Профилактика сектантства среди молодежи. Профилактика сектантства в россии

Выходные данные сборника:

СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РАБОТА С СЕМЬЯМИ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ВОВЛЕЧЕНИЯ ДЕТЕЙ И МОЛОДЕЖИ В ДЕСТРУКТИВНЫЕ РЕЛИГИОЗНЫЕ СЕКТЫ

Мухина Татьяна Константиновна

канд. пед. наук, старший преподаватель кафедры социальной педагогики и психологии Гуманитарного института Владимирского государственного университета имени А.Г. и Н.Г. Столетовых, РФ, г. Владимир

SOCIAL PEDAGOGICAL WORK WITH FAMILIES CONCERNING PREVENTION OF CHILDREN AND YOUTH’S INVOLVING INTO DESTRUCTIVE RELIGIOUS SECTS

Tatyana Muhina

Candidate of Psychological Sciences, Senior Lecturer of Social Pedagogy and Psychology Chair, Humanities Institute of Vladimir State University named after Alexander and Nikolay Stoletovs, Russia, Vladimir

АННОТАЦИЯ

Причины вовлечения детей и молодежи в деструктивные религиозные секты разделяют на социальные, социально-психологические, педагогические и личностные. Первопричиной выступает десоциализирующее влияние семьи и утрата родительского авторитета. Обязательным условием антисектантского воспитания является повышение психолого-педагогической компетентности родителей в вопросах предупреждения вовлечения детей в секты. Применение различных форм работы позволяет углубить знания родителей о религиозном сектантстве и сформировать навыки конструктивного взаимодействия в семье.

ABSTRACT

The reasons of the children and youth’s involvement into the destructive religious sects are divided into social, socio-psychological, pedagogical and personal. The prime cause is decentralizing influence of the family and the loss of parental authority. The compulsory condition of anti-sectarian education is to improve the psycho-pedagogical competence of parents in preventing the involvement of children into the sects. The use of various forms of work allows deepening knowledge of parents about the religious sectarianism and developing skills of constructive interaction in the family.

Ключевые слова : причины вовлечения детей и молодежи в религиозные секты; семейное воспитание; семья группы риска; формы антисектантского воспитания.

Keywords: reasons of the children and youth"s involvement into sects; family education; at-risk family; forms of anti-sectarian education.

Отличительной особенностью современных нетрадиционных религиозных организаций являются не столько их качественные (специфика вероучения) и количественные показатели (количество последователей), сколько их деструктивное содержание и направленность .

Исследователи различных аспектов религиозного сектантства (Д.К. Росс, М.Д. Лангон, Д.М. Угринович, В. Батаев, А.М. Антонян, А.А. Скородумов и другие) не сходятся в едином мнении о причинах попадания в секты.

Предпринятая нами попытка объяснения данного явления позволила выделить три блока причин. Первый блок составляют такие социальные причины как социально-экономическая и политическая нестабильность, социальное неравенство, девальвация нравственных ценностей и норм поведения. Второй блок - это причины социально-психологического и педагогического характера (кризис государственных институтов воспитания, дисгармония внутрисемейных отношений, отрицательное влияние социума). Третий блок включает личностные причины (патохарактерологические особенности личности, деформация ценностных и смысложизненных ориентиров, некритичность мышления).

Популярность деструктивных религиозных организаций среди подрастающего поколения связана с социально-экономической нестабильностью и отсутствием перспектив, мировоззренческим кризисом и несостоятельностью семейного воспитания, которое выражается, прежде всего, в утрате родителями своего авторитета.

Одним из самых эффективных институтов в системе социального контроля деструктивной деятельности новых религиозных организаций выступает семья . Согласно декларации ООН (1981 г.) об устранении всех форм нетерпимости и дискриминации на основе религии и веры гласит: «Каждый ребенок должен пользоваться правом на доступ к образованию в области религии или веры в согласии с желаниями его родителей». Роль семьи обусловлена тем, что она является первым агентом социализации, средой, в которой формируются мировоззренческие установки молодого человека. От религиозного воспитания в семье зависит не только дальнейшее участие детей и молодежи в религиозной жизни, но и различных деструктивных религиозных организациях.

Современная семья, как институт социализации, претерпевает значительные изменения, но и сегодня воспитание ребенка зависит от семейных отношений, нравственной атмосферы, воздействий со стороны родителей, которые образуют комплекс условий формирования личности ребенка. В семье должна быть создана система воспитания, обеспечивающая сохранение и укрепление физического, психического и нравственного здоровья, при этом в своей деятельности родители должны руководствоваться нормами и ценностями, принятыми в обществе.

В целом каждая функционально несостоятельная семья, не справляющаяся с задачами воспитания, может характеризоваться сразу несколькими факторами риска, отрицательно сказывающимся на воспитании детей. Поэтому по характеру преобладающих, доминирующих неблагоприятных воздействий, оказываемых семьей как института социализации на личность ребенка, можно выделить семьи с так называемым прямым и косвенным десоциализирующим влиянием . В семьях с прямым десоциализирующим влиянием прямо демонстрируются образцы асоциального поведения и антиобщественной ориентации. Семьи с косвенным десоциализирующим влиянием ведут здоровый образ жизни и позитивно социально ориентированы, но в связи с различными социально-психологическими и психолого-педагогическими затруднениями внутреннего характера утратили свое влияние на детей, не способны выполнять социализирующие функции передачи социального опыта и воспитания детей.

На наш взгляд, именно нездоровая семейная обстановка, морально-бытовая запущенность и низкий уровень общей культуры в семье являются первопричиной ухода молодежи в религиозные секты.

Центральным психическим новообразованием подросткового и юношеского возраста является «чувство взрослости», что выражается в стремлении самоутверждения своей независимости и индивидуальности, самостоятельно выбирать референтную группу, в максимализме суждений. Сложный процесс формирования самосознания сопровождается с одной стороны, протестом против дидакта взрослых, пренебрежением к советам старших, а с другой стороны, повышенной внушаемостью и конформизмом. В результате этого возникает конфронтация между родителями и детьми, выходом из которой может быть создание молодежью собственного микросоциума, где актуализируются связи со сверстниками, либо поиск другого значимого взрослого. Зачастую родители не воспринимают своего повзрослевшего ребенка во всем многообразии его потребностей и возможностей, как самостоятельную, способную к социальной активности личность, тем самым, отчуждая его от общественно значимой и одобряемой деятельности. Неудовлетворенное стремление к решению конкретных социальных проблем приводит молодого человека к поиску альтернативных вариантов, которые могут противостоять социально одобряемой деятельности. Протест может выражаться в различных внешних формах (шокирующие прически и одежда, сленг и другие), а также в форме принадлежности к определенной группе (неформальные, фашистские, религиозные организации). Современные религиозные секты привлекательны для молодых людей, так как создают иллюзию понимания, принятия человека таким, какой он есть, семьи с сильным покровителем. Социальная инерция и апатия, неорганизованность свободного времени, воздействие более взрослых последователей религиозных сект, деиндивидуализация личности молодого человека, приводящая к конформизму, также способствуют вовлечению молодежи в деструктивные религиозные секты .

Проведенное нами исследование среди учащихся старших классов и первокурсников показало, что лишь 58 % респондентов воспитываются в полных семьях. Отвечая на вопрос «Являются ли для Вас родители авторитетами» 30 % указали «мать», 3 % - «отец», 58 % - «оба родителя», а 9 % отметили, что никто из родителей не является для них авторитетом. За советом к родителям обращаются лишь 40 % опрошенных (среди них 76 % советуются с матерью и 24 % с отцом), 45 % обращаются к другу (подруге), 9 % - к другому взрослому, а 6 % ни с кем не советуются. Для 21 % учащихся никто из родителей не является образцом для подражания.

Полученные данные позволяют сделать вывод, что в условиях динамичных общественных изменений традиции российского семейного воспитания постоянно ослабевают. Высокий уровень распада семей, утрата смысложизненных ценностей, перекладывание воспитательных функций на других агентов социализации (детский сад и школу) приводит к тому, что семейное воспитание, в том числе и религиозное, осуществляется неосознанно, стихийно и безответственно. Не случайно большинство адептов религиозных сект - это молодые люди из неблагополучных семей.

