерева устанавливают вручную с помощью парно связанных шестов, но если дерево слишком большое и тяжёлое, то без подъёмного крана не обойтись. Основание ствола при этом вставляется в стальной забетонированный каркас и тщательно укрепляется.

Пока идёт установка майского дерева, вокруг устраиваются деревенские гуляния. Больше всего мне нравится наблюдать за местной ребятнёй – маленькие баварцы принимают самое активное участие в мероприятии, суетятся вместе со взрослыми, помогают в украшении ствола и его установке, собирают посуду и мусор, протирают столы.

А как танцуют! По традиции открывает танцевальную программу самая младшая группа – маленькие, неуклюжие, не всегда попадающие в такт, иногда наступающие друг другу на ноги, но срывающие самые бурные аплодисменты. Совсем крохи года по 2-3 наблюдают за происходящим, сидя на лужайке и открыв рты, а самые смелые в промежутках между танцами наровят выбежать на сцену и тоже попробовать отбивать Plattler.

Символизирует мировую ось, вокруг которой вращается вселенная. Дерево без листьев, символизирующих изменение, становится неизменяемой осью, или центром. Столб имеет фаллическую символику, а диск, расположенный на верхушке столба, - женскую. Соединенные вместе, они олицетворяют плодородие. Семь ленточек - это цвета радуги. Кроме того, столб олицетворяет число 10, причем столб символизирует единицу, а ноль символизируется диском и хороводом, который исполняется вокруг майского дерева. Первоначально подобную роль играла священная сосна Аттиса, которую носили на праздничных шествиях или возили в колеснице к храму Кибелы и ставили там для совершения обрядов. В ходе процессии мужчины, женщины и дети сопровождали ее и танцевали вокруг. Позднее этот обычай появляется в римских хилариях, или праздниках весны, и в празднованиях Дня Майской Королевы и Зеленого Человека. Предполагается, что ленты на майском дереве соотносятся с полосками из шерсти, которыми обвешивалась сосна, посвященная Аттису. Обряд в целом символизирует обновление жизни, сексуальное соединение, воскресение и весну.

  • - растение с многолетним, в разл. степени одревесневающим, разветвлённым или неветвяшимся главным стеблем - стволом, сохраняющимся в течение всей жизни растения, и кроной...

    Биологический энциклопедический словарь

  • - жизненная форма растений, отличающаяся многолетними одревесневшими стеблями и корнями. У Д. хорошо выражена главная скелетная ось – ствол, сохраняющийся до конца его жизни...

    Анатомия и морфология растений

  • - многолетнее р-ние с одревесневшим гл. стеблем, сохраняющимся в течение всей его жизни, и ветвями, образующими крону. Выс. от 2 до 100 м, изредка больше...

    Естествознание. Энциклопедический словарь

  • - Легкое сладкое белое вино, ароматизированное специальным цветком, называющимся Вальдмейстер. Обычно производится и выпускается на рынок весной...

    Кулинарный словарь

  • - 1) благодаря удачному геогр. положению Палестины там растут почти все виды Д., обычно встречающиеся в областях с умеренным и жарким климатом...

    Библейская энциклопедия Брокгауза

  • - Символизирует полную проявленность; синтез неба, земли и воды; динамичную жизнь как противопоставление статичности камня; одновременно axis и imago mundi...

    Словарь символов

  • - крупное многолетнее растение с одним сильно развитым одревесневшим главным стеблем и более мелкими ветвями. Ствол ежегодно увеличивается в диаметре; листья могут быть либо ВЕЧНОЗЕЛЕНЫМИ, либо ОПАДАЮЩИМИ...

    Научно-технический энциклопедический словарь

  • - фундаментальный культурный символ, репрезентирующий вертикальную модель мира, семантически фундированную идеей бинарных оппозиций...

    История философии

  • - многолетнее растение с одревесневающим прямостоячим главным стеблем - стволом. Более детальное или четкое определение этой "жизненной форме" дать трудно из-за разнообразия размеров и внешнего вида растений,...