Широкое распространение и деструктивное влияние религиозных сект на детей и молодежь обусловливает необходимость разработки и реализации профилактических программ, направленных на предупреждение вовлечения подрастающего поколения в секты.

Одним из принципов реализации превентивных программ является признание семьи как ведущего института социализации детей и подростков, осуществление специальных мер социально-правовой, социально-педагогической и медико-психологической помощи семье и, в первую очередь, семьям, не справляющимся самостоятельно с задачами воспитания .

С целью реализации антисектантского воспитания, психологическим объектом которого является направленность личности, система ее ценностных отношений к природной и социальной действительности, к человеку, к самому себе и своему месту в мире, ее потребностно-мотивационная сфера, оценки, чувства, поведение, необходимо повышать психолого-педагогическую компетентность родителей.

Координация усилий педагогов и родителей нацелена на решение следующих задач: способствовать привлечению родителей к проблеме вовлечения детей и молодежи в религиозные секты; выявить особенности взаимоотношений между родителями и детьми; способствовать созданию в семьях благоприятных условий для развития личности ребенка.

Просветительские мероприятия должны освещать сущность религиозного сектантства, пагубное влияние религиозных сект на развитие молодежи, акцентировать внимание на социальных и психофизиологических последствиях вовлечения молодежи в подобные организации; помочь приобрести навыки эффективного поведения в семье, осознать собственные семейные и социальные ресурсы для преодоления внутрисемейных проблем. В ходе этих мероприятий выявляются родители, нуждающиеся в педагогической, медико-психологической, социально-психологической, психотерапевтической, наркологической и других видах помощи.

Наиболее успешно в практической деятельности применяются следующие формы работы:

· формы координации воспитательных усилий по профилактической помощи (родительские объединения по проблемам семейного воспитания, лектории, круглые столы, практикумы, родительские университеты, конференции, школа для родителей);

· формы индивидуального сотрудничества в сфере профилактики (беседы, встречи, посещения на дому, тестирование, анкетирование, консультации);

· формы массового сотрудничества в деле профилактики (школьные, классные и внеклассные мероприятия, «огоньки», концерты, встречи, акции, проекты, поездки, походы);

· формы помощи и поддержки семьям, нуждающимся в антисектантской профилактике (общества взаимопомощи, родительские дружины, оперативные бригады специалистов, рейды, посещение и патронаж семей учащихся);

· формы обеспечения родительского контроля за реализацией профилактической деятельности (родительские комитеты, собрания, советы, комиссии);

· интерактивные профилактические формы взаимодействия (воскресные родительские клубы, социальные и психологические тренинги, деловые и ролевые игры, совместные творческие дела);

· заочные формы общения по проблемам антисектантской профилактики (рекомендации, советы, памятки) .

Семья при тесном взаимодействии с образовательными учреждениями, общественностью, властными и силовыми структурами обладает уникальной возможностью формирования у будущего поколения культуры адекватного социальным нормам поведения, навыков ведения здорового образа жизни, обучения грамотному восприятию и адекватной реакции на различные, в том числе негативные, социальные явления.

Список литературы:

  1. Беличева С.А. Основы превентивной психологии / С.А. Беличева. М.: Ред.-изд. центр Консорциума «Социальное здоровье России», 1993. - 199 с.
  2. Мухина Т.К. Педагогические условия предупреждения вовлечения молодежи в религиозные секты: Дис. … канд.пед.наук: 13.00.01 / Т.К. Мухина. Владимир, 2008. - 190 с.
  3. Новые религии в России: двадцать лет спустя. Материалы Международной научно-практической конференции. М.: Центральный дом журналиста, 14 декабря 2012 г. М., 2013. - 240 с.
  4. Отклоняющееся поведение молодежи: словарь-справочник / под общ. ред. В.А. Попова. 3-е изд., испр. и доп. Владимир: ВГПУ, 2007. - 251 с.
  5. Петрова Н.В. Социальный контроль деструктивной деятельности новых религиозных организаций: Дис. ... канд. социол. наук: 22.00.08 / Н.В. Петрова. Уфа, 2006. - 188 с.
  6. Семенова В.И. Способы влияния деструктивных религиозных организаций на молодежь в современной России // Человеческий капитал. - 2013. - № 4 (52). - С. 27-31.
  7. Сыроваткин А.Н. Деструктивное влияние нетрадиционных религиозных движений на духовную безопасность современного российского общества: Дис. …канд. философ. наук: 09.00.11/ А.Н. Сыроваткин. Пятогорск, 2013. - 170 с.

ПРОФИЛАКТИКА ВОВЛЕЧЕНИЯ МОЛОДЕЖИ В ДЕСТРУКТИВНЫЕ СЕКТЫ

Аннотация

В статье анализируются причины распространения новых религиозных объединений в молодежной среде, причины попадания в деструктивные секты. В статье рассматривается деструктивное влияние сект на здоровье и формирование личности. Приводится модель предупреждения вовлечения молодёжи в религиозные секты состоящая из теоретико-методологического, психолого-педагогического, технологического блоков.

Ключевые слова : деструктивное религиозное объединение, организации, психологические факторы, способствующие вовлечению молодежи в псевдорелигиозные группы, модель предупреждения вовлечения молодёжи в религиозные секты.

Мы живем в обществе, где человек волен следовать религиозным убеждениям по своему выбору и в силу своей индивидуальности, убеждений и верований, тогда возникает вопрос, каким же образом нетрадиционные псевдорелигиозные объединения своими учениями привлекают людей в свои ряды.

Нетрадиционная религиозность – новое духовное явление XX в. – обнаружила себя в нашей стране в последнее десятилетие, стала его характерной чертой. Деструктивное религиозное объединение – это авторитарная иерархическая организация любой ориентации, разрушительная по отношению естественному гармоническому духовному, психическому и физическому состоянию личности. Псевдорелигиозные неокульты многие исследователи относят к деструктивным, так как они не оставляют за привлеченными никакого права, обрушивая на них поток специальных приемов, которые наносят психическому здоровью их членов непоправимый вред они угрожают государству и обществу разрушением и нестабильностью.

Анализ имеющейся информации свидетельствует, что секты оказывают крайне деструктивное влияние на личность и соответственно воздействие на здоровье на всех уровнях функционирования общества: индивидуальном (уровне личности); микросоциальном (уровне семьи, социальной группы, трудового коллектива); макросоциальном (уровне всего общества).

Деструктивные религиозные организации: Сатанисты, Свидетели Ие говы, Баптисты, Аум Сенрикё, Общество сознания Кришны, Пятидесятники, Белое Братство, Церковь Христа, Учение А. Иванова, Сайентология, Лига Возрождения, Ахмадна, Бахай.

Выход из сложившейся ситуации мы видим в проведении профилактики на всех ее этапах:

    укрепление семьи;

    обучение и воспитание подрастающего поколения с внесением в программы соответствующих знаний по деструктивным культам;

    соответствующая подготовка педагогических кадров;

    активизация целенаправленной работы в СМИ в плане просвещения населения; объединение усилий государственных, негосударственных, молодежных, традиционных для Республики Чувашии религиозных организаций.

Наиболее эффективными формами и методами профилактики вовлечения молодежи в деструктивные секты являются: интерактивные формы работы; индивидуальные; наглядный пример из жизни бывших адептов; лекции; семинары; обучение практикой действий и др.

Психологические факторы, способствующие вовлечению

молодежи в псевдорелигиозные группы

    различные формы психических расстройств;

    предрасположенность к психическим заболеваниям;

    страдающие депрессиями;

    люди с нарциссическими комплексами;

    склонность к слиянию с группой;

    несамоактуализированность личности;

    терпимость к смысловой и идеологической неопределенности; тревожность;

    нестабильность установок;

    состоянии психоэмоционального стресса, испытывающие чувство одиночества или духовной неудовлетворенности.

Попав под влияние культа, новообращенные довольно быстро ассимилируются в культовой группе и благодаря интенсивному воздействию становятся фанатиками движений, чьи идеология и деятельность могли противоречить их изначальным взглядам на мир.

Контроль поведения направлен на: регулирование индивидуальной физической реальности, исключение наличия свободного времени, выработку покорности и зависимости.

Контроль информации осуществляется посредством: обмана, ограничения доступа к некультовым источникам информации.

Контроль мышления предполагает: принудительное принятие групповой доктрины как истины, поощрение только «хороших» и «правильных» с точки зрения доктрины культа мыслей, навязывание специфической терминологии, запрет на критические вопросы о лидере и о доктрине.

Контроль эмоций осуществляется посредством: сужения спектра направленности чувств личности, выработки и использования чувств вины и стыда, ритуального и часто публичного признания своих грехов, слабостей, ошибок, использование страха, «бомбардировки любовью».

Причины способствующие вовлечению молодежи в культовые организации и группы риска.

    период «экзистенциального вакуума» – отсутствие у людей смыслообразующих ценностей бытия, потеря нравственной и социальной ориентации.

    прохождение основных этапов психосоциального развития и соответствующих им кризисов.

    смена социального статуса и групповых ролей: окончание средней школы, начало жизни вне семьи, тюремное заключение, первый или последний год обучения в вузе, потеря или смена работы, развод, путешествие, переезд, болезнь, смерть близкого человека, смена образа жизни и т.д.)

    неблагоприятная ситуация в семье, порождающей острую неудовлетворенность своим существованием, что особенно характерно для детей подросткового и юношеского возраста.

    неприятие судьбы родителей и нежелание следовать их жизненным путем.

Негативные последствия влияния тоталитарной секты на личность

Последствия принадлежности к секте:

    болезненная зависимость от псевдорелигиозных организаций и их лидеров;

    потеря самостоятельности, неспособности к эмоциональным связям принадлежащими к секте, презрение к ним;

    недоверие к рациональному мышлению;

    разрыв семейных связей, если семья не лояльна к новым идеям;

    отход от реальности из-за порабощения сознания.

У жертв деструктивных культов возникают серьезные психические изменения: активное или пассивное перекладывание на других большей части решений в своей жизни, подчинение своих собственных потребностей потребностям других людей и неадекватная податливость их желаниям и т.д.

Модель предупреждения вовлечения молодёжи в религиозные секты:

Теоретико-методологический блок

Цель – создание оптимальных педагогических условий для максимального удовлетворения потребностей саморазвития и самореализации личности ребенк

Задачи:

повышение самосознания учащихся, формирование критического мышления и умения делать правильный выбор;

воспитание культуры здорового образа жизни; –формирование активной жизненной позиции подростков и юношей, включение в позитивные социальные отношения;

включение подростков и юношей в самостоятельную творческую деятельность;

выявление причин деформации личности;

активизация разъяснительной и просветительской работы среди учащихся и родителей;

координация деятельности всех заинтересованных ведомств и

Системообразующий фактор – учебно-воспитательная деятельность всех субъектов образовательного процесса специалистов

2. Психолого-педагогический блок

Субъекты: - учащиеся; - родители; - педагоги

Педагогические условия:

1) выявление молодых людей, подверженных риску вовлечения в религиозные секты;

2) проведение систематических целенаправленных антисектантских мероприятий с молодыми людьми и их родителями;

3) повышение уровня профессиональной компетентности педагогов и научно-методическое обеспечение профилактической деятельности;

4) повышение психолого-педагогической культуры родителей с целью их вовлечения в антисектантское воспитание;

5) реализация педагогической модели предупреждения вовлечения молодежи в религиозные секты

3. Технологический блок

Диагностика: – изучение личности учащегося (акцентуации характера, темперамент, уровень притязаний, тревожность, самооценка); – изучение интеллектуального развития и определение педагогической запущенности; – диагностика взаимоотношений в коллективе; – изучение типичных нарушений поведения и выявление их причин

Этапы: 1) организация психолого-педагогического наблюдения и диагностики;

2) профилактическая работа с учащимися;

3) коррекционная работа с учащимися группы риска;

4) работа с семьями учащихся;

5) отслеживание результативности работы

Подводя итоги, хотим отметить, что проблема влияния сект на личность человека в современном мире является достаточно актуальной. А распространение данных организаций чаще всего обусловлено отчуждением индивида от таких социальных институтов, как: семья, работа, высшие учебные заведения и т.д. И также это связано с социально-экономической нестабильностью. Нахождение индивида в секте приводит к постепенному разрушению его личности.

Список литературы

1. Волков Е.Н. Преступный вызов практической психологии: Феномен деструктивных культов и контроля сознания (введение в проблему) // Журнал практического психолога. – 1996. – № 2. С. 87–93.

2. Книжникова С.В. Девиантология для педагогов и психологов. - Краснодар: Экоинвест, 2013. – 362 с.

3. Журлова И. В. Социально-педагогическая виктимология: курс лекций курс лекций [для студентов педагогического университета, магистрантов, аспирантов, педагогов-психологов, социальных педагогов, учителей]. – Мозырь: УО МГПУ им. И. П. Шамякина, 2010. – 172 с.

4. Дворкин А. Л. Сектоведение. Христианская библиотека, 2008 г. – 360 с. URL: http://www.blagovesti.ru/arhiv/2015/n4.files/sektu.htm [Дата обращения: 30.03.2016].

5. Галицкая И.А., Метлик И.В. Новые религиозные культы и школа. Пособие для руководителей образования и учителей. - М.: 2001. – 159 с.

6. Мухина Т. К. Педагогические условия предупреждения вовлечения молодежи в религиозные секты: дис. … на соиск. уч. степ. канд. пед. наук: 13.00.01 / Т.К. Мухина. – Владимир, 2008. – 190 с.

Введение

Молодежная среда в силу своих социальных характеристик и остроты восприятия окружающей обстановки является той частью общества, в которой наиболее быстро происходит накопление и реализация негативного протестного потенциала. Под влиянием социальных, политических, экономических и иных факторов в молодежной среде, наиболее подверженных разрушительному влиянию, легче формируются радикальные взгляды и убеждения. Таким образом, молодые граждане пополняют ряды экстремистских и террористических организаций, которые активно используют российскую молодежь в своих интересах.

В последние годы отмечается активизация ряда экстремистских движений, которые вовлекают в свою деятельность молодых людей. По экспертным оценкам, в среднем 80 процентов участников организаций экстремистского характера составляют лица, возраст которых не превышает 30 лет.

Экстремистские движения стремятся использовать в своих интересах представители партий и движений, активно разыгрывающих «национальную карту» и пытающихся привлечь на свою сторону скинхедов и членов группировок футбольных фанатов. Как правило, данная категория молодых людей имеет хорошую физическую подготовку и навыки рукопашного боя, в том числе с применением холодного оружия и подручных средств (арматура, бутылки и т.п.).

При реализации негативного протестного потенциала, происходит развитие безнравственных взглядов и принципов, влекущие вред интересам лиц или целого общества, заключающиеся в разрушении общепризнанных норм морали и права. Совершению преступлений, препятствующих становлению и развитию институтов демократии и гражданского общества и, как правило, это происходит на бессознательном уровне, то есть сознание индивида находится под контролем идеологии экстремистской деятельности, манипулированию организацией экстремистской направленности.

Практически все экстремистские молодежные группировки носят, как правило, неформальный характер. Зачастую члены таких группировок не имеют представления об идеологической основе экстремистских движений, на них свое влияние оказывают громкие лозунги, внешняя атрибутика и другие аксессуары. Участие в экстремистских группировках воспринимается ими как приятное время препровождения в кругу сверстников. Группировки молодежи экстремистской направленности объединяются по, «сетевому» принципу, который предполагает большую самостоятельность ячеек, образующих сеть (молодежных экстремистских группировок), которые действуя в обычное время автономно, в определенное время объединяются для проведения групповых противоправных действий, объединяются в большие группы для проведения противоправных действий.