    Энциклопедия Кольера

  • - на С -В Сибири; Хабаровский край. Название по расположению в басе, реки Мая и ее притока Юдома...

    Географическая энциклопедия

  • - мачта на судне...

    Морской словарь

  • - Якутской области и округа, по pp. Мае и Алдану и их притокам. Тунгусы распадаются на кочующих и бродячих; первые составляют 6 родов, вторые - 4...

    Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона

  • - Манское белогорье, горный хребет в западной части Восточного Саяна в Красноярском крае РСФСР. Длина около 250 км. Высота до 1732 м. Преобладает среднегорный рельеф...

    Большая Советская энциклопедия

  • - на северо-востоке Сибири, в Якутии и Хабаровском кр., в бассейне р. Мая и ее притока Юдомы. Высота до 2213 м. На склонах - редкостойная лиственничная тайга...

    Большой энциклопедический словарь

  • - См....
  • - См. ЗДОРОВЬЕ -...

    В.И. Даль. Пословицы русского народа

"Майское Дерево" в книгах

МАЙСКОЕ ИНТЕРМЕЦЦО 1943 ГОДА

Из книги Репортаж с петлей на шее автора Фучик Юлиус

МАЙСКОЕ ИНТЕРМЕЦЦО 1943 ГОДА Сегодня Первое мая 1943 года. И дежурит тот, при ком можно писать. Счастье! Какое счастье быть в этот день снова хотя бы на минуту коммунистическим журналистом и писать о майском смотре боевых сил нового мира! Не жди рассказа о развевающихся

Майское маянье

Из книги Книга 3. Между двух революций автора Белый Андрей

Майское маянье Письмо от Щ.: не сметь приезжать;74 во имя данного Щ. обещанья, - спешу с отъездом; письмо от Блока: вежливо изложенная неохота со мной увидеться: он держит экзамены;75 всю зиму звал! Еду к Щ., - не к нему; а ему прибавится один только лишний экзамен: короткий

Дерево будущей реальности и дерево перехода

Из книги Теория ограничений Голдратта. Системный подход к непрерывному совершенствованию автора Детмер Уильям

Дерево будущей реальности и дерево перехода Как вы помните, нестандартная идея может выражаться как описанием неких желаемых условий, так и конкретным руководством к действию. ДБР по своей сути – это лаборатория, в которой мы испытываем эффективность своих идей. Это

МАЙСКОЕ ВОССТАНИЕ 1849 ГОДА

Из книги Том 21 автора Энгельс Фридрих

МАЙСКОЕ ВОССТАНИЕ 1849 ГОДА Восстание в мае 1849 г., охватившее рейнские области и юг Германии, было вызвано отказом большей части правительств малых государств признать конституцию, принятую Национальным собранием во Франкфурте. Это Собрание никогда не располагало

«Птица выбирает дерево. Как же дерево может выбирать птицу?», или искусство управления государством

Из книги Большая книга восточной мудрости автора Евтихов Олег Владимирович

«Птица выбирает дерево. Как же дерево может выбирать птицу?», или искусство управления государством Учитель сказал:– При управлении государством, способным выставить тысячу колесниц, необходимы постоянное внимание к делам и искренность в отношении к людям,

Майское наступление 11-й армии

Из книги Демянское побоище. «Упущенный триумф Сталина» или «пиррова победа Гитлера»? автора Симаков Александр Петрович

Майское наступление 11-й армии 29 апреля генерал П.А. Курочкин доложил И.В. Сталину о своем решении, не дожидаясь полного сосредоточения частей 34, 53 и 1-й ударной армий, начать 2 мая наступление частями 11-й армии с ближайшей задачей уничтожения противника в районах Присморжье,

3. МАЙСКОЕ ВОССТАНИЕ

Из книги Закон свободы: Повесть о Джерарде Уинстэнли автора Павлова Татьяна Александровна

3. МАЙСКОЕ ВОССТАНИЕ Опасения генерала Фэрфакса оправдались. Месяца не прошло, как левеллерские полки подняли открытый мятеж. Не удовлетворенные тем, что страной правят офицеры, что новую конституцию после казни короля так никто и не собирается устанавливать, что