Криминализация ряда сфер общественной жизни (в молодежной среде это выражается в широком вовлечении молодых людей в криминальные сферы бизнеса и т.п.), влекущая изменение ценностных ориентаций (значительную опасность представляют зарубежные и религиозные организации, секты, насаждающие религиозный фанатизм и экстремизм, отрицание норм и конституционных обязанностей, а также чуждые российскому обществу ценности).

Проявление так называемого «исламского фактора» (пропаганда среди молодых мусульман России идей религиозного экстремизма, организация выезда молодых мусульман на обучение в страны исламского мира, где осуществляется вербовочная работа со стороны представителей международных экстремистских и террористических организаций).

Наличие незаконного оборота средств совершения экстремистских акций (некоторые молодежные экстремистские организации в противоправных целях занимаются изготовлением и хранением взрывных устройств, обучают обращению с огнестрельным и холодным оружием и т.п.).

Использование в деструктивных целях психологического фактора (агрессия, свойственная молодежной психологии, активно используется опытными лидерами экстремистских организаций для осуществления акций экстремистской направленности).

Обострение социальной напряженности в молодежной среде (характеризуется комплексом социальных проблем, включающим в себя проблемы уровня и качества образования, «выживания» на рынке труда, социального неравенства, снижения авторитета правоохранительных органов и т.д.).

1. Стратегия профилактики экстремистской деятельности

Сегодня молодежные субкультуры могут рассматриваться как структуры, формирующие и реализующие экстремистскую активность. В связи с этим профилактика экстремистской деятельности в молодежной среде должна идти в направлении разрушения потенциала таких молодежных субкультур. Учитывая изложенное, можно выделить две базовые стратегии профилактики экстремистской деятельности.

Первая стратегия, это профилактика, ориентированная на разрушение и/или переориентацию молодежных субкультур. В этих целях необходимо создавать поля для реализации агрессивных, экстремальных проявлений молодых людей, удерживая их в рамках действующего законодательства и социальных норм. Наиболее успешно эта стратегия будет реализована через развитие экстремальных видов спорта, содержащих элементы риска - альпинизм, спидвей, сноуборд, паркур и т.д. При этом происходит разрушение «управленческого ядра» носителей субкультуры, а также перевод молодежного сообщества в новое русло позитивной направленности.

Вторая стратегия, это профилактика, направленная на создание и внедрение в молодежное поле новых субкультур, являющихся социально позитивными составляющими противовес субкультурам экстремистской направленности. Здесь органы власти создают и финансируют молодежное объединение, которое имеет привлекательный для молодежи образ, стиль отношений, тип деятельности и вовлекает в сферу своего влияния максимально большое количество молодежи. Оптимальным выглядит создание нескольких таких движений, реализующих интересы предпочтения разных категорий молодежи.

При организации работы по профилактике молодежного экстремизма необходимо учитывать, что она представляет собой систему, включающую несколько уровней. Необходимо проводить работу с молодежью, то есть специальные «молодежные программы», которые предусматривают проведение среди молодежи и подростков регулярных встреч в учебных заведениях, клубах, когда вместе с представителями местных органов власти и социальными работниками организовываются круглые столы.

В России системного подхода со стороны всех органов, задействованных в противодействии экстремистской деятельности, нет. В этой связи основные действия по снижению экстремистских проявлений в молодежной среде должны быть ориентированы на:

1) оптимизацию молодежной социальной среды (в целом), ее улучшение, создание в ней пространств, для конструктивного взаимодействия, стимулирования у молодежи положительных эмоций от участия в реализации социальных проектов, от анализа достигнутых результатов, а также от реального опыта решения проблем молодого поколения;

2) формирование механизмов анализа молодежного экстремистского поля, разработку методов его разрушения, организацию на его месте конструктивных социальных зон;

3) создание механизмов эффективного влияния на процесс социализации личности молодого человека, включения его в социокультурное пространство ближайшего сообщества и социума в целом. Итогом такой работы должно стать формирование толерантной, ответственной, успешной личности, ориентированной на ценности гражданственности и патриотизма;

4) разработку системы психокоррекционной работы, нацеленной на профилактику ненормативной агрессии, развитие умений социального взаимодействия, рефлексии, саморегуляции, формирование навыков толерантного поведения, выхода из деструктивных культов, организаций, субкультур.

Стратегия по профилактике экстремистской деятельности должна быть направлена на усиление и интеграцию воспитательного воздействия семьи, школы, учреждений профессионального образования различного уровня, общественных объединений, средств массовой информации.

Главное внимание должно быть сосредоточено на особой социально-психологической ситуации в жизни любого человека, которая приходится на возрастной период от 14 до 22 лет. Молодежь, находящаяся в ситуации возможного «попадания» в поле экстремистской активности (молодежь в «зоне риска»). В данном контексте деятельность по профилактике экстремистских проявлений в молодежной среде направлена на молодых людей, чья жизненная ситуация позволяет предположить возможность их включения в поле экстремистской активности. К таким категориям могут быть отнесены:

1) выходцы из неблагополучных, социально-дезориентированных семей, с низким социально-экономическим статусом, недостаточным интеллектуальным уровнем, имеющим склонность к поведению, которое нарушает социальные или культурные нормы, вызывая настороженное и враждебное отношение окружающих (алкоголизм, наркомания, физическое и морально-нравственное насилие);

2) «золотая молодежь», склонная к безнаказанности и вседозволенности, экстремальному досугу и рассматривающая участие в экстремистской субкультуре как естественную форму времяпрепровождения;

3) дети, подростки, молодежь, имеющие склонность к агрессии, силовому методу решения проблем и споров, с неразвитыми навыками рефлексии и саморегуляции; носители молодежных субкультур, участники неформальных объединений склонных к поведению, которое нарушает социальные или культурные нормы, вызывая настороженное и враждебное отношение окружающих уличных компаний;

4) члены экстремистских политических, религиозных организаций, движений.

При организации профилактической работы важно учитывать социально-экономические и возрастные особенности разных периодов, в которых оказываются подростки и молодежь.

Наиболее опасным, с точки зрения вхождения в поле экстремистской активности, является возраст от 14 до 22 лет. На это время приходится наложение двух важнейших психологических и социальных факторов. В психологическом плане подростковый возраст и юность характеризуются развитием самосознания, обострением чувства справедливости, поиском смысла и ценности жизни. Именно в это время подросток озабочен желанием найти свою группу, поиском собственной идентичности, которая формируется по самой примитивной схеме «мы» - «они». Также ему присуща неустойчивая психика, легко подверженная внушению и манипулированию. В социальном плане большинство молодых людей в возрасте от 14 до 22 лет оказываются в позиции маргиналов, когда их поведение не определено практически никакими социально-экономическими факторами (семья, собственность, перспективная постоянная работа и др.).

Молодые люди, продолжая образование, покидают школу, семью, уезжают в другой город или регион, оказываясь в ситуации свободы и социальной незащищенности. В итоге молодой человек мобилен, готов к экспериментам, участию в акциях, митингах, погромах. При этом готовность к подобным действиям усиливается из-за его низкой материальной обеспеченности, в связи с чем участие в проплаченных кем-либо акциях протеста может рассматриваться как допустимая возможность дополнительного заработка.

Поиск идентичности, попытки закрепиться в жизни ведут к неуверенности, желанию сформировать круг близких по духу людей, найти ответственного за все беды и неудачи. Таким кругом вполне может стать экстремистская субкультура, неформальное объединение, политическая радикальная организация или тоталитарная религиозная организация, дающая им простой и конкретный ответ на вопросы: «Что делать?» и «Кто виноват?».

3. Методы разрушения экстремистского пространства, создание на его месте конструктивных

социальных зон для молодежи

Необходимо учитывать тот факт, что непосредственная, прямая профилактика не дает практически никакого эффекта. В связи с чем, необходимо выстраивать систему этой деятельности с опорой на косвенные, «мягкие» методы и формы работы, оптимизирующие и среду, и личность.

В основе организации системы профилактической работы, особенно с группами лиц пребывающими в кризисном возрасте, лежит идея управляемой социализации, когда социально-психологические процессы, происходящие с подростком, профессионально сопровождаются соответствующими специалистами, при чем не всегда являющимися представителями официальных институтов. Методы разрушения экстремистского пространства должны быть направленны на:

1) воздействие на личность;

2) развитие толерантной, ответственной, успешной личности, ориентированной на ценности гражданственности и патриотизма;

3) разработка системы психокоррекционной работы, ориентированной на профилактику ненормативной агрессии и экстремистской активности.

4. Рациональное сокращение свободного, неконтролируемого пространства социализации молодого человека

Жизнедеятельность подростка или молодого человека протекает в искусственно созданных конструктивных, позитивных полях, в рамках которых происходит его взросление, усвоение норм и стереотипов поведения в обществе, решение важнейших мировоззренческих проблем. Основным ресурсом профилактики экстремистской деятельности является система образования, представляющая собой наиболее организованный, проникающий практически во все сферы жизнедеятельности общества.

В основе профилактики лежит средовой подход, когда создаются такие условия для молодого человека, которые существенно снижают проявленияэкстремисткой активности. Для успешной реализации модели необходимо создание и развитие позитивных молодежных средств массовой информации

(при полном обеспечении этим СМИ свободы печати), способных выполнять гражданскую, социализирующую функцию.

Важное место в системе профилактики отводится деятельности детских и молодежных общественных объединений, задачей которых является организация позитивного развивающего досуга подростков и молодежи. Чтобы их деятельность была эффективной и привлекательной для молодого поколения требуется оказание системной комплексной поддержки подобным объединениям. Это позволит развить материально-техническую базу, кадровый, социальный, творческий потенциал общественных организаций.

5. Профилактическая работа, ориентированная на снижение деструктивного потенциала молодежных субкультур

В основе профилактической работы лежит комплексная деятельность по разработке механизмов, направленных на оптимизацию функционирования разнообразных молодежных сообществ, являющихся носителями тех или иных субкультур, существующих в современной России. Молодое поколение переживает сегодня бурный рост разнообразных неформальных молодежных объединений, движений, групп, объединяющихся по самым разным основаниям. Некоторые из этих субкультур носят ярко выраженный экстремистский характер.

Профилактическая работа имеет ряд положительных особенностей. Так, в частности, она базируется на использовании естественных процессов, происходящих в молодежной среде, что предполагает «мягкий» вариант профилактики экстремистской активности, учет интересов и предпочтений молодых людей.

В то же время реализация данной модели затруднена из-за отсутствия подготовленных соответствующим образом специалистов, ограниченного числа специализированных учреждений, системно работающих с представителями молодежных субкультур, недостаточной информированностью государственных и муниципальных органов власти о молодежных субкультурах и процессах, протекающих в молодежных сообществах.

6. Межнациональные отношения

Профилактика экстремистской деятельности невозможна без целенаправленной работы по формированию межнациональных отношений в молодежной среде. Значительная часть экстремистских проявлений в молодежной среде происходит на межнациональной и религиозной почве, которая в большинстве случаев исходит от национальных меньшинств.

Экстремистские проявления значительно проявляются в студенческой среде. Многие из них происходят на межнациональной почве. В целях профилактики экстремизма и формирования межнационального согласия в студенческой среде необходимо:

1. Повысить роль студенческих общественных объединений в жизни вуза, степень их влияния на процессы в студенческой среде.

3. Организовать мониторинг учебных программ и пособий с целью выявления материалов, направленных на разжигание межнациональных конфликтов.

4. Установить одним из критериев качества воспитательной работы в вузах количественный показатель, отражающий зависимость ее состояния от числа студентов, привлеченных к уголовной и, в отдельных случаях, к административной ответственности. Возможно также, что этот критерий должен учитываться при экспертизе показателей деятельности вузов для их государственной аккредитации.

5. Разработать и реализовать с участием национальных диаспор комплекс мероприятий по развитию межнационального диалога и интернационализма в студенческой среде, включая создание клубов интернациональной дружбы.

6. Ввести в учебные программы образовательных учреждений преподавание основ межнационального общения и интернационального воспитания учащихся.

7. В рамках воспитательной работы образовательных учреждений усилить внимание к мероприятиям по пропаганде культуры и традиций народов России и обучению навыкам бесконфликтного общения, а также просвещению учащихся о социальной опасности преступлений на почве ненависти для российского общества.

8. Внедрять в вузах специальные комплексные программы по адаптации и интеграции студентов из субъектов Российской Федерации Северо-Кавказского федерального округа и оказывать содействие инициативам по их

поддержке со стороны различных общественных организаций, в т.ч. национальных диаспор.

9. Ввести в штат студенческих общежитий специалистов по воспитательной работе с иногородними и иностранными студентами.

10. Создавать в вузах добровольные интернациональные студенческие дружины для поддержания общественного порядка и предупреждения конфликтов на почве этнической неприязни на территории учебных заведений, общежитий и студенческих городков.

11. Разработать механизмы специальной системы подготовки кадров из числа представителей различных национальностей, обладающих общероссийским государственным самосознанием и менталитетом, в целях формирования нового поколения региональных элит. В этих целях необходимо более тщательно отбирать состав участников целевых наборов в вузы и создать систему поиска наиболее одаренных молодых людей в образовательных учреждениях с целью направления их на дальнейшее обучение в престижные вузы страны.

Элементы представленной программы в той или иной степени реализуются в современной России. Например, органы по делам молодежи реализуют традиционную модель профилактики экстремистской активности, опираясь на деятельность учреждений по работе с молодежью, зарегистрированных молодежных объединений, пытаясь вовлечь подростков и молодых людей в социально одобряемые формы активности, решить некоторые социально-экономические проблемы молодых людей. Наиболее оптимальным вариантом сегодня является синтетическая модель, включающая в себя основные элементы вышеописанных.

7. Нормативно-правовое обеспечение системы профилактики экстремистской деятельности в молодежной среде

Направление ориентировано на создание институциональных условий, снижающих риск вовлечения молодого поколения в экстремистскую активность. В основе данного направления лежит законотворческая работа, ориентированная на снижение социально-экономической напряженности в подростковой и молодежной среде, создание реальных возможностей для успешного жизненного старта молодого поколения, расширение возможностей для его самореализации. Данное направление предлагает осуществление следующих мероприятий:

1) разработка и принятие законодательных актов направленных на формирование условий для успешной социализации молодежи;

2) разработка и принятие подзаконных нормативно-правовых актов, направленных на: повышение жизненных шансов молодого поколения в образовании, трудоустройстве, жилье;

3) поддержку талантливой молодежи, поддержку молодежи, находящейся в трудной жизненной ситуации;

4) разработка и внедрение ювенальной юстиции как механизма защиты прав детей и молодежи, создания современного правового поля их жизнедеятельности;

5) разработка нормативно-правовых актов, регламентирующих внедрение системы психологической «диспансеризации» детей, подростков и молодежи с целью проведения регулярных обследований молодого поколения на предмет выявления психических отклонений, негативных чрезмерно выраженных черт характера, ненормированной агрессии и склонности к девиациям, психологических проблем, связанных с неадекватной самооценкой и т.д.;

6) разработка региональной целевой программы, направленной на профилактику экстремистских проявлений в молодежной среде;

7) разработка или внесение в региональные нормативно-правовые акты, касающиеся поддержки детских и молодежных общественных объединений, изменений, предусматривающих введение в юридический оборот понятий: неформальное молодежное объединение, молодежная субкультура, модели, механизмы их поддержки и др.;

8) разработка и принятие региональных целевых программ, ориентированных на повышение жизненных шансов подростков и молодежи, находящихся в «зоне риска»;

9) разработка муниципальных программ профилактики экстремистских проявлений в молодежной среде;

10) разработка нормативно-правовых актов, направленных на включение молодежи в управление муниципальным образованием через создание систем общественных советов, парламентов при органах местного самоуправления;

11) формирование правового сознания молодежи, ее информирование о правовых последствиях участия в экстремистской деятельности.