МАЙСКОЕ ДЕРЕВО НА ВИКТУАЛИЕНМАРКТ

Из книги Мюнхен: кирхи, пиво, заговоры и безумные короли автора Афанасьева Ольга Владимировна

МАЙСКОЕ ДЕРЕВО НА ВИКТУАЛИЕНМАРКТ Виктуалиенмаркт, 3Слово «Виктуалиенмаркт» происходит от латинского victus - продукт, запас. Сначала рынок назывался Грюнермаркт (зеленый рынок), а Виктуалиенмарктом он стал в XIX веке, когда в моду вошли латинские названия вместо

Майское белогорье

Из книги Большая Советская Энциклопедия (МА) автора БСЭ

Юдомо-Майское нагорье

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ЮД) автора БСЭ

Понятия «Дерево жизни» и «Дерево познания добра и зла» имеют символическое значение, или же речь действительно идёт о деревьях?

Из книги 1115 вопросов священнику автора раздел сайта ПравославиеRu

Понятия «Дерево жизни» и «Дерево познания добра и зла» имеют символическое значение, или же речь действительно идёт о деревьях? священник Афанасий Гумеров, насельник Сретенского монастыряБлаженный Августин пишет: «Само собой понятно, что следующие затем слова: И древо

Майское утро

Из книги Заповедники души автора Егорова Елена Николаевна

Майское утро Майским утром лучезарным Блещет влагою янтарной На листве берёз роса, Голубеют небеса, Тает лунный серпик тощий. У пруда в заветной роще Дружно птичьи голоса Чистой трелью, звонкой песней Прославляют май чудесный, Свежесть утренних ветров И надежд

118. МАЙСКОЕ ДЕРЕВО

Из книги Очерки сравнительного религиоведения автора Элиаде Мирча

118. МАЙСКОЕ ДЕРЕВО Как мы видели, деревья и вообще растения всегда воплощают неисчерпаемость жизни - что в первобытной онтологии соответствует абсолютной реальности, «священному». Космос символизируется деревом; божество проявляется в форме дерева; плодородие,

9. И произрастил Господь Бог из земли всякое дерево, приятное на вид и хорошее для пищи, и дерево жизни посреди рая, и дерево познания добра и зла

Из книги Толковая Библия. Том 1 автора Лопухин Александр

9. И произрастил Господь Бог из земли всякое дерево, приятное на вид и хорошее для пищи, и дерево жизни посреди рая, и дерево познания добра и зла "и дерево жизни, посреди рая..." Посреди всех райских деревьев, услаждавших взор и питавших тело человека, стояло одно, обладавшее

Майское утро Группа, миньет

Из книги Эротические рассказы Рунета - Том 1 автора

Майское утро Группа, миньет Автор: неизвестенНа дворе стоял месяц Май. Моя жизнь превратилась в постоянную жажду. Последние несколько недель жажда сексуальных приключений больше походила на наркотическую зависимость. Порой казалось, что я просто схожу с ума - так сильно

Собравшись все вместе, жители деревни пошли в лес за Майским деревом. Выбрали подходящее, срубили и потащили с прибаутками и песнями на луг посередине деревни. Мужчины укрепили его, счистили нижние ветки, оставив только верхушку, и предоставили украшать его девушкам. В ход пошли ленты, цветы, и вскоре Майское дерево расцвело во всей своей красе. Пляски под ним начнутся к вечеру, а перед этим выберут Королеву Мая.


Народ шел сплошным потоком, из колонны смешавшись уже в веселую толпу, подхватывая песни, размахивая березовыми ветвями, старательно украшенными цветами и бантами с развевающимися концами. Нежные листочки только что распустившейся березы придавали празднику запах и цвет весны, красные банты и ленты рождали у народа радость, энтузиазм и веселье.

Почти четыреста лет и тысячи километров разделяют эти два праздника. Одинакова лишь его дата: 1 мая. Первый проходил в Англии и описан в 1583 году пуританским писателем Филиппом Стабсом в книге «Анатомия злоупотреблений» как пример языческого и богопротивного действа. Второй праздник – мое детское воспоминание Первомайской демонстрации. Тоже своего рода «анатомия злоупотреблений»? Но факт тот, что у меня, как и у многих других, Первомай ассоциируется именно с зелеными ветками распустившейся березы, украшенными цветами и кумачовыми лентами. Впереди колонны - флаги и транспаранты, а позади мы все с ветками березы, цветами, шарами.

...а еще – воспоминание из раннего детства: хоровод детишек в детском саду, старательн о поющий:

Некому березу заломати,

Некому кудряву заломати...

Значит, некому наломать ветвей распустившейся березы, чтобы отметить Майский праздник. Эта песня – «Во поле береза стояла» - фольклорный памятник древнему обряду.


Древний обряд – магический обряд. Магические числа, магические праздники... Некоторые почти забыты, некоторые становятся всенародными, пышно справляются и почти потеряли свое магическое значение, как Самхейн, который в Америке превратился в шутовской Хэллоуин. Вообще-то колонисты привезли в Америку европейские традиции, а вместе с ними и некоторые обряды старой веры. Но там это не прижилось кроме карнавала Хэллоуина. В Европе старые традиции умирают медленно, а порой сохраняются в мелочах, когда уже никто и не помнит, откуда что пошло, что это значило раньше. У нас ведь тоже такое происходит. Взять, например, песню про березу, которая жива до сих пор. А наша страсть зажигать летом после заката костры? И всегда найдутся смельчаки, рискнувшие через него перепрыгнуть.



Те, кто попытается разыскать древние корни магических обрядов, обязательно выяснят, что 5-6 тысяч лет назад верования и обряды древних славян через степи Причерноморья попали на благодатную почву средиземноморского побережья Ближнего Востока, острова Эллады, захватили народы Южной Европы, стали основой кельтского мифотворчества, продвигаясь уже с юга на север и охватывая всю Европу, замыкая круг. Это похоже на общий котел, в котором сплавились представления древних народов об окружающем мире. Поэтому древние верования и обряды в разных странах так похожи. (Ниже - "Майское дерево на ярмарке" Франсиско Гойи)



Отмечались издревле как праздники дни равноденствия: весеннего (21 марта), летнего (22июня – летнее солнцестояние, знаменитый Иванов день), осеннего (21 сентября) и зимнего (22 декабря). Это подтверждает точность и высокое искусство древних астрономических наблюдений. Но были еще четыре дня в году, которые чтили даже больше. Это дни, когда энергия циклических процессов Земли, меняющих направление в дни равноденствия, набирают мощь, как Луна из тонкого серпика приобретает к середине лунного месяца вид полной, круглой, яркой небесной лампады. Эти дни были в старину днями магии, днями Силы и имели каждый свое имя. 2 февраля чтили Имболг, в ночь с 30 апреля на 1 мая наступал Белтейн или Праздник Костров, 31 июля праздновали Ламмас, или Праздник урожая, а 31 октября приходил черед Самхейну, тому самому Дню Всех Святых.

В те времена, когда закладывалась эта традиция, важнейшим было всеми способами – трудом и заклинаниями – получить от природы еще один шанс на выживание, возможность пережить еще одну зиму. А основой благосостояния была щедрость природы, дающей пищу. Главными праздниками были весенний праздник Костров Белтейн и праздник Урожая Ламмас. Весной просили милости у природы и в конце лета получали воздаяние. Насколько древним был Белтейн ясно из того, что символом его было дерево, то есть сама Природа, наделяющая пищей. Поклонение сельскохозяйственным символам (снопу, зерну) пришло позже. Белтейн отмечался как приход весны, пробуждение и расцвет природы, дающей хлеб насущный. Трудно описать это лучше, чем описал Островский в «Снегурочке». Это тот праздник, что отмечали по всей территории Европы, и который считается почему-то истинно кельтским, как будто не было у нас в Древней Руси обычаев зажигать в ночь на 1 мая костры как символ Солнца, побеждающего зимнюю тьму. Обычай прыгать через костер тоже нам знаком. Это не просто удаль. Это очищение от зимней скверны и возможность получить энергию возрожденной Природы. Ее чтили в образе Майского дерева, пережившего зиму и распустившего первые нежные листочки.