8. Научно-методическое и аналитическое обеспечение профилактики экстремизма в молодежной среде

Успешная профилактика экстремизма в молодежной среде невозможна без эффективно действующей системы научно-методического и аналитического сопровождения этой работы. Направление ориентировано на создание технологий изучения молодежного экстремизма, создание системы мониторинга динамики его изменений, разработку адекватных современных форм и методов профилактической работы. В рамках данного направления предлагается осуществление следующих мероприятий:

1) разработка исследовательского инструментария и проведение ежегодного мониторинга, направленного на изучение проблем и социального самочувствия детей, подростков, молодежи, исследование отклонений в поведении человека в молодежной среде, анализ деятельности и развития молодежных субкультур;

2) разработка и внедрение в практику системы государственных грантов, направленных на поддержку исследований и проектов, ориентированных на оптимизацию системы профилактики экстремистской активности в среде молодежи;

3) организация и проведение научно-практических конференций, посвященных, исследованию проблем молодежного экстремизма;

4) формирование научного сообщества исследователей, занимающихся изучением проблем экстремального поведения, национализма, шовинизма, ксенофобии, развития толерантного самосознания среди молодежи;

5) разработка, издание и широкое распространение в субъектах Российской Федерации научных и научно-методических работ по проектированию и обеспечению функционирования системы профилактики экстремизма в молодежной среде;

6) создание тематического Интернет-ресурса для педагогов, психологов, социальных работников, руководителей и сотрудников молодежных центров, клубов, руководителей и актива молодежных общественных объединений, посвященного проблемам профилактики экстремистского поведения молодых людей;

7) создание при кафедрах социальной педагогики, социальной работы, социальной психологии вузов, действующих в соответствующем регионе, лабораторий по исследованию региональных аспектов проявлений молодежного экстремизма, радикального поведения, лабораторий изучения молодежных субкультур;

8) создание на базе государственных и муниципальных учреждений по работе с молодежью, молодежных центров экспериментальных площадок по апробации инновационных форм профилактики молодежного экстремизма, развитию методов «мягкого» управления молодежными субкультурами, осуществление изменений установок, целей, норм и ценностей их представителей;

9) создание реестра детских и молодежных субкультур, действующих на территории региона или муниципального образования с описанием их численности, основных видов и форм деятельности. Создание системы альтернативных полей, площадок для реализации потенциала молодежи и включения ее в социально одобряемые виды деятельности.

Направление ориентировано на создание площадок, где подросток и молодой человек будут иметь возможность удовлетворить свои потребности, которые в нереализованном виде могут стимулировать их участие в неформальных объединениях, чье поведение отклоняется от общепринятых, социально одобряемых, наиболее распространенных и устоявшихся норм в обществе.

9. Основные мероприятия профилактики экстремистской деятельности в молодежной среде

1. Разработка и актуализация в общественном сознании молодежи новой ценностной модели личности, основанной на толерантности, культуре мира, патриотизме, гражданской ответственности.

2. Создание механизмов для организованного включения молодых людей в экстремальные виды спорта путем образования региональных ассоциаций экстремальных видов спорта, проведение открытых чемпионатов для «экстремалов», организации специализированных спортивных смен в летних оздоровительных лагерях и др.

3. Учреждение молодежных СМИ (телеканал, радио, журналы, газеты), пропагандирующих толерантность, гражданственность, патриотизм, здоровый образ жизни, успешность и т.д. в среде молодежи.

4. Активизация молодежных общественных движений, в основе деятельности которых лежит идея позитивного решения разнообразных молодежных проблем.

5. Организация и проведение фестивалей молодежных музыкальных субкультур (панки, хиппи, рокеры, хип-хоп культура и т.д.).

7. Формирование системы воспитательной работы с молодежью по месту жительства через создание организованных площадок для развивающего досуга молодежи.

8. Создание эффективной системы центров реабилитации подростков и молодежи, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.

9. Развитие клубных форм работы, основанных на идеях неформальных отношений, демократизма, самоуправления и самоорганизации.

10. Создание и развитие «уличных» служб работы с молодежью, специалисты которых могут осуществлять профилактическую деятельность непосредственно среди дворовых уличных групп и компаний.

11. Развитие дворового спорта, организация и проведение соревнований по дворовому футболу, волейболу, стритболу и т.д.

12. Создание при студенческих общежитиях клубов и центров, организующих досуг обучающихся.

13. Строительство площадок для занятий молодежи экстремальными видами спорта; создание, развитие практической деятельности молодежных советов при органах власти, обеспечение их включения в реальные процессы управления развитием региона.

14. Кадровое и организационное обеспечение функционирования системы профилактики молодежного экстремизма.

Направление ориентировано на подготовку, профессиональную переподготовку, повышение квалификации специалистов, работающих с подростками и молодежью, в соответствии с особенностями современного этапа развития радикальных и экстремистских проявлений в молодежной среде.

В рамках профильной образовательной деятельности необходимо пересмотреть цели, принципы, методы, формы обучения, а также стандарты, регламентирующие деятельность образовательных учреждений по подготовке специалистов для работы с молодежью.

Заключение

Представленные меры, стратегия и направления профилактики экстремистской деятельности в молодежной среде, позволят оптимизировать деятельность по профилактике экстремистской деятельности в молодежной среде, распределив «зоны ответственности» между различными уровнями власти.

На основе взаимодействия объекта и предмета профилактики могут быть сформулированы цели и задачи этой деятельности:

1) создание условий для снижения агрессии, напряженности, экстремистской активности в среде молодежи;

2) создание условий для воспитания успешной, эффективной, толерантной, патриотичной, социально ответственной личности; создание условий для повышения жизненных шансов подростков и молодежи, оказавшихся в сложной жизненной ситуации;

3) развитие конструктивной социальной активности подростков и молодежи; развитие позитивных молодежных субкультур, общественных объединений, движений, групп;

4) создание альтернативных форм реализации экстремального потенциала молодежи.

Все это позволит постепенно переориентировать тенденцию развития молодежного экстремизма в сторону его снижения, а также использовать потенциал молодежи в конструктивных целях, находя тем самым баланс между интересами молодых людей, местных сообществ, государства и общества в целом.

За свою многотысячелетнюю историю человечество прошло в сфере социально-правового регулирования общественных отношений, а именно регулирования отношений между государством и различными религиозными и общественными организациями (объединениями, группами) путь от тотального контроля за ними, до утверждения принципа разумного (до определённых пределов) невмешательства в процесс их появления и развития, тем самым гарантируя каждому человеку соблюдение права на свободу совести и свободу вероисповедания. Основными этапами развития государственно - конфессиональных отношений можно считать четыре периода:

До I века нашей эры - идеологическое многообразие, при практически полном слиянии светской власти с религиозными институтами, или их активном и значительном совместном воздействии на все процессы, происходящие в обществе;

Начиная с I в.н.э. до второй половины XIX века - пресечение любого инакомыслия, которое могло бы составить конкуренцию господствующей религиозной или светской идеологии (чаще всего государственной, чей статус был закреплён законодательно);

В течении XX века - произошёл переход от моно-идеологизированной к поли-идеологизированной системе;

В настоящее время - в большинстве стран мира отмечается законодательное утверждение идеологического многообразия. Первые два периода характеризуются жестокими репрессиями, которым подвергались представители религиозных и светских организаций, не разделяющих господствующие в обществе идеи, или открыто противопоставлявших себя обществу и государству, в том числе представители науки и искусства. В 1951 году британский парламент последним из цивилизованных государств отменил принятые в минувшие века законы против колдовства. Таким образом, 500-летняя история гонений на ведьм закончилась, чем умело, и безнаказанно воспользовались сектанты всех мастей для активной антисоциальной, а зачастую и преступной деятельности.