Майское дерево в Оксфордшире. Англия

Майское дерево и праздник вокруг него подробно описаны. От упомянутого Филиппа Стабса до Дж. Дж. Фрэзера, который в своей знаменитой «Золотой ветви» провел анализ обычая отмечать Белтейн в разных странах во времена от древности до 19 века. В каждой стране считают, что Майское дерево – это их изобретение, но факт тот, что от Франции до Швеции, от России до Шотландии и Ирландии весенние праздники с деревьями, березовыми ветками, первыми цветами, плясками и прыжками через костер сохраняют свою притягательную силу, хотя их магическое значение утрачено. В чем же заключалась магия?

Вспомните кадры весеннего языческого праздненства из фильма Тарковского «Андрей Рублев». Все там пронизано магической тайной: звуки леса, тихий шепот и женский смех, журчание воды и шелест листвы. Столкновение первобытной, языческой жизни, слившейся с природой и любовью, – и религиозного аскетизма; столкновение, приводящее в смятение, настолько несовместимы они друг с другом. Пуританин Стабс в шок не приходит, он полон религиозного негодования: «В майский праздник...все молодые люди, девушки, пожилые люди и их жены отправляются ночью в леса, рощи,.. где всю ночь проводят в приятных забавах. А утром они возвращаются, принося с собой для украшения своих сборищ березу и ветки деревьев. Тут нечему удивляться, потому что с ними пребывает и присматривает за их развлечениями и забавами великий правитель – это князь ада Сатана... Я слышал от людей весьма почтенных и заслуживающих доверия, что едва ли одна треть из ушедших...в лес девушек возвращалась домой столь же целомудренной.»

Так что же происходило в майскую ночь, таинство или блуд? Ну, если честно, то в 18-19 веках случался и блуд. Но истина в том, что происходит таинство. Каждый человек, пришедший в лес в ночь на 1 мая – это уже не простой человек, а символ природы, пробудившейся после зимнего сна, наполняющейся жизненными соками, готовой к цветению и плодоношению. Об этом и просили участники Белтейна: о возрождении и богатом урожае, что приносит с собой Любовь. Она рождается в магическом огне костра, в ритуальной пляске вокруг Майского дерева, в выборе Королевы Мая – самой красивой девушки, которую называют в некоторых местах Майской Розой. Королеву Мая торжественно выдавали замуж за Зеленого Человека или Лесного Человека, мужчину, с головы до ног обвязанного зелеными ветками. Инсценировка свадьбы была кульминацией игры и должна была дать толчок плодоносной природе. Вот в этом и заключалась магия. А главное – все участники сознавали свою значимость в возрождении души природы: они участвовали в таинстве, и оно приносило реальные плоды. Это как в поговорке: петух не пропоет – утро не наступит. Так и древние люди были уверены, что если не встретить как положено весну, то и урожая осеннего не дождешься!


А теперь о самом важном. Во времена, когда зарождался праздник Белтейн, культ Природы-кормилицы и поклонение Майскому дереву, единственным календарем был лунный. И Луна была главной в природе и жизни человека. Ведь так просто было выяснить, какой день месяца наступает: стоило посмотреть в ночное небо на луну, и сразу видно, в какое она находится фазе. Подозреваю, что несколько тысячелетий назад дни вообще не связывали с числами, поэтому Белтейн отмечали не с 30 апреля на 1 мая, а каждый год в полнолуние, которое приходится с разбросом с конца апреля до почти середины мая. Постепенно сформировалось привычное нам летоисчисление и все встало на свои места – по датам, но вошло в противоречие с лунным календарем, так что Белтейн не всегда празднуется в полнолуние. Но в те годы, когда нужные даты совпадают с полнолунием, праздник приобретает особо магическую силу. Если заглянуть в лунный календарь, то обнаружится, что в 2001 году, первом году тысячелетия, полнолуние наступило 7 мая, в 2002 году – 26 апреля, а в 2003 году Белтейн вообще пришелся на первый лень лунного месяца, и луны почти не было видно всю ночь. В 2004 году полнолуние было 3 мая, в 2005 году – 22 апреля, в 2006 году – аж 11 мая. И наконец, в 2007 году Белтейн приходится впервые в этом тысячелетии на полнолуние: 1 мая начинаются пятнадцатые лунные сутки. Самая магическая ночь, самый праздничный день.

Мой вам совет, если будете в этот день на природе – зажгите костер. А хватит смелости – прыгайте через него. Небось не растаете, как Снегурочка, а силы от огня, может, и наберетесь, огонь спалит все печали и болезни. И обязательно срежьте в лесу хоть одну березовую ветку, украсьте ее в память о тысячах поколений предков, которые так делали из года в год. Ну а уж спеть «Во поле береза стояла» - это на ваше усмотрение, это если музыкальный слух есть!


С давних времён дерево почиталось как символ полноты жизненных сил, как мост между мирами - подземным и небесным, как место пребывания лесных божеств, и обряды, связанные с поклонением деревьям, были широко распространены у всех народов мира. У некоторых они сохранились и доныне. Так, 1 мая (а иногда чуть позже - 9 мая, 6 июня) во многих странах Европы (Германия. Франция, Британия, Дания. Швеция и др.) отмечают Праздник майского дерева, который по традиции символизирует наступление лета. Восходит он к дохристианскому культу деревьев. В старину считалось, что этот праздник обеспечивает благоволение древесных духов и к общине, и к отдельным людям.

К 1 мая на площадях, перекрёстках, во дворах устанавливают майское дерево (чаще берёзу, ель. вяз, итальянский тополь, а в Каталонии, например, просто высокий гладкий шест). Очищенное от коры (чтобы под ней не прятались злые духи), только с зелёной макушкой, его украшают цветами и лентами. В давние времена дерево доставляли на место, не пользуясь телегой и лошадьми. Причём отдельные деревца (помимо предназначенных для всей общины) сельчане ставили перед домами наиболее уважаемых сограждан, а парни - под окнами любимых девушек, что обычно предшествовало сватовству. В старину вокруг майского дерева водили хороводы и пели особенные майские песни. Потом избирали «майскую королеву» из числа самых пригожих и благонравных девушек. На голову королеве надевали венок из цветов и зелени, пели в её честь песни. Она возглавляла весёлое шествие с зелёными ветками, а на деревенском праздничном обеде, который собирали в складчину, занимала почётное место. Трапезничать полагалось где-нибудь в роще или на цветущем лугу, а домой возвращаться в шляпах, убранных зелёными ветками. При этом сельчане возвещали всем встречным, что несут новое лето.

В Германии существовал такой обычай: 1 мая перед домом девушек, нелюбимых за что-то, втыкали в землю не деревце, а пучок хвороста либо ветки разных кустарников или деревьев. Причём девице сварливой полагался терновник, легкомысленной - вишня, ленивой — черёмуха, сплетнице - тополь.

В далёком прошлом майский праздник в Германии ознаменовывался ещё и тем, что в этот день гасили огонь во всех очагах и лампах и зажигали новый - непременно с помощью трения и с соблюдением определённых обрядов.
Под влиянием выходцев из Германии Праздник первого мая появился и з России. С середины XVII столетия, когда в Москве возникла Иноземная Немецкая) слобода, её жители 1 мая выходили гулять и пировать в Сокольническую рощу. Позже такие пикники нередко посещали Пётр I и его приближённые. Через какое-то время 1 мая в Сокольники начали съезжаться многие москвичи. И хотя они не ставили майские деревья, но с удовольствием валялись на травке, слушали Соловьёв, пили чай из самоваров и пели песни (1 мая г о старому стилю приходится на нынешнее 13-е число, когда уже достаточно тепло и распускаются листья). Вплоть до второй половины XIX в. первомайские гулянья в Сокольниках были только московской традицией. Вслед за Первопрестольной этот праздник стали отмечать и в других городах России.
С конца XIX в. под предлогом первомайских гуляний участники революционного движения проводили в рощах и лесах массовые митинги - маёвки, а затем и демонстрации. После того как в 1886 г. расстреляли первомайское шествие чикагских рабочих, Праздник первого мая окончательно обрёл политическую окраску и превратился в День международной солидарности трудящихся всех стран. Любопытно, однако, что в социалистической части Германии перед 1-м Мая улицы и дома продолжали украшать не только портретами вождей, флагами и транспарантами, но и зелёными ветками, а на площадях, как встарь, ставили майские деревья, убранные венками и лентами.