В результате Европейский парламент в своих резолюциях и решениях вынужден был признать, что секты и «сектоподобные союзы» превратились в постоянно расширяющийся феномен, «который в различных формах можно наблюдать по всему миру» (п. С. Решение Европейского парламента от 12 февраля 1996 года). Постановление Европарламента «О сектах в Европе» указывает, что в сектах «нарушают права человека и совершают преступные деяния, как то: жестокое обращение с людьми, сексуальные домогательства, подстрекательство к насилию... торговля оружием и наркотиками, незаконная врачебная деятельность» и другие. В целях усиления контроля за соблюдением прав человека в сектах Постановление Европарламента «О сектах в Европе» содержит рекомендации государствам-членам, в числе которых:

1. судам и правоохранительным органам действенно использовать существующие «на национальном уровне правовые акты и инструменты», «для того, чтобы противостоять нарушениям основных прав, ответственность за которые несут секты»;

2. «усилить взаимный обмен информацией… о феномене сектантства»;

3. государства-члены должны проверить, «являются ли действующие их налоговые, уголовные и судебно-процессуальные законы достаточными, чтобы предотвратить возможность совершения такими группами противоправных действий»;

4. предотвращать «возможность получения сектами государственной регистрации»;

5. выявлять и использовать «лучшие методы по ограничению нежелательной деятельности сект».

Реализуя данные рекомендации, во Франции, где с начала 80-х годов исследовали проблемы распространения сектантства, была создана Межминистерская миссия по борьбе с сектами при премьер-министре Франции. Гибель во Франции «16 человек, среди которых были 3 ребёнка, 23 декабря 1995 года…в Веркоре» в результате деятельности одной из сект, заставили французских законодателей принять меры к ограничению свободы «исповедовать религию или убеждения…для охраны общественной безопасности, порядка, здоровья и морали, равно как и основных прав и свобод других лиц» - как это и рекомендуется в Международном пакте о гражданских и политических правах (статья 18), и принять в 2001 году антисектантский закон. В МВД Франции существует специальное полицейское подразделение по выявлению и пресечению преступлений, совершаемых в связи с деятельностью сект. Даже в США, славящейся своей терпимостью по отношению к любым сектам (в том числе сатанистам), в Национальном управлении юстиции создан отдел по культово-ритуальным преступлениям, а разработанное этим отделом пособие «Контроль преступлений на культово-ритуальной почве: Законодательная основа для расследования, анализа и предотвращения» используется в качестве учебника Национальной ассоциацией инспекторов полиции США. В России с конца 80-х годов провозглашённое идеологическое многообразие привело к сектантской вакханалии, при которой секты, запрещённые во многих странах мира, получили государственную регистрацию и беспрепятственно осуществляют свою деятельность. Некоторые исследователи взялись утверждать, что использование понятий «секта» и «сектанты» некорректно, хотя в законодательстве России не существует этих понятий, отражающих их негативный смысл. При этом публицистов, осмеливающихся писать на тему сектантской экспансии в России, стали прямо и недвусмысленно предупреждать о негативных последствиях отрицательного отзыва о деятельности сект. Причём подобные угрозы звучат на фоне продолжающегося роста преступлений, совершаемых адептами сект (в особенности ритуальных преступлений), желания сект влиять на социально-политическую жизнь и экономику России, вербуя новых членов в государственных органах и общественных организациях, что может повлечь за собой дестабилизацию общественной жизни, обострение обстановки в стране. Данная ситуация требует скорейшего чёткого правового регулирования отношений государства с религиозными, псевдорелигиозными и светскими сектами. Начало этому процессу положено Федеральным законом «О свободе совести и о религиозных объединениях» (1997 года), а также постановлением Правительства России, утвердившим целевую программу «Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе (2001-2005 годы)». Однако, проблема правовой регламентации деятельности асоциальных сект остаётся в должной мере нерешённой. Ретроспективный анализ истории противодействия российского государства сектантству показывает, что в России издревле преступления в религиозной сфере (в частности, против церкви) считались самыми тяжкими, виновных почти во всех случаях предавали смертной казни (сожжению): так было уже при Иване III , при Иване Грозном, и в эпоху Петра Великого. В последующем власть также жёстко боролась с преступлениями против веры, которые посягали не только на государственную религию и выражались в виде богохульства, ереси и святотатства, но и посягали на права и здоровье граждан. При совершении ряда преступлений против веры и религии в сектах прямо причиняли вред здоровью и самих адептов, как, например, при «оскоплении» в секте скопцов (за это преступление с 1822 по 1833 годы было осуждено и сослано в Сибирь - 375 человек).

В Уложении о наказаниях уголовных и исправительных от 15 августа 1845 года - 6 глава так и называлась «О тайных обществах и запрещённых сходбищах». В соответствии со статьёй 351 в самостоятельную норму выделялась ответственность лиц за предоставление места для собрания «зловредных обществ»; имущество тайных обществ согласно статьи 352 подлежало конфискации или уничтожению. В конце XIX века в России в сфере правоохранительной теории и практики сложилось понятие «ритуальное преступление»: в 1844 году чиновником по особым поручениям МВД В.И. Далем (автором «Толкового словаря русского языка») было подготовлено и издано «Розыскание о убиении евреями христианских младенцев и употреблении их крови» (было зарегистрировано 13224 таких факта), в котором он отмечал, что «изуверский обряд этот не только не принадлежит всем вообще евреям, но даже, без всякого сомнения, весьма немногим известен. Он существует только в секте хасидов или хасидым». Необходимо отметить, что судебные процессы, в ходе которых рассматривали дела о ритуальных преступлениях, в большинстве случаев носили политический характер и заканчивались оправдательными приговорами. Например, в 1892-1896 годах расследовалось дело о ритуальном убийстве гражданина Матюнина одиннадцатью «вотяками» - удмуртами Вятской губернии, в результате обвиняемых оправдали после вмешательства «видных либерально-демократических деятелей и правозащитников». В 1903 году по делу об убийстве подростка Михаила Рыбальченко, после осмотра места происшествия и медицинского исследования трупа, был сделан вывод «об инсценировке ритуального преступления» ; в последующем было выяснено, что убийца (родственник потерпевшего) инсценировал ритуальное преступление «в целях обвинения местной еврейской общины». В советский период также проходили судебные процессы, в ходе которых, рассматривали дела о ритуальных преступлениях: в 1935 году расследовалось дело о ритуальных убийствах около 60 адептов (путём утопления в реке, болоте и сожжения на костре) в секте зыряновцев под руководством их лидера - Христофорова (Зырянова). Исторический опыт России по правовому противодействию сектантскому экстремизму и проявлениям преступности с участием членов сект необходимо учитывать при разработке системы превентивных мер, направленных на предупреждение и пресечение подобных негативных явлений в современной общественной жизни. В настоящее время многие представители общественности, осознающие всю опасность, которая исходит от деятельности различных деструктивных организаций, прямо заявляют о необходимости усиления правового противодействия развитию сектантского экстремизма в любых его проявлениях. В частности, полномочный представитель Президента Российской Федерации в Центральном федеральном округе Г.С. Полтавченко, выступая на научно-практической конференции «Государство и религиозные объединения» 25 января 2002 года, высказал следующее мнение: «Деятельность ряда новых религиозных движений … нельзя квалифицировать иначе, чем экстремистскую … необходимо ограничить распространение деструктивных псевдорелигиозных организаций …. Для противодействия религиозному экстремизму, необходимо развивать законодательную базу…». Поддержал представителя исполнительной власти депутат Государственной Думы, председатель Комитета по делам общественных объединений и религиозных организаций Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации В.И. Зоркальцев: «Страну заполонили всевозможные псевдорелигиозные организации, оккультно-мистические группы … пришло время создать ряд дополнительных нормативных актов, которые бы позволили обогатить законодательство в этой сфере». Нам представляется, что эта система нормативных актов, противодействующая распространению сект, должна устанавливать чёткий порядок их регистрации на основе предварительного изучения их идеологии и типа направленности, систематического общественного и государственного контроля за деятельностью сект, представления соответствующей документации об источниках финансирования и численности адептов. Правовой регламентации требует также деятельность сект, использующих различные прикрытия, в том числе в виде псевдонаучных учреждений. Подобные учреждения созданы и функционируют в ряде зарубежных стран. Например, «в США возник университет Махариши, деятельность которого весьма мало похожа на научную».