Каждый год в конце мая в Выборге проходит фестиваль фольк/этно музыки и средневековой культуры «Майское Дерево». Он посвящен приходу весны, символом которой и является украшенное майское дерево . Весь день и всю ночь в настоящем средневековом замке звучит музыка, идут танцы, конкурсы, турниры лучников, представление костюмов, показательные выступления танцевальных школ, представления по историческому фехтованию, мастер-классы по танцам, фаер-шоу, проходит средневековая «Ярмарка мастеров». Даже обычные посетители этого праздника стараются соответствовать эпохе — заранее готовят средневековые костюмы. Фото- и видеоотчет с этого мероприятия смотрите ниже.

Мероприятие интересное, насыщенное, потому фотографий получилось много, и фото костюмов и портреты посетителей фестиваля пришлось вынести в отдельную запись: Майское дерево 2014: лица и костюмы .

Празднование прихода весны есть в традициях всех северных народов. Во всех них, так или иначе, участвует «Майское Дерево». Символизирует Дерево мировую ось, вокруг которой вращается Вселенная. Вокруг этого дерева наши предки каждый год проводили обряды, краткий смысл которых — обновление жизни, воскресение природы и приход весны.

Фестиваль проходит в самом настоящем средневековом замке — Выборгский замок , который был основан еще в XIII веке. Это единственный в России полностью сохранившийся памятник западноевропейского средневекового военного зодчества.

В замке есть две основных площадки: нижний двор, который находится сразу после входа, и на котором расположена сцена, где и проходили основные выступления, и верхний двор, отданный под всякие развлечения.

Сцена расположена на нижнем дворе:

Но можно подняться на второй ярус

Поближе к Башне Святого Олава

И наблюдать за всем происходящим свысока

Но как тогда принимать участие в общем веселье? Например, водить хороводы

Играть в змейку

Или ручеёк

И вообще, отрываться по полной:

Вон какой слэм перед сценой устроили под Оркестр Тролля

При этом выбили из брусчатки столько пыли, что перед следующим выступлением пришлось поливать её водой.

Те, кто устал танцевать или слушать музыку стоя, сидели прямо на старинной брусчатке:

На верхнем дворе можно было поупражняться в стрельбе из лука или принять участие в нескольких мастер-классах

На нижнем дворе была развернута торговля всякими цацками. От металлических украшений и фенечек до ваз и тряпичных фигурок.

Везде продавалась медовуха. На всей территории фестиваля были запрещены крепкие спиртные напитки и продажа чего-либо веселящего, кроме медовухи, которой было аж 3 сорта: светлая, тёмная и красная, из гречишного мёда. Чёрная, на мой взгляд, тяжеловата. Да и красная слишком медово-ядрёная, хотя вкус насыщенный.

Кстати, слева перед бочками стою я в костюме монаха и с фотоаппаратом.

Полицейские, следящие за порядком на мероприятии, тоже были не прочь отведать бодрящего напитка.

Вообще, мне кажется, что командировать полицейских на такие мероприятия должны за какие-то особые заслуги, за которые мало дать обычную грамоту или даже орден 😉 Это же не работа, а одно удовольствие, причем не просто бесплатно (а входной билет стоил 700 р), а за зарплату! На фото очень колоритный нищий, про которого еще будет сказано во второй части , то ли погадал одному из полицейских, то ли одарил счастьем.

Кроме полицейских, за порядком на фестивале следили внутренние силы безопасности. Например, в лице имперского офицера. Император покровительствует «Майскому дереву»! Да пребудет с ним сила!

Правда и тут не обошлось без происков мятежников. Юный шотландский джедай совершает покушение на имперского офицера при исполнении. Ай-я-яй, и куда смотрят силы имперской безопасности?

Но мы забыли о музыкантах, все-таки «Майское дерево» — это, в первую очередь, музыкальный фестиваль

На празднике выступили лучшие музыкальные группы из Москвы, Санкт-Петербурга, Великого Новгорода, Пскова, исполняющие средневековую музыку, шотландский, ирландский, бретонский, русский, ингерманландский, балканский фолк в исконных и собственных аранжировках. Просто перечислю названия со ссылками на ВК, где можно оценить музыку каждой из групп:

Выступление Shedda

Безумно понравился кавер на Prodigy — Omen, здесь небольшой фрагмент на видео:

Собственно, я сейчас пишу эти строки а в наушниках играет именно он. Вот более полная версия для тех, кому тоже понравилось:

Ещё выступающие:

Отава Ё в своём узнаваемом прикиде с ушанками и в майках.

Оркестр тролля. Фрагмент песни «Мой ирландский сон»

С наступлением темноты включили освещение сцены

А на верхней площадке устроили красивое фаер-шоу

Причем ребята постарались на славу, огненное сопровождение было у нескольких групп, в течение длительного времени.

Ближе к концу выступали Icewind Tales (после долгого саундчека)

Как видите, жанры были представлены очень разные — от средневековой музыки в дневной программе, фолка и пивного панка до пауэр металла у Icewind Tales

Разумеется, мероприятие такого уровня не могло обойтись без внимания телевизионщиков.

Вот они берут интервью у организаторов фестиваля:

Над местом проведения фестиваля летал квадрокоптер с камерой

Причем с управляемой камерой и беспроводным каналом. Вот его команда из двух человек: один отвечает за полёт, второй — за камеру. Интересно было бы посмотреть видео, снятое с высоты на фестивале.

«Майское дерево» — яркое и замечательно событие, воспоминания о котором останутся в памяти еще надолго.

В качестве P.S.

Хотелось еще рассказать о многом, повествование получилось скомканным и не таким, как хотелось, но фотографии вылеживаются итак уже около месяца, их слишком много, да и особого вдохновения нет, уже ночь, пора заканчивать. Расскажу только о небольшом фрагменте — как мы добирались из Питера до Выборга и обратно. Как путные люди, мы снимали недорогую квартиру на северной окраине города, недалеко от вокзала и метро. Утром в субботу мы купили билеты на электричку и вышли на полупустую платформу вокзала. Там была только небольшая группа детей, собравшихся на экскурсию, несколько дачников и две пары велосипедистов. Утренняя электричка пришла вовремя, но, когда открылись двери, оттуда давлением вынесло несколько спин, и всё. Никогда не думал, что в столичном городе электричка может быть забита так, что туда в прямом смысле слова будет невозможно запихаться. Какие там велосипеды! Наивные двухколёсные наездники! Даже самый худой человек не смог бы протиснуться в эту спрессованную людскую массу. А ведь билеты, причем недешевые, уже куплены, и мы прошли через турникет. Потом подсчитали, что взять напрокат машину всей компанией и добраться на ней до Выборга вышло бы дешевле. В итоге дождались следующей электрички, идущей до Зеленогорска (а это даже не полпути), в которую с трудом запихались. В Зеленогорске пересели на другой поезд, и наконец-то добрались до Выборга.

Обратно тоже добирались с приключениями. В 3 часа ночи единственное заведение, которое работало в Выборге — это вокзал. До отправления первой электрички билетные кассы не работали, только билетные автоматы, которые почему-то не принимали крупные купюры. Но к тому времени все ноги были оттоптаны до самой жо, в общем, не шевелились вообще, да и стоило опереться на твердую поверхность, как мгновенно засыпали, чуть не упустив первую электричку. Но оно того стоило! Впечатлений от фестиваля хватит на несколько лет вперёд!