Подобные тенденции наблюдаются и в России, что, несомненно, беспокоит научную общественность: в 2002 году «…академики Е. Александров, В. Гинзбург, Э. Кругляков направили письмо Президенту России В.В. Путину. В этом письме обращается внимание президента на опасный рост влияния лженауки в стране». Псевдонаучные идеи составляют основу или являются частью учений большинства современных сект, что вызывает озабоченность не только у отдельных представителей Российской науки, но и у Президиума Российской академии наук, который постановлением № 58-А принял обращение «Не проходите мимо!». В нём, в частности говорится: «В настоящее время в нашей стране широко … пропагандируется псевдонаука: астрология, шаманство, оккультизм и т.д … Псевдонаука стремится проникнуть во все слои общества … Эти иррациональные и в основе своей аморальные тенденции бесспорно представляют собой серьёзную угрозу для нормального духовного развития нации...». Министерство здравоохранения и медицинской промышленности Российской Федерации в своих информационных материалах прямо указывает на опасность деятельности сект в обществе: «Многие секты используют методы воздействия на психику человека», применение больших доз «психотропных средств в отношении своих членов позволяет … руководителям добиться необратимого зомбирования личности адептов, превратить их в слепых фанатичных исполнителей» чужой воли. Сама жизнь заставляет решать вопрос усиления правовой профилактики антисоциальной деятельности сект. В этой связи необходимо вспомнить исторический опыт России, когда ещё в 1876 году был издан специальный нормативный акт - «Свод уставов о предупреждении и пресечении преступлений», в котором, в частности, были главы, направленные на борьбу с непотребными, соблазнительными сборищами. В 320 статьях данного свода содержалась система мер и норм материального, процессуального, исполнительного права, взаимодействия правоохранительных служб с местными светскими властями, религиозными иерархами, культурно-воспитательными центрами, земскими объединениями граждан. Исключительную важность с этой точки зрения имеет Постановление Конституционного суда Российской Федерации от 23 ноября 1999 года № 16-П «По делу о проверке конституционности абзацев третьего и четвёртого пункта 3 статьи 27 Федерального закона от 26 сентября 1997 года «О свободе совести и о религиозных объединениях» в связи с жалобами Религиозного общества «Свидетелей Иеговы» в городе Ярославле и религиозного объединения «Христианская церковь Прославления». Данное постановление поставило точку в спорах о целесообразности и возможности использования термина «секта», прямо указав, что необходимо «не допускать легализации сект». Также в постановлении подчёркивается, что «Законодатель вправе устанавливать … определённые ограничения, затрагивающие конституционные права, но оправданные и соразмерные конституционно значимым целям…». Исходя из указанного Постановления Конституционного суда, необходимо разработать системный комплекс правовых установлений, регламентирующих деятельность сект - этого опасного феномена современной социальной жизни. Прежде всего, в современном Российском законодательстве необходимо сформулировать и дать оценку таким понятиям, как «секта», «антисоциальная идеология», «антисоциальная религия», «ритуальное преступление», «методы подавления личности и манипулирования личностью», «контроль и деформация сознания», несмотря на то, что в законодательстве большинства стран мира эти понятия отсутствуют. Но как справедливо призывал А.Ф. Кони: «Не будем во всём подражать Западу и, где можно, пойдём своим, лучшим путём».

Заключение

Развитие феномена сектантства в мировом социуме во многих случаях представляет собой реальную угрозу как национальной безопасности отдельных стран (в том числе и России), так и стабильности во всём мире. Для своевременной профилактики социально опасных форм сектантства требуется разработка эффективных средств и методов социального и правового характера по нейтрализации религиозных, псевдорелигиозных, светских сект, необходимо изучение основных причин появления и активного развития сектантства в условиях процесса глобализации в экономике и политике. Сектантство как социальный феномен не является чем-то принципиально новым, присущим только современной цивилизации, также его нельзя рассматривать исключительно в виде религиозного сектантства (как это делают некоторые исследователи), а, исследуя лишь религиозное сектантство, обращают внимание на один предмет исследования - христианские и псевдохристианские секты. Сектантство до сих пор остаётся малоизученным явлением, несмотря на возрастающее влияние этого феномена на все сферы общественной жизни.

Сектантство - это один из негативных типов духовно-нравственного развития общества, одно из проявлений деструктивной девиации и делинквентности, результат деструктивного духовного развития отдельной личности, социальных групп и общества в целом.

Распространение сект в современной России связано с кризисом в духовной жизни общества, вакуумом в идеологии и отсутствием общегосударственной национальной политики. Люди пытаются найти в сектах защиту от всего негативного, что их окружает в повседневной жизни, сохранить ту соборность, которая исторически присуща менталитету народов России, и которая утрачивается в период реформ. Развитие сект в России вступило в новый период своего развития: они не стремятся расширить круг своих членов, а занимаются укреплением своей социальной ниши: скупают недвижимость, обзаводятся политическим лобби, своими журналистами, экспертами, юристами. Делают всё, чтобы заявить о себе как непреходящем факторе в Российской действительности, и, закрепившись на данном плацдарме, сделать новый рывок по наращиванию количества адептов. Всё больше сект используют для легализации в социуме беспроигрышный фактор - активно выступают за борьбу против наркотиков, предлагая свои оригинальные методы лечения и антинаркотические программы, как, например, саентологи и мунисты. К сожалению, многие государственные деятели не видят опасности в распространении сектантства даже в его наиболее опасных формах - в деструктивно-девиантной и делинквентной деятельности. Противостоят сектантству сегодня либо представители традиционных для России конфессий, либо разрозненные активисты и родители детей (дети родителей), попавших в секты. Консультациями по выводу из сект занимаются буквально единицы, а реабилитацией людей, сумевших избавиться от сектантской зависимости, практически не занимается никто. Отсутствие чётких критериев преступлений сектантского типа не позволяет создать эффективную систему профилактики по предупреждению преступной деятельности сект, в частности, в среде осуждённых к лишению свободы, которые могут использовать традиции сектантства, методы и средства, применяемые сектами, в целях дестабилизации обстановки в учреждениях уголовно-исполнительной системы. Предотвратить активную социально опасную деятельность сект в современном Российском обществе возможно только сообща, используя весь ресурс правоохранительных органов, различных государственных и общественных структур. Необходимо выработать единую систему мер по профилактике социально опасных форм сектантства, выявления, предупреждения, пресечения преступлений, совершаемых адептами сект, в том числе, в учреждениях уголовно-исполнительной системы. В рамках отдельных дисциплин, в частности, социологии, социологии религии, религиоведения, психологии исследование практических и теоретических проблем сектантства не может избежать узкопредметности и необъективности. Необходимо целостное, многостороннее исследование данного сложного феномена в рамках светской научной дисциплины «Секталогии» («Пенитенциарной секталогии). Эта научная дисциплина продолжит разработку социально-философской концепции сектантства, в том числе в его наиболее опасных формах проявления как криминологического и дестабилизирующего фактора в развитии Российского социума.

Религиозный терроризм, криминальность с религиозной мотивацией должны пресекаться законом так же, как и любое преступление. Именно государство должно защищать людей, особенно детей, от экономической, идеологической, сексуальной эксплуатации, от подавления их прав со стороны подобных организаций. Искоренение социально опасных форм сектантства на данном этапе развития мирового социума практически невозможно, однако принятие срочных мер по профилактике криминального проявления сектантства, как в России, так и во всём мире жизненно необходимо. Противостояние сектантству призвано обеспечить соблюдение гарантированных Конституцией Российской Федерации прав и свобод личности, укрепление государственной безопасности. Необходимо выработать комплекс теоретических и практических проблем совершенствования законодательства Российской Федерации, формы взаимодействия субъектов правоохранительной деятельности между собой и другими государственными организациями в вопросах предупреждения и пресечения криминальной деятельности сект. Сектантству можно и нужно противостоять, и это требование должно быть учтено при формировании системы национальной безопасности России